Марченко Татьяна Анатольевна
международная русская школа им. А.С.Пушкина в г. Стамбул, Турция
Класс 8
Тема урока: «Типы химических реакций»
Цель урока:
деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения; формировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов и реагентов реакции.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:знать «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», определения «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем.
Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
Личностные:
убеждаются в познаваемости мира.
Тип урока
1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.2. По способу организации: синтетический урок
3. По ведущему методу обучения: проблемный урок
Метод обучения
самостоятельная работа, работа с карточками, взаимоконтрольОсновные вопросы урока
1. Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов2. Реакции соединения.
3. Реакции разложения.
4. Реакции замещения.
5. Реакции обмена.
Оборудование
учебник, карточки, презентация, компьютер, проектор.Образовательные интернет-ресурсы
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.УЧИТЕЛЬ:
— В начале урока мне бы хотелось продемонстрировать опыт: «Вулкан». (учитель демонстрирует опыт соблюдая технику безопасности)
— Ребята! А сейчас давайте подумаем, к какому явлению физическому или химическому можно отнести данный опыт? Почему?
— Можем ли мы назвать это явление химической реакцией? Почему?
УЧАЩИЕСЯ: этот опыт является химическим явлением, т. к. из одного вещества образовалось другое, новое.
УЧИТЕЛЬ:
— Верно! Ребята, а давайте вспомним признаки химических реакций!
УЧАЩИЕСЯ: изменение цвета, выпадение осадка и его растворение, выделение газа, появление запаха, с выделением или поглощением тепла (света).
УЧИТЕЛЬ:
— Ребята! А какой признак у проведенной нами реакции?
УЧАЩИЕСЯ: данная реакция сопровождается изменение цвета.
УЧИТЕЛЬ:
— Хорошо, ребята! Молодцы!
2. Объяснение новой темы:
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.Учитель предлагает решить проблему: почему в срезанных вечером зеленых культурах (салат, петрушка, укроп и др.) содержится больше питательных веществ, чем в срезанных в утреннее время? (Зная условия протекания реакций фотосинтеза, можно утверждать, что к вечеру происходит максимальное накопление углеводов в листьях, а к утру они частично расходуются на процесс дыхания. Вечерняя зелень полезнее утренней.)
— В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?
УЧИТЕЛЬ:
— В природе также большое многообразие живых организмов, разнообразие видов растений и животных
Вопрос классу: как поступали ученые — биологи в подобном случае?
— Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы.
Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций?
Что такое классификация?
УЧАЩИЕСЯ: ученики вместе с учителем вспоминают основы классификации и систематики видов животных и растений. Приводят примеры.
УЧИТЕЛЬ:
— Ребята! Какова цель нашего урока исходя из этого?
УЧАЩИЕСЯ: Классификация химических реакций
УЧИТЕЛЬ:
— А тема урока какова?
УЧАЩИЕСЯ: Деление на группы
Изучение типов химических реакций и их классификация
Типы химических реакций
УЧИТЕЛЬ:
— Молодцы! Используя эти знания, мы сегодня продолжим изучать химические реакции и познакомимся с типами химических реакций и их классификацией.
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.УЧИТЕЛЬ:
— Запишите тему урока в тетрадь (открывается тема урока)
УЧИТЕЛЬ:
— Внимание на меня! Разбирает матрешку, по очереди доставая меньшую.
Сколько было матрёшек?
Сколько стало?
Какое действие я совершала, доставая матрешки?
Как можно назвать тип реакции, в основе которых лежит разложение?
Верно. Это один из типов химических реакций. На слайде несколько примеров
2Ag2O = 4Ag + O2
CaCO3 = CaO + CO2
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
УЧАЩИЕСЯ: Высказывают предположения.
Учитель комментирует (1 реакцию, далее просит детей) какие вещества участвуют в реакции, какое количество веществ вступает и образуется в результате химической реакции.
УЧИТЕЛЬ:
— А теперь я сделаю наоборот. (учитель собирает 2 матрешки в одну)
Какое действие я выполняла с матрешками, когда их собирала?
В основе какого типа реакций лежит это действие?
Правильно. Это еще один тип химических реакций, который называется реакцией соединения.
На слайде несколько примеров
C + O2 = CO2;
Na2O + CO2 = Na2CO3;
NH3 + CO2 + H2O = NH4HCO3.
Учитель комментирует (1 реакцию, далее просит детей) какие вещества участвуют в реакции, какое количество веществ вступает и образуется в результате химической реакции.
УЧИТЕЛЬ:
Выкладывает слово ДОМ с помощью букв на магнитах.
— Что нужно сделать, чтобы при составлении ребуса из слова «ДОМ» получить слово «СОМ»?
Как назвать такое действие?
В основе какого типа реакций лежит это действие?
Замечательно. Это еще один тип химических реакций.
На слайде несколько примеров
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu;
2NaI + Cl2 = 2NaCl + I2;
CuO + H2 =Cu + H2O
Учитель комментирует (1 реакцию, далее просит детей)какие вещества участвуют в реакции, какое количество веществ вступает и образуется в результате химической реакции.
УЧИТЕЛЬ:
— Реакции замещения — это реакции, в ходе которых в результате взаимодействия простого и сложного веществ образуются новое простое и новое сложное вещества.
УЧИТЕЛЬ:
Просит учеников, сидящих на соседних партах, поменяться местами.
