Урок русского языка (развитие речи) в 6 классе

Русский язык

Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

Урок русского языка (развитие речи) в 6 классе

(В содержании урока использованы 4 разноформатных текста из предложенных обучающих инструментов)

 

Автор: Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

Тема: Подготовка к сочинению - описанию картины В.Д. Поленова «Московский дворик»

Тип урока: Развитие речи (урок закрепления материала и формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности)

Форма урока: сочинение (по картине)

Структура урока

Этап

Содержание (жирным шрифтом выделены обучающие инструменты, курсивом - предполагаемые ответы обучающихся)

1. Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи

- Перед вами (на экране) репродукция картины художника В.Д. Поленова «Московский дворик». Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Описание картины В.Д. Поленова).

- Рассмотрите другие материалы к уроку: у вас на парте листы с распечатанным материалом:

- Биографическая справка (по материалам Википедии);

- Фрагмент Атласа Москвы А. Хотева, 1852 год;

- Фрагмент современной карты Москвы). Какие из них, на ваш взгляд, могут вам пригодиться на уроке? (Из данного текста можно узнать об истории создания картины. Предполагают, что на карте Москвы можно отыскать изображённое на картине место)

2. Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов её решения

- Рассмотрите репродукцию картины. Каково впечатление при первоначальном взгляде? Почему? (Яркие краски, тёплые тона)

- Как назвал автор картину? Название картины соответствует изображённому на ней? (Да, изображён именно дворик, потому что маленький. Но трудно определить, что это именно московский дворик).

- Есть ли у нас возможность выяснить это на нашем уроке? (Да. В этом нам могут помочь карты Москвы и текст об истории создания картины). К ним мы обязательно обратимся в ходе нашей работы.

- Как вы думаете, надо подробно рассмотреть картину? Почему? (Много мелких деталей)

Чтобы внимательно рассмотреть картину, не упустить детали, распределим работу по группам

 

3. Организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме

Работа над картиной в группах

Группа 1. Как изображена жизнь во дворе?

- Что можно увидеть? (Называют предметы, людей, их занятия)

- Что можно услышать? (Перечисляют звуки летнего дня, плач ребёнка, блеяние животного)

- Что можно почувствовать? (Передают тепло летнего дня, запах цветущих трав)

Группа 2. Что можно сказать о жизни за пределами дворика? (Замечают белокаменные здания, золотой купол церкви)

4. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний

- Можно ли сказать, что дворик уютный? Почему? (Здесь маленький чудесный мир, в котором много интересного, хочется там побывать)

- Что вас может удивить, глядя на картину и её название? ( Замечают, что в большом городе - деревенский пейзаж)

- Давайте убедимся, что на картине изображён именно уголок Москвы.

- Работа с текстом Биографическая справка (по материалам Википедии): прочитать, отметить важную (новую ) информацию).

-Что нового узнали вы, прочитав текст? Насколько интересна и полезна она в контексте нашей работы над картиной?

- Задайте вопросы друг другу по содержанию текста.

 

*Индивидуальные задания по содержанию текста

1. Чем вдохновил художника Поленова вид из окна?

2.Зачем художник «добавил людей»? Кто изображён на переднем плане? Почему?

3.Сопоставьте авторское отношение к картине и впечатление зрителей на выставке?

4.Что вам известно о Третьякове? Зачем он приобрёл картину?

 

Группа историков сообщает результат исследования карты Москвы, объясняет, почему важно было изучить оба документа.(Можно, при желании, побывать в этом месте; узнали, насколько изменился(разросся) город в сравнении с прошлым)

Проблемный вопрос: на экране Современное изображение места, запечатлённого на картине художника.

- Рассмотрите фотографию. Можно ли догадаться, что это именно тот дворик?

- Что изменилось? Что сохранилось? Почему?

- Смог бы современный вид «дворика» вдохновить художника?

 

5. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

Вернёмся к картине.

- После всего, что мы узнали о картине, насколько изменилось ваше отношение к ней?

- Чем привлекает вас эта картина художника ? Захотите вы узнать, какие ещё картины он создал? (Записывают ответ в виде краткого вывода. Затем читают его, обмениваясь впечатлениями)

*Межпредметные связи: В каких произведениях литературы отражена жизнь детей? Каким образом они перекликаются с изображённым на картине художника? (Называют произведения А.Н. Некрасова «Крестьянские дети, А.П. Платонов «Никита, Л.Н. Андреев «Петька на даче» и др.; отмечают добрый, интересный окружающий мир для детей)

6.Домашнее задание

Написать сочинение (по данному плану)

1. Из истории создания картины.

2. Как изображена жизнь на московском дворике?

3. Что изображено за пределами дворика?

4. Ваше впечатление от картины?

