Проект: Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» на основе технологии РКМЧП

Русский язык

Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

Проект

Урок русского языка в 6 классе  по теме «Имя числительное как часть речи» на основе технологии РКМЧП

 

Автор: Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

УМК: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 2. / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.

Тема: Имя числительное как часть речи

Цели:

Личностные:

  • формирование интереса, мотивации к учению, стремление к речевому самосовершенствованию; усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

  • умение терминологически определять лингвистические понятия; выполнять логические операции (обобщение, установление аналогий, классификация);
  • развитие способности с помощью вопросов добывать информацию;
  • умение работать в сотрудничестве (в группах), владение всеми видами речевой деятельности

Предметные:

  • формирование представления об имени числительном как части речи (общем значении, его морфологических признаках и синтаксической роли), умение находить числительные в тексте, различать по основным признакам (по значению, по структуре), определять синтаксическую роль числительного;

  • умение употреблять в речи, интонационно правильно и выразительно произносить числительные.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Ведущие методы и приёмы, используемые на уроке: системно-деятельностный подход к изучению материала; исследование методом наблюдения, сравнения, обобщения, РКМЧП, интерактивные технологии (работа группе (в парах), учебный диалог).

Оборудование: учебник «Русский язык» (часть II); дидактический материал для исследования, карточки (для составления ОК) ; ОК (опорный конспект) – на экране (через проектор).

 

Стадии технологии РКМЧП

Ход урока

 

I.Оргмомент (определить степень готовности учащихся к урока: проверка готовности к уроку рабочего места)

Запись темы. (Морфемный разбор слова числительное с целью предупреждения орфографической ошибки.

Стадия вызова

II. Работа над темой

1.Мотивация темы: Числа вокруг нас…Всё, что происходит с нами, так или иначе связано с числами. «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте.

Тогда почему мы говорим о числах на уроке русского языка? (приём «мозговой штурм»)

Приходим к выводу: число – это прежде всего слово, имеющее конкретное значение. Поэтому стоит разобраться в числах именно с этой точки зрения: цифра, число – это СЛОВО. Вот почему об этом мы будем говорить на уроках русского языка.

Тем более, что вначале действительно было слово, наши предки в древности, называя количество чего-либо, пытаясь что-то посчитать, использовали слова, цифры появятся позже. Так что часть речи числительное сравнительно молодая. Давайте узнаем, что же это за часть речи. Попробуйте сами определить свою задачу на уроке:

- что вы сегодня узнаете,

- чему научитесь,

- что вспомните.

2. Прогнозирование цели урока.

- Учебный диалог (возможный вариант)

- Тема сегодняшнего урока - «Имя числительное». Как ты думаешь, что мы сегодня узнаем? Что вспомним? Чему научимся?

- Мы узнаем, что такое числительное, какие слова относятся к этой части речи (то есть общее значение); научимся отличать числительное от других частей речи.

- А ещё узнаем, какие особенности имеют эти слова: как изменяются, как пишутся,

- И ещё, числительные мы употребляем в предложении. И я думаю, мы узнаем, чем является числительное в предложении, определим его синтаксическую роль.

- А какова практическая польза этих знаний?

- Это НАШ язык, поэтому узнать новое интересно и полезно.

- Определить задачу было сложно?

- Нет, так как мы изучали другие части речи по такой структуре

3.Актуализация опорных знаний. Структура определения морфологических признаков части речи

I. Общее значение: что обозначает часть речи

II. Морфологические особенности

III. Синтаксическая роль в предложении.

Таким образом, нам предстоит заполнить кластер, состоящий из данных частей, который станет опорным конспектом (ОК) в дальнейшем изучении темы.

Стадия осмысления

4. Исследование темы (по группам). Составление кластера (см. Приложение 1-3)

Текст для исследования

Задание. Прочитайте и запишите текст. Проведите исследование (по группам).

Меня зовут … . Моё любимое число – семь. Поэтому я просыпаюсь в семь часов утра. А ещё мне нравится седьмой день недели.

