«Моделирование внеурочной деятельности образовательной организации в условиях введения ФГОС»

Внеурочная деятельность

Чуликова Антонина Петровна, заместитель директора по ВР ГБОУ «Школа № 922» г. Москвы

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУССКОЕ СЛОВО»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА.

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ВЫПОЛНИЛА:

ЧУЛИКОВА АНТОНИНА ПЕТРОВНА

Заместитель директора по ВР

ГБОУ «Школа № 922» г. Москвы

МОСКВА 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

1. Внеурочная деятельность (общая характеристика)

Основная часть

1. Направления внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление.

2. Модели внеурочной деятельности.

3. Алгоритм моделирования внеурочной деятельности.

4. Структура программы внеурочной деятельности (описание).

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС является одним из основных видов деятельности общеобразовательной организации и так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В ФГОС определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретной образовательной организации. С учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся и составляющих ФГОС возможны различные подходы к организации внеурочной деятельности:

·                    организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития обучающихся;

·                    организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы;

·                    организации внеурочной деятельности с целью достижения личностных результатов обучающихся;

·                    внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации.

При выборе образовательной организацией моделей организации внеурочной деятельности в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

o        основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность;

o        план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;

·                    план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;

o        план внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего;

o        образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

o        внеурочная деятельность организуется образовательной организацией по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

o        внеурочная деятельность организуется через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;

o        при описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Принципы организации внеурочной деятельности:

·                    соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

·                    опора на традиции и положительный опыт организации деятельности в рамках воспитательной системы школы;

·                    опора на ценности воспитательной системы школы;

·                    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Способы организации внеурочной деятельности:

1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения – погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, театрализованные представления и др.;

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Условия эффективной организации внеурочной деятельности в образовательной организации:

·                    рассмотрение внеурочной деятельности как компонента целостного учебно-воспитательного процесса;

·                    определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности;

·                    технологическое обеспечение внеурочной деятельности;

·                    изучение интересов обучающихся и их потребностей;

·                    уникальность созданной в образовательной организации системы внеурочной деятельности.

2. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное;

2. Духовно-нравственное;

3. Социальное;

4. Общекультурное.

5. Общеинтеллектуальное.

Духовно-нравственное направление.

Цель: воспитание и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное развитие личности: осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятий базовых национальных ценностей.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности:

·                    Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·                    Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·                    Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания)

·                    Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·                    Здоровье;

·                    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·                    Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·                    Традиционные религии России (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

·                    Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·                    Природа;

·                    Человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Задачи Программы духовно-нравственного воспитания:

1.                  Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

2.                  Формировать моральные нормы и правила нравственного поведения.

3.                  Воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; формировать первоначальные навыки общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

4.                  Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде.

5.                  Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях.

6.                  Совершенствовать педагогическое мастерство и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания.

7.                  Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.

8.                  Использовать воспитательный потенциал организации дополнительного образования и других организации, развивать с ними социальное партнерство.

Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки.

Детская благотворительность.

2. МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Модель организации образовательной организацией внеурочной деятельности самостоятельно на базе самой образовательной организацией (внутришкольная).

2. Модель организации образовательной организацией внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя).

3. Модель организации внеурочной деятельности на базе самой образовательной организацией (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).

Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности: образовательная организация, исходя из наличия всего комплекса необходимых ресурсов самостоятельно, на собственной базе, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа своих работников участников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы ее реализации, рассчитывает источники финансирования внутри фонда оплаты труда.

Внешняя модель организации внеурочной деятельности реализуется образовательной организацией при отсутствии комплекса ресурсов, вследствие чего реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких организаций – социальных партнеров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут являться договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом образовательная организация является для своих партнеров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечить выполнение основной образовательной программы начального общего образования данной образовательной организации.

Смешанная модель на практике будет являться распространенной поскольку во многих образовательных организациях, с одной стороны, есть необходимость восполнения за счет внешних партнерских организаций недостающих для развертывания внеурочной деятельности ресурсов, а с другой, – заинтересованность в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта, наполнении их новым смыслом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В условиях смешанной модели образовательной организации организует внеурочную деятельность на основе точного анализа собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счет других учреждений, на основе чего и разрабатывает механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности.

Представленная классификация организационных моделей внеурочной деятельности в зависимости от условий организации образовательного процесса позволяет образовательной организации сделать обоснованный выбор той из них, которая наиболее полно соответствует целям и планируемым результатам реализации его основной образовательной программы начального общего образования.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала школьной системы дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ.