(выполняя письменную работу, используют материал урока)

 

 

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Урок русского языка (развитие речи) в 6 классе

(В содержании урока использованы 4 разноформатных текста из предложенных обучающих инструментов)

 

Автор: Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь

Тема: Подготовка к сочинению - описанию картины В.Д. Поленова «Московский дворик»

Тип урока: Развитие речи (урок закрепления материала и формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности)

Форма урока: сочинение (по картине)

Структура урока

Этап

Содержание (жирным шрифтом выделены обучающие инструменты, курсивом - предполагаемые ответы обучающихся)

1. Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи

- Перед вами (на экране) репродукция картины художника В.Д. Поленова «Московский дворик». Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Описание картины В.Д. Поленова).

- Рассмотрите другие материалы к уроку: у вас на парте листы с распечатанным материалом:

- Биографическая справка (по материалам Википедии);

- Фрагмент Атласа Москвы А. Хотева, 1852 год;

- Фрагмент современной карты Москвы). Какие из них, на ваш взгляд, могут вам пригодиться на уроке? (Из данного текста можно узнать об истории создания картины. Предполагают, что на карте Москвы можно отыскать изображённое на картине место)

2. Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов её решения

- Рассмотрите репродукцию картины. Каково впечатление при первоначальном взгляде? Почему? (Яркие краски, тёплые тона)

- Как назвал автор картину? Название картины соответствует изображённому на ней? (Да, изображён именно дворик, потому что маленький. Но трудно определить, что это именно московский дворик).

- Есть ли у нас возможность выяснить это на нашем уроке? (Да. В этом нам могут помочь карты Москвы и текст об истории создания картины). К ним мы обязательно обратимся в ходе нашей работы.

- Как вы думаете, надо подробно рассмотреть картину? Почему? (Много мелких деталей)

Чтобы внимательно рассмотреть картину, не упустить детали, распределим работу по группам

 

3. Организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме

Работа над картиной в группах

Группа 1. Как изображена жизнь во дворе?

- Что можно увидеть? (Называют предметы, людей, их занятия)

- Что можно услышать? (Перечисляют звуки летнего дня, плач ребёнка, блеяние животного)

- Что можно почувствовать? (Передают тепло летнего дня, запах цветущих трав)

Группа 2. Что можно сказать о жизни за пределами дворика? (Замечают белокаменные здания, золотой купол церкви)

4. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний

- Можно ли сказать, что дворик уютный? Почему? (Здесь маленький чудесный мир, в котором много интересного, хочется там побывать)

- Что вас может удивить, глядя на картину и её название? ( Замечают, что в большом городе - деревенский пейзаж)

- Давайте убедимся, что на картине изображён именно уголок Москвы.

- Работа с текстом Биографическая справка (по материалам Википедии): прочитать, отметить важную (новую ) информацию).

-Что нового узнали вы, прочитав текст? Насколько интересна и полезна она в контексте нашей работы над картиной?

- Задайте вопросы друг другу по содержанию текста.

 

*Индивидуальные задания по содержанию текста

1. Чем вдохновил художника Поленова вид из окна?

2.Зачем художник «добавил людей»? Кто изображён на переднем плане? Почему?

3.Сопоставьте авторское отношение к картине и впечатление зрителей на выставке?

4.Что вам известно о Третьякове? Зачем он приобрёл картину?

 

Группа историков сообщает результат исследования карты Москвы, объясняет, почему важно было изучить оба документа.(Можно, при желании, побывать в этом месте; узнали, насколько изменился(разросся) город в сравнении с прошлым)

Проблемный вопрос: на экране Современное изображение места, запечатлённого на картине художника.

- Рассмотрите фотографию. Можно ли догадаться, что это именно тот дворик?

- Что изменилось? Что сохранилось? Почему?

- Смог бы современный вид «дворика» вдохновить художника?

 

5. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

Вернёмся к картине.

- После всего, что мы узнали о картине, насколько изменилось ваше отношение к ней?

- Чем привлекает вас эта картина художника ? Захотите вы узнать, какие ещё картины он создал? (Записывают ответ в виде краткого вывода. Затем читают его, обмениваясь впечатлениями)

*Межпредметные связи: В каких произведениях литературы отражена жизнь детей? Каким образом они перекликаются с изображённым на картине художника? (Называют произведения А.Н. Некрасова «Крестьянские дети, А.П. Платонов «Никита, Л.Н. Андреев «Петька на даче» и др.; отмечают добрый, интересный окружающий мир для детей)

6.Домашнее задание

Написать сочинение (по данному плану)

1. Из истории создания картины.

2. Как изображена жизнь на московском дворике?

3. Что изображено за пределами дворика?

4. Ваше впечатление от картины?

(выполняя письменную работу, используют материал урока)

 

 

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):