Я учусь в шестом классе пятьдесят четвёртой школы. Нашей школе более двадцати пяти лет.

Почти шесть лет я учу математику. Я знаю, что девять делится на три. Два и два – четыре. Как просто! А в первом классе я думал иначе.

Группа 1. Задача исследования:

I.Определить общее значение числительных (т. е. что обозначает числительное)

Объект исследования: 1-й абзац

Способ исследования: поставить вопрос к выделенному слову, сделать вывод, что оно обозначает (число, количество, порядок при счёте).

Сделать вывод: числительные отвечают на вопросы …          (Сколько? Какой по счёту?)       

И поэтому делятся на две группы: …       (количественные и порядковые)

2.Заполните свою часть кластера (ОК)

3.Задайте вопросы классу – на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)

Группа 2. Задача исследования:

1.Определить морфологические особенности числительных

Объект исследования: 2-й абзац

Способ исследования: укажите корень в выделенных словах, сделайте вывод о структуре слова (простое, сложное, составное); обратить внимание, как они изменяются (род, число, падеж).

Сделать вывод: числительные по структуре бывают ...     (простые, сложные, составные)

Числительны изменяются ….       (по родам, числам, падежам)

2. Заполните свою часть кластера (ОК).

3.Задайте вопросы классу – на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)

Группа 3. Задача исследования:

1.Определить синтаксическую роль имени числительного

Объект исследования: 3-й абзац.

Способ исследования: подчеркните грамматическую основу, поставьте вопрос к выделенным словам, укажите член предложения.

Сделать вывод: числительное в предложении может быть … (любым членом предложения)

2. Заполните свою часть кластера (ОК).

Задайте вопросы классу — на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)).

Физминутка (считалочка «Имя числительное» - приложение к уроку №4)

5. Работа с текстом в учебнике (с элементами приёма «инсерт»).

Прочитайте информационный текст (§11, с.54-55). Сравните результаты, полученные в ходе самостоятельного исследования с материалом в учебнике.

Дополните (уточните) запись в ОК. Приведите примеры.

Самоконтроль (см. ОК на экране - приложение 5)

Проблемный (ТОЛСТЫЙ) вопрос.

Среди числительных оказались слова: три, третий, утроить. Кто «самозванец»? Почему?

6. Практическая работа – закрепление изученного.

1). Упражнение 67 в учебнике. (Читают пословицы, называют числительные, определяют разряд, обосновывая свой выбор — работа в парах).

2). Запишите фразеологизмы, определите их лексическое значение (составление двухчастной таблицы).

Материал для работы (на экране):

Фразеологизм

Лексическое значение

Сидеть в четырех стенах

 

один на один

 

заблудился в трех соснах

 

первый блин комом,

 

лить слезы в три ручья

 

наговорить с три короба

 

семь бед- один ответ

 

семеро одного не ждут

 

ум хорошо, а два лучше

 

играть первую скрипку

 

семи пядей во лбу

 

семь потов сошло

 

семь раз отмерь, один раз отрежь

 

идти)на все четыре стороны

 

Стадия рефлексии

7. Какие из данных фразеологизмов помогут вам оценить вашу работу на уроке? (устно)

8. Творческая работа ( с элементами дискуссии)

Мини-сочинение «Числа в моей жизни» (или «Мои любимые числа»).

Подчеркните числительные, в своём сочинении, сделайте вывод о роли числительных в нашей жизни. (Вспомните начало урока: «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте. Вы согласитесь с таким утверждение? Своё мнение обоснуйте.)

9.Подведение итогов (в парах):

- Диалог по ОК, составленной на уроке (ОК на экране — приложение 5)

- Что узнали?

- Что узнаем на следующих уроках?

- Самооценка. На полях тетради своё восприятие темы оцените знаком

+ (очень хорошо),

+- (не очень хорошо),

- (скорее, плохо, чем хорошо).