Преимущества модели дополнительного образования заключаются в привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию детей.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня, организованной в образовательном учреждении в полном соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями. Данную модель характеризует:

·                    создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разных пространств;

·                    содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательной организации;

Основание выбора моделей внеурочной деятельности

При выборе образовательной организации моделей организации внеурочной деятельности школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

1. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность;

2. План внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы образовательной организации;

3. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;

4. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения);

5. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

6. Внеурочная деятельность организуется образовательной организацией по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

При описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательной организацией самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации.

3. АЛГОРИТМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выбор образовательной организацией модели организации внеурочной деятельности обучающихся в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

I этап - определение целей, принципов внеурочной деятельности,

их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;

II этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности образовательной организацией;

III этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

IV этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями ее реализации.

Следование алгоритму позволит образовательной организации наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в большей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов образовательной организации для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.

На I этапе определяются цели и принципы внеурочной деятельности, отражённые в Программе.

Определение целей внеурочной деятельности является компетенцией образовательной организации. Основу данных целевых ориентиров составляют требования ФГОС, интересы и потребности обучающихся, запросы родителей (законных представителей) и целевые установки деятельности образовательной организации, отражённые в таких частях его Программы, как:

·                    пояснительная записка;

·                    планируемые результаты усвоения обучающимися Программы;

·                    программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях образования;

·                    программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

·                    программа коррекционной работы.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности будут осуществляться более эффективно при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гуманистической направленности, предполагающий отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между:

·                    основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);

·                    урочной и внеурочной деятельностью;

·                    всеми участниками внеурочной деятельности (педагогами, обучающимися, родителями, социальными партнёрами и др.);

·                    региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования.

3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольное участие в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

5. Принцип успешности и социальной значимости, направленный на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, на создание ситуаций успеха в личностной и общественно значимой деятельности.

На II этапе анализируются предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации об образовательного процесса в образовательной организации поставленным целям, отражённым в его Программе.

Нормативное обеспечение.

Реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательной организации.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательной организации должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Финансово-экономические условия

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательной организацией должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования:

·                    нормативное;

·                    программное;

·                    стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей. В данном случае предполагается финансирование:

·                    части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спец-курсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

·                    внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированые на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

·                    групп продленного дня;

·                    деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направленно, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д. Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, этнокультурной направленности.

3. Внебюджетное финансирование за счет платных дополнительных образовательных услуг. Согласно пунктов 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Однако, эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Поэтому, если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д.

Организационные условия

Выбор образовательной организацией моделей внеурочной деятельности предполагает:

·                    распределение полномочий по организации и реализации внеурочной деятельности между субъектами образовательного процесса;

·                    уточнение, корректировку функционала педагогических работников школы, вовлеченных в реализацию программ внеурочной деятельности;

·                    конкретизацию организационной структуры управления реализацией основной образовательной программы общего образования;

·                    формирование расписаний для классов и групп обучающихся, определение площадок для внеурочной деятельности, составление годового календарного графика, плана методической работы, внутри школьного контроля с учетом потребностей реализации программ внеурочной деятельности;

·                    организацию социально-педагогического партнерства образовательной организации и учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта через договоры о совместном сотрудничестве образовательной организации и других образовательных учреждений и организаций;

·                    создание общего программно-методического пространства урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, направленного на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Структуру программы внеурочной деятельности необходимо разработать на уровне образовательной организации, обсудить и согласовать на заседании научно-методического или методического совета. После чего данная структура программы утверждается приказом директора образовательной организации.

При рассмотрении структуры программы внеурочной деятельности педагогов целесообразно провести сопоставление с требованиями к программам отдельных учебных предметов, курсов.

Структура может включать:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса.

6. Описание методического и / или материально-технического обеспечения образовательного процесса (УМК).

7. Список литературы.

8. Приложения.

Рассмотрим содержание структурных компонентов.

1. Титульный лист.

Должен содержать: наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена данная программа; название про-граммы; направленность; возраст детей, на которых рассчитана составленная программа; сроки ее реализации; фамилию, имя, отчество, должность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.

2. Пояснительная записка.

