Пояснительная записка
Первое «путешествие», которое человек должен совершить, - писал в свое время академик Д.С. Лихачев, - это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями, это всегда радость узнавания привычного в новом».
Аннотация урока
Учащиеся 1 класса «В» с классным руководителем Л. Б. Аристарховой побывали в сказочном мире этнографического музея «Печки - лавочки». На занятии по внеурочной деятельности первоклассники познакомились с историей возникновения русской матрешки, узнали, что разные мастера матрешку расписывали по-разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Попробовали сами раскрасить матрешку в разноцветные одежки.
Название внеурочной деятельности
Творческая мастерская
Форма проведения занятия
экскурсия
Тип занятия
Открытие новых знаний
Изучаемые элементы
Элементы росписи русских матрешек.
Место проведения занятия
ГБОУ «Школа № 1948 «Лингвист-М», учебный корпус № 3 (ул. Новочерёмушкинская дом 62, корпус 2), этнографический музей «Печки-лавочки»
Материально-техническое обеспечение
Экспонаты музея
Оказала методическую поддержку –
Сценарий
Занятия по внеурочной деятельности с использованием музейных предметов в этнографическом музее
«Печки-лавочки» ГБОУ СОШ № 1948 «Лингвист-М»
Учитель: Аристархова Людмила Борисовна
Класс: 1 класс
Тема урока: Весёлые матрёшки.
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству;
развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Задачи: познакомить детей с историей возникновения русской матрёшки; формировать умения рисовать декоративные цветы, ягоды, листья и узоры; формировать умения различать матрешки из разных городов (Полхов-Майдана, Сергиева Посада, Семёнова); развивать творческое воображение детей; Воспитывать уважение, любовь и бережное отношение к творчеству русских народных мастеров, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности; стремление учащихся к реализации собственных замыслов.
Предметные: познакомиться с особенностями народных промыслов,
элементами росписи, создания изделия.
Метапредметные: выполнять универсальные логические действия: сравнивать, выполнять анализ образцов предметов окружающего мира (выделение признаков, обобщение); выбирать основания для сравнения, классификации; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
Оборудование: акварель, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.
Ход занятия
I этап – Организация
Мотивация – учитель загадывает загадки:
Загадки
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка).
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
***
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Учитель достает из ларца матрешку и раскладывает ее при детях).
Матрёшкой называют точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
II этап – Предоставление информации.
Экскурсия по музею – проводит учитель.
Учитель опирается на текст - приложение № 1.
Знакомство с экспозицией народных промыслов: Семёновские матрёшки, Сергиев Пасадские матрёшки, Полхов-Майданские матрёшки.
III этап – Творческая практическая деятельность.
Распределение учащихся по командам – случайный выбор.
Задание для учащихся: сложить пазл, назвать из какого города матрешка (по росписи), выбор вида работы – уровень сложности. Расписать (разукрасить) матрешку по выбору.
Дать возможность детям почувствовать себя учениками народных мастеров – подмастерьями: расписать выбранную работу элементами росписи: декоративные цветы, ягоды, плоды, листья и узоры на сарафанах и платках у матрёшек.
IV этап – Презентация работ, рефлексия результатов.
Представить свой товар на ярмарку, будете его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
К нам сюда скорее просим, Подходи, честной народ. Веселиться начинайте. Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане, Угодим каждому!
Расступись честной народ, не пыли дорожка, Сюда ярмарка идёт погулять немножко! Дедки с бабушками тоже. Ну-ка, поспешай прохожий! К нам на ярмарку собирайся, Пой, веселись, развлекайся! Эй, народ честной! Не спеши! Постой! Эй, честные господа! Собирайтесь все сюда!
Список источников:
Интернет источник – Википедия,
http://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html