IV. Домашнее задание:

§ 11, ОК (в тетради), упр.69

Инд. Задания: Рубрика «Это интересно». Заглянем в этимологический словарь

 

 

 

 

 

 

 

Документы:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Проект

Урок русского языка в 6 классе  по теме «Имя числительное как часть речи» на основе технологии РКМЧП

 

Автор: Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

УМК: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 2. / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.

Тема: Имя числительное как часть речи

Цели:

Личностные:

  • формирование интереса, мотивации к учению, стремление к речевому самосовершенствованию; усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

  • умение терминологически определять лингвистические понятия; выполнять логические операции (обобщение, установление аналогий, классификация);
  • развитие способности с помощью вопросов добывать информацию;
  • умение работать в сотрудничестве (в группах), владение всеми видами речевой деятельности

Предметные:

  • формирование представления об имени числительном как части речи (общем значении, его морфологических признаках и синтаксической роли), умение находить числительные в тексте, различать по основным признакам (по значению, по структуре), определять синтаксическую роль числительного;

  • умение употреблять в речи, интонационно правильно и выразительно произносить числительные.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Ведущие методы и приёмы, используемые на уроке: системно-деятельностный подход к изучению материала; исследование методом наблюдения, сравнения, обобщения, РКМЧП, интерактивные технологии (работа группе (в парах), учебный диалог).

Оборудование: учебник «Русский язык» (часть II); дидактический материал для исследования, карточки (для составления ОК) ; ОК (опорный конспект) – на экране (через проектор).

 

Стадии технологии РКМЧП

Ход урока

 

I.Оргмомент (определить степень готовности учащихся к урока: проверка готовности к уроку рабочего места)

Запись темы. (Морфемный разбор слова числительное с целью предупреждения орфографической ошибки.

Стадия вызова

II. Работа над темой

1.Мотивация темы: Числа вокруг нас…Всё, что происходит с нами, так или иначе связано с числами. «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте.

Тогда почему мы говорим о числах на уроке русского языка? (приём «мозговой штурм»)

Приходим к выводу: число – это прежде всего слово, имеющее конкретное значение. Поэтому стоит разобраться в числах именно с этой точки зрения: цифра, число – это СЛОВО. Вот почему об этом мы будем говорить на уроках русского языка.

Тем более, что вначале действительно было слово, наши предки в древности, называя количество чего-либо, пытаясь что-то посчитать, использовали слова, цифры появятся позже. Так что часть речи числительное сравнительно молодая. Давайте узнаем, что же это за часть речи. Попробуйте сами определить свою задачу на уроке:

- что вы сегодня узнаете,

- чему научитесь,

- что вспомните.

2. Прогнозирование цели урока.

- Учебный диалог (возможный вариант)

- Тема сегодняшнего урока - «Имя числительное». Как ты думаешь, что мы сегодня узнаем? Что вспомним? Чему научимся?

- Мы узнаем, что такое числительное, какие слова относятся к этой части речи (то есть общее значение); научимся отличать числительное от других частей речи.

- А ещё узнаем, какие особенности имеют эти слова: как изменяются, как пишутся,

- И ещё, числительные мы употребляем в предложении. И я думаю, мы узнаем, чем является числительное в предложении, определим его синтаксическую роль.

- А какова практическая польза этих знаний?

- Это НАШ язык, поэтому узнать новое интересно и полезно.

- Определить задачу было сложно?

- Нет, так как мы изучали другие части речи по такой структуре

3.Актуализация опорных знаний. Структура определения морфологических признаков части речи

I. Общее значение: что обозначает часть речи

II. Морфологические особенности

III. Синтаксическая роль в предложении.

Таким образом, нам предстоит заполнить кластер, состоящий из данных частей, который станет опорным конспектом (ОК) в дальнейшем изучении темы.

Стадия осмысления

4. Исследование темы (по группам). Составление кластера (см. Приложение 1-3)

Текст для исследования

Задание. Прочитайте и запишите текст. Проведите исследование (по группам).

Меня зовут … . Моё любимое число – семь. Поэтому я просыпаюсь в семь часов утра. А ещё мне нравится седьмой день недели.

Я учусь в шестом классе пятьдесят четвёртой школы. Нашей школе более двадцати пяти лет.