Должна содержать: направленность программы; её актуальность (госу-дарственный заказ – ФГОС ОО, социальный заказ родителей и пожелания детей на основе проведенного анкетирования); цель и задачи программы (одна цель и не более 3–5 задач); возраст детей, их психолого-педагогическая характеристика; сроки реализации (общая продолжительность, этапы); краткое обоснование ценностных ориентиров и логики формирования содержания курса, форм и режима занятий (дел); выделение результатов (личностные, метапредметные, возможно предметные), на которые может оказать влияние реализуемый курс (возможно способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

При разработке программы наибольшее количество затруднений возникает при формулировании цели и задач. Поэтому имеет смысл уточнить определения.

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а по возможности и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого воспитанник реально может достичь к четко определенному моменту времени, который в нашем случае должен соответствовать и требованиям ФГОС НОО.

Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение – определить стратегию и тактику образовательного процесса. Однако точно поставить цель без предварительного анализа образовательного уровня детей группы, всего детского объединения, особенностей окружающей среды, вашего региона затруднительно. Чем объемнее программа, тем глубже должен быть анализ. Как правило, цель можно сформулировать по следующей проблематике:

·                    развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию;

·                    развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

·                    коррекция психофизического и умственного развития детей;

·                    формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции и основ гражданской идентичности;

·                    формирование социальных компетенций; адаптация в обществе детей с проблемами, в том числе и профилактике асоциального поведения детей;

·                    повышение занятости детей в свободное время;

·                    физическое развитие и оздоровление детей.

Конкретизация целей в тексте программы проходит в ходе определения задач – путей достижения цели. При формировании задач С.В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией:

·                    познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);

·                    развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);

·                    мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы добро-желательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);

·                    социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);

·                    обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

·                    эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);

·                    оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать).

Основная трудность, которая может возникнуть у педагога, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы курса внеурочной деятельности – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

3. Учебно-тематический план.

Должен содержать: перечень разделов, тем программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Но при этом необходимо помнить, что внеурочная деятельность, являясь практико-ориентированной, не должна подразумевать большого количества лекционных занятий. Обратить внимание необходимо и на формы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция, выставка и т. д., но не лекция в начальной школе). УТП составляется в соответствии с продолжительностью реализации программы. Каникулярное время планируется в соответствии с положениями Устава образовательного учреждения. Программы, рассчитанные более чем на год, представляют УТП на каждый год отдельно. Оформление УТП рекомендуется в виде таблицы.

Пример 1.

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

Теория

Практика

Пример 2

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

При проведении занятий педагог может использовать традиционные формы организации деятельности детей

ФОРМА

Педагогические задачи

Лекция

Демонстрация

Устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар

Репетиция

Тренировка

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы.

Дискуссия

Экзерсис

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение предмета изучения, выбор решения проблемы расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического мышления и отстаивания своей точки зрения.

Конференция

Конкурс

Концерт

Выставка

Встреча представителей различных организаций прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

Экскурсия

 

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Экспедиция

Туристический поход

Поездка (передвижение) со специальным заданием (целью) реализует комплекс разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др.

4. Содержание изучаемого курса.

Раздел может содержать: краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы. В процессе разработки программы следует учитывать следующий принцип – педагог должен достаточное время проводить с ребенком, а не «с бумагой». Следовательно, объем программы должен быть оптимальным, если программа рассчитана на 1 час реализации в неделю, содержание изучаемого курса можно раскрыть в УТП или пояснительной записке.

5. Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа внеурочной деятельности, педагог ориентируется на требования ФГОС.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действия (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты представлены в Стандарте следующим образом:

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1. Устав образовательной организации с изменениями в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

2. Должностные инструкции работников образовательной организации, отражающие обязанности по реализации внеурочной деятельности.

3. Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся.

4. Положение о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

5. Положения о формах самоуправления образовательной организации.

6. Договор о сотрудничестве образовательной организации и учреждений дополнительного образования детей.

7. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

8. Положение о программе внеурочной деятельности.

9. Приказы об утверждении программ учебных курсов, дисциплин (модулей), в том числе программ внеурочной деятельности.

10. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность реализации внеурочной деятельности.

11. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

12. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Внеурочная деятельность в ОО позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обучающихся с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.

2.                 Федеральный закон РФ «Об образовании».

3.А. В. Кисляков, А. В. Щербаков. Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе. Ярославский вестник, 2014.№ 4, том 2.

4. Моделирование внеурочной деятельности. Методические разработки. Смоленск, 2015.