— Какое действие вы сейчас совершили?
— Как назвать тип реакций, в основе которых лежит это действие?
— Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос мы можем дать?
— С данным типом химических реакций вы познакомитесь в дальнейшем при изучении тем.
4. Планирование
УЧИТЕЛЬ:— Ребята, а сейчас мы поработаем в парах на закрепление материала. Я сейчас каждой паре раздам маршрутные листы, на которых указаны номера столов, за которыми вы будете выполнять задания и оценивать себя и друг друга.
Задание для стола № 1. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.
1) 2H2O = 2H2 + O2
2) 2Na + Cl2 = 2NaCl
3) 2KMnO2 = K2MnO4 + MnO2 + O2
4) CaO + H2O = Ca (OH)2
5) Cu (OH)2 = CuO + H2O
Взаимопроверка: ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте задание, оцените друг друга по критериям. Оценку выставьте в оценочный лист.
Критерии оценивания:
1-2 правильно определенные уравнения — оценка «2»;
три правильно определенных уравнения — оценка «3»;
четыре правильно определенных уравнения — оценка «4»;
пять правильно определенных уравнения — оценка «5».
1-2 правильно выполненные уравнения — оценка «2»;
три правильно выполненных уравнения — оценка «3»;
четыре правильно выполненных уравнения — оценка «4»;
пять правильно выполненных уравнения — оценка «5».
Задание для стола № 2. Откройте учебник на с. 71 и проведите лабораторный опыт «Реакция замещения меди железом».
Ребята! Не забывайте про технику безопасности!!! Внимательно прочитайте инструкцию и выполните опыт.
Запишите уравнение химической реакции, укажите тип веществ в химической реакции (сложное или простое), количество веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате нее.
Итого: 5 баллов. Ребята! Какое количество баллов в сумме у вас получилось, такая и оценка должна быть выставлена в оценочный лист.
Задание для стола № 4. Ребята! Выполните интерактивное задание на компьютере. (http://files.school-collection.edu.ru)
Критерии оценивания:
1.За первое правильно выполненное задание — 1 балл;
2.За второе правильно выполненное задание — 2 балла;
3. За третье правильно выполненное задание — 2 балла.
Итого: 5 баллов. Ребята! Какое количество баллов в сумме у вас получилось, такая и оценка должна быть выставлена в оценочный лист.
УЧИТЕЛЬ:
— Ребята, молодцы! Садитесь на свои места. Ребята, выставьте, пожалуйста, итоговые оценки за урок в своих оценочных листах и отложите в сторону.
Взаимопроверка: ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте задание, оцените друг друга по критериям. Оценку выставьте в оценочный лист.
Вступивших в реакцию и образовавшихся в результате нее — 1 балл.
Итоговое закрепление (без оценки):
Задание 1.УЧИТЕЛЬ:
— К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.
Ответ. Письмо.
«Угадай слово»
Уравнения реакций Типы химических реакций
соединения разложения замещения
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Б В П
2Fe (OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O Г И К
2Ca + O2 = 2CaO С Ж С
Na + H2 = 2NaH Ь У Т
2HgO = 2Hg + O2 А М Р
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 Ш Л О
(Учащиеся меняются местами до тех пор, пока все задания будут выполнены)
Задание 2.
УЧИТЕЛЬ:
— На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.
В центре цветов записаны формулы веществ.
Количество цветков, шт. 4 4 4 4 4 4 4 4
Задание 3.
УЧИТЕЛЬ:
— Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций.
Название «букета» Уравнения из химических «цветов»
Реакция соединения
Реакция разложения
Реакция замещения
По одному ученику из группы приглашаются к доске составлять «букеты», остальные на своих местах записывают схемы реакций в своих тетрадях.
5. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.УЧИТЕЛЬ:
— Я предлагаю вам небольшую анкету. В левом столбике вы читаете начало предложения, а в правом нужно подчеркнуть вариант продолжения предложения, относящийся к вам.
1. На уроке я работал Активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я Доволен/не доволен
3. Урок для меня показался Коротким/длинным
4. За урок я Не устал/ устал
5. Мое настроение Стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был
- Понятен/непонятен
- Полезен/бесполезен
- Интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется
- Легким/трудным
- Интересным/неинтересным6. Домашнее задание
УЧИТЕЛЬ:
— Ребята! Выберите себе задание на ту оценку, которая вас устраивает и выполни задание.
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3 Реакция…
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O Реакция…
в) H2O2 —> H2 + O2 Реакция…
г) HNO3 + Fe (OH)3 —> Fe (NO3)3 + H2O Реакция…
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) AgI —>… Реакция…
б) MgO + H2SO4 —>… Реакция…
в) Al + HCl —>… Реакция…
г) Na + Cl2 —>… Реакция…
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —>… Реакция…
б) FeCl3 + Zn —>… Реакция…
в) CH4 —>… Реакция…
г) KOH + Ca (OH) 2 —>… Реакция…
д) Ba + O2 —>… Реакция…
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С. А., Акционерное общество «Издательство „Просвещение“• Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С. А., Акционерное общество „Издательство „Просвещение“
таблицы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://iro-49.ru/wp-content/uploads/2023/04/Химия-базовый-уровень.-Реализация-требований-ФГОС-основ...ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://educont.ru/?utm_source=eljurhttps://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/