Почти шесть лет я учу математику. Я знаю, что девять делится на три. Два и два – четыре. Как просто! А в первом классе я думал иначе.

Группа 1. Задача исследования:

I.Определить общее значение числительных (т. е. что обозначает числительное)

Объект исследования: 1-й абзац

Способ исследования: поставить вопрос к выделенному слову, сделать вывод, что оно обозначает (число, количество, порядок при счёте).

Сделать вывод: числительные отвечают на вопросы …          (Сколько? Какой по счёту?)       

И поэтому делятся на две группы: …       (количественные и порядковые)

2.Заполните свою часть кластера (ОК)

3.Задайте вопросы классу – на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)

Группа 2. Задача исследования:

1.Определить морфологические особенности числительных

Объект исследования: 2-й абзац

Способ исследования: укажите корень в выделенных словах, сделайте вывод о структуре слова (простое, сложное, составное); обратить внимание, как они изменяются (род, число, падеж).

Сделать вывод: числительные по структуре бывают ...     (простые, сложные, составные)

Числительны изменяются ….       (по родам, числам, падежам)

2. Заполните свою часть кластера (ОК).

3.Задайте вопросы классу – на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)

Группа 3. Задача исследования:

1.Определить синтаксическую роль имени числительного

Объект исследования: 3-й абзац.

Способ исследования: подчеркните грамматическую основу, поставьте вопрос к выделенным словам, укажите член предложения.

Сделать вывод: числительное в предложении может быть … (любым членом предложения)

2. Заполните свою часть кластера (ОК).

Задайте вопросы классу — на основе ОК

(взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)).

Физминутка (считалочка «Имя числительное» - приложение к уроку №4)

5. Работа с текстом в учебнике (с элементами приёма «инсерт»).

Прочитайте информационный текст (§11, с.54-55). Сравните результаты, полученные в ходе самостоятельного исследования с материалом в учебнике.

Дополните (уточните) запись в ОК. Приведите примеры.

Самоконтроль (см. ОК на экране - приложение 5)

Проблемный (ТОЛСТЫЙ) вопрос.

Среди числительных оказались слова: три, третий, утроить. Кто «самозванец»? Почему?

6. Практическая работа – закрепление изученного.

1). Упражнение 67 в учебнике. (Читают пословицы, называют числительные, определяют разряд, обосновывая свой выбор — работа в парах).

2). Запишите фразеологизмы, определите их лексическое значение (составление двухчастной таблицы).

Материал для работы (на экране):

Фразеологизм

Лексическое значение

Сидеть в четырех стенах

 

один на один

 

заблудился в трех соснах

 

первый блин комом,

 

лить слезы в три ручья

 

наговорить с три короба

 

семь бед- один ответ

 

семеро одного не ждут

 

ум хорошо, а два лучше

 

играть первую скрипку

 

семи пядей во лбу

 

семь потов сошло

 

семь раз отмерь, один раз отрежь

 

идти)на все четыре стороны

 

Стадия рефлексии

7. Какие из данных фразеологизмов помогут вам оценить вашу работу на уроке? (устно)

8. Творческая работа ( с элементами дискуссии)

Мини-сочинение «Числа в моей жизни» (или «Мои любимые числа»).

Подчеркните числительные, в своём сочинении, сделайте вывод о роли числительных в нашей жизни. (Вспомните начало урока: «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте. Вы согласитесь с таким утверждение? Своё мнение обоснуйте.)

9.Подведение итогов (в парах):

- Диалог по ОК, составленной на уроке (ОК на экране — приложение 5)

- Что узнали?

- Что узнаем на следующих уроках?

- Самооценка. На полях тетради своё восприятие темы оцените знаком

+ (очень хорошо),

+- (не очень хорошо),

- (скорее, плохо, чем хорошо).

IV. Домашнее задание:

§ 11, ОК (в тетради), упр.69

Инд. Задания: Рубрика «Это интересно». Заглянем в этимологический словарь

 

 

 

 

 

 

 

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):