5. Савина Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. М.2013.

6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2013.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М,    Просвещение, 2010г.

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУССКОЕ СЛОВО»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА.

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ВЫПОЛНИЛА:

ЧУЛИКОВА АНТОНИНА ПЕТРОВНА

Заместитель директора по ВР

ГБОУ «Школа № 922» г. Москвы

МОСКВА 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

1. Внеурочная деятельность (общая характеристика)

Основная часть

1. Направления внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление.

2. Модели внеурочной деятельности.

3. Алгоритм моделирования внеурочной деятельности.

4. Структура программы внеурочной деятельности (описание).

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС является одним из основных видов деятельности общеобразовательной организации и так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В ФГОС определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретной образовательной организации. С учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся и составляющих ФГОС возможны различные подходы к организации внеурочной деятельности:

·                    организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития обучающихся;

·                    организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы;

·                    организации внеурочной деятельности с целью достижения личностных результатов обучающихся;

·                    внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации.

При выборе образовательной организацией моделей организации внеурочной деятельности в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

o        основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность;

o        план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;

·                    план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;

o        план внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего;

o        образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

o        внеурочная деятельность организуется образовательной организацией по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

o        внеурочная деятельность организуется через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;

o        при описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Принципы организации внеурочной деятельности:

·                    соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

·                    опора на традиции и положительный опыт организации деятельности в рамках воспитательной системы школы;

·                    опора на ценности воспитательной системы школы;

·                    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Способы организации внеурочной деятельности:

1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения – погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, театрализованные представления и др.;

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Условия эффективной организации внеурочной деятельности в образовательной организации:

·                    рассмотрение внеурочной деятельности как компонента целостного учебно-воспитательного процесса;

·                    определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности;

·                    технологическое обеспечение внеурочной деятельности;

·                    изучение интересов обучающихся и их потребностей;

·                    уникальность созданной в образовательной организации системы внеурочной деятельности.

2. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное;

2. Духовно-нравственное;

3. Социальное;

4. Общекультурное.

5. Общеинтеллектуальное.

Духовно-нравственное направление.

Цель: воспитание и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное развитие личности: осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятий базовых национальных ценностей.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности:

·                    Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·                    Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·                    Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания)

·                    Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·                    Здоровье;

·                    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·                    Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·                    Традиционные религии России (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

·                    Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·                    Природа;

·                    Человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Задачи Программы духовно-нравственного воспитания:

1.                  Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

2.                  Формировать моральные нормы и правила нравственного поведения.

3.                  Воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; формировать первоначальные навыки общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

4.                  Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде.

5.                  Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях.

6.                  Совершенствовать педагогическое мастерство и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания.

7.                  Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.

8.                  Использовать воспитательный потенциал организации дополнительного образования и других организации, развивать с ними социальное партнерство.

Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки.

Детская благотворительность.

2. МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Модель организации образовательной организацией внеурочной деятельности самостоятельно на базе самой образовательной организацией (внутришкольная).

2. Модель организации образовательной организацией внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя).

3. Модель организации внеурочной деятельности на базе самой образовательной организацией (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).

Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности: образовательная организация, исходя из наличия всего комплекса необходимых ресурсов самостоятельно, на собственной базе, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа своих работников участников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы ее реализации, рассчитывает источники финансирования внутри фонда оплаты труда.

Внешняя модель организации внеурочной деятельности реализуется образовательной организацией при отсутствии комплекса ресурсов, вследствие чего реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких организаций – социальных партнеров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут являться договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом образовательная организация является для своих партнеров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечить выполнение основной образовательной программы начального общего образования данной образовательной организации.

Смешанная модель на практике будет являться распространенной поскольку во многих образовательных организациях, с одной стороны, есть необходимость восполнения за счет внешних партнерских организаций недостающих для развертывания внеурочной деятельности ресурсов, а с другой, – заинтересованность в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта, наполнении их новым смыслом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В условиях смешанной модели образовательной организации организует внеурочную деятельность на основе точного анализа собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счет других учреждений, на основе чего и разрабатывает механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности.

Представленная классификация организационных моделей внеурочной деятельности в зависимости от условий организации образовательного процесса позволяет образовательной организации сделать обоснованный выбор той из них, которая наиболее полно соответствует целям и планируемым результатам реализации его основной образовательной программы начального общего образования.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала школьной системы дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ.

Преимущества модели дополнительного образования заключаются в привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию детей.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня, организованной в образовательном учреждении в полном соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями. Данную модель характеризует:

·                    создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разных пространств;

·                    содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательной организации;

Основание выбора моделей внеурочной деятельности

При выборе образовательной организации моделей организации внеурочной деятельности школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

1. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность;

2. План внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы образовательной организации;

3. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;

4. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения);

5. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

6. Внеурочная деятельность организуется образовательной организацией по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

При описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательной организацией самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации.

3. АЛГОРИТМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выбор образовательной организацией модели организации внеурочной деятельности обучающихся в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

I этап - определение целей, принципов внеурочной деятельности,

их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;

II этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности образовательной организацией;

III этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

IV этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями ее реализации.

Следование алгоритму позволит образовательной организации наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в большей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов образовательной организации для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.

На I этапе определяются цели и принципы внеурочной деятельности, отражённые в Программе.

Определение целей внеурочной деятельности является компетенцией образовательной организации. Основу данных целевых ориентиров составляют требования ФГОС, интересы и потребности обучающихся, запросы родителей (законных представителей) и целевые установки деятельности образовательной организации, отражённые в таких частях его Программы, как:

·                    пояснительная записка;

·                    планируемые результаты усвоения обучающимися Программы;

·                    программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях образования;

·                    программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

·                    программа коррекционной работы.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности будут осуществляться более эффективно при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гуманистической направленности, предполагающий отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между:

·                    основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);

·                    урочной и внеурочной деятельностью;

·                    всеми участниками внеурочной деятельности (педагогами, обучающимися, родителями, социальными партнёрами и др.);

·                    региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования.

3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольное участие в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

5. Принцип успешности и социальной значимости, направленный на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, на создание ситуаций успеха в личностной и общественно значимой деятельности.

На II этапе анализируются предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации об образовательного процесса в образовательной организации поставленным целям, отражённым в его Программе.

Нормативное обеспечение.

Реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательной организации.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательной организации должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Финансово-экономические условия

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательной организацией должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования:

·                    нормативное;

·                    программное;

·                    стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей. В данном случае предполагается финансирование:

·                    части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спец-курсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

·                    внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированые на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

·                    групп продленного дня;

·                    деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направленно, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д. Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, этнокультурной направленности.

3. Внебюджетное финансирование за счет платных дополнительных образовательных услуг. Согласно пунктов 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Однако, эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Поэтому, если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д.

Организационные условия

Выбор образовательной организацией моделей внеурочной деятельности предполагает:

·                    распределение полномочий по организации и реализации внеурочной деятельности между субъектами образовательного процесса;

·                    уточнение, корректировку функционала педагогических работников школы, вовлеченных в реализацию программ внеурочной деятельности;

·                    конкретизацию организационной структуры управления реализацией основной образовательной программы общего образования;

·                    формирование расписаний для классов и групп обучающихся, определение площадок для внеурочной деятельности, составление годового календарного графика, плана методической работы, внутри школьного контроля с учетом потребностей реализации программ внеурочной деятельности;

·                    организацию социально-педагогического партнерства образовательной организации и учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта через договоры о совместном сотрудничестве образовательной организации и других образовательных учреждений и организаций;

·                    создание общего программно-методического пространства урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, направленного на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Структуру программы внеурочной деятельности необходимо разработать на уровне образовательной организации, обсудить и согласовать на заседании научно-методического или методического совета. После чего данная структура программы утверждается приказом директора образовательной организации.

При рассмотрении структуры программы внеурочной деятельности педагогов целесообразно провести сопоставление с требованиями к программам отдельных учебных предметов, курсов.

Структура может включать:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса.

6. Описание методического и / или материально-технического обеспечения образовательного процесса (УМК).

7. Список литературы.

8. Приложения.

Рассмотрим содержание структурных компонентов.

1. Титульный лист.

Должен содержать: наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена данная программа; название про-граммы; направленность; возраст детей, на которых рассчитана составленная программа; сроки ее реализации; фамилию, имя, отчество, должность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.

2. Пояснительная записка.

Должна содержать: направленность программы; её актуальность (госу-дарственный заказ – ФГОС ОО, социальный заказ родителей и пожелания детей на основе проведенного анкетирования); цель и задачи программы (одна цель и не более 3–5 задач); возраст детей, их психолого-педагогическая характеристика; сроки реализации (общая продолжительность, этапы); краткое обоснование ценностных ориентиров и логики формирования содержания курса, форм и режима занятий (дел); выделение результатов (личностные, метапредметные, возможно предметные), на которые может оказать влияние реализуемый курс (возможно способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

При разработке программы наибольшее количество затруднений возникает при формулировании цели и задач. Поэтому имеет смысл уточнить определения.

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а по возможности и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого воспитанник реально может достичь к четко определенному моменту времени, который в нашем случае должен соответствовать и требованиям ФГОС НОО.

Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение – определить стратегию и тактику образовательного процесса. Однако точно поставить цель без предварительного анализа образовательного уровня детей группы, всего детского объединения, особенностей окружающей среды, вашего региона затруднительно. Чем объемнее программа, тем глубже должен быть анализ. Как правило, цель можно сформулировать по следующей проблематике:

·                    развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию;

·                    развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

·                    коррекция психофизического и умственного развития детей;

·                    формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции и основ гражданской идентичности;

·                    формирование социальных компетенций; адаптация в обществе детей с проблемами, в том числе и профилактике асоциального поведения детей;

·                    повышение занятости детей в свободное время;

·                    физическое развитие и оздоровление детей.

Конкретизация целей в тексте программы проходит в ходе определения задач – путей достижения цели. При формировании задач С.В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией:

·                    познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);

·                    развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);

·                    мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы добро-желательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);

·                    социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);

·                    обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

·                    эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);

·                    оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать).

Основная трудность, которая может возникнуть у педагога, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы курса внеурочной деятельности – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

3. Учебно-тематический план.

Должен содержать: перечень разделов, тем программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Но при этом необходимо помнить, что внеурочная деятельность, являясь практико-ориентированной, не должна подразумевать большого количества лекционных занятий. Обратить внимание необходимо и на формы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция, выставка и т. д., но не лекция в начальной школе). УТП составляется в соответствии с продолжительностью реализации программы. Каникулярное время планируется в соответствии с положениями Устава образовательного учреждения. Программы, рассчитанные более чем на год, представляют УТП на каждый год отдельно. Оформление УТП рекомендуется в виде таблицы.

Пример 1.

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

Теория

Практика

Пример 2

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

При проведении занятий педагог может использовать традиционные формы организации деятельности детей

ФОРМА

Педагогические задачи

Лекция

Демонстрация

Устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар

Репетиция

Тренировка

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы.

Дискуссия

Экзерсис

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение предмета изучения, выбор решения проблемы расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического мышления и отстаивания своей точки зрения.

Конференция

Конкурс

Концерт

Выставка

Встреча представителей различных организаций прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

Экскурсия

 

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Экспедиция

Туристический поход

Поездка (передвижение) со специальным заданием (целью) реализует комплекс разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др.

4. Содержание изучаемого курса.

Раздел может содержать: краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы. В процессе разработки программы следует учитывать следующий принцип – педагог должен достаточное время проводить с ребенком, а не «с бумагой». Следовательно, объем программы должен быть оптимальным, если программа рассчитана на 1 час реализации в неделю, содержание изучаемого курса можно раскрыть в УТП или пояснительной записке.

5. Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа внеурочной деятельности, педагог ориентируется на требования ФГОС.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действия (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты представлены в Стандарте следующим образом:

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1. Устав образовательной организации с изменениями в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

2. Должностные инструкции работников образовательной организации, отражающие обязанности по реализации внеурочной деятельности.

3. Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся.

4. Положение о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

5. Положения о формах самоуправления образовательной организации.

6. Договор о сотрудничестве образовательной организации и учреждений дополнительного образования детей.

7. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

8. Положение о программе внеурочной деятельности.

9. Приказы об утверждении программ учебных курсов, дисциплин (модулей), в том числе программ внеурочной деятельности.

10. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность реализации внеурочной деятельности.

11. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

12. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Внеурочная деятельность в ОО позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обучающихся с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.

2.                 Федеральный закон РФ «Об образовании».

3.А. В. Кисляков, А. В. Щербаков. Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе. Ярославский вестник, 2014.№ 4, том 2.

4. Моделирование внеурочной деятельности. Методические разработки. Смоленск, 2015.

5. Савина Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. М.2013.

6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2013.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М,    Просвещение, 2010г.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):