Проект
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» на основе технологии РКМЧП
Автор: Михайлова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №54 им. Ю.А. Гагарина, город Севастополь
УМК: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 2. / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.
Тема: Имя числительное как часть речи
Цели:
Личностные:
-
формирование интереса, мотивации к учению, стремление к речевому самосовершенствованию; усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные:
- умение терминологически определять лингвистические понятия; выполнять логические операции (обобщение, установление аналогий, классификация);
- развитие способности с помощью вопросов добывать информацию;
- умение работать в сотрудничестве (в группах), владение всеми видами речевой деятельности
Предметные:
-
формирование представления об имени числительном как части речи (общем значении, его морфологических признаках и синтаксической роли), умение находить числительные в тексте, различать по основным признакам (по значению, по структуре), определять синтаксическую роль числительного;
-
умение употреблять в речи, интонационно правильно и выразительно произносить числительные.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Ведущие методы и приёмы, используемые на уроке: системно-деятельностный подход к изучению материала; исследование методом наблюдения, сравнения, обобщения, РКМЧП, интерактивные технологии (работа группе (в парах), учебный диалог).
Оборудование: учебник «Русский язык» (часть II); дидактический материал для исследования, карточки (для составления ОК) ; ОК (опорный конспект) – на экране (через проектор).
Стадии технологии РКМЧП |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
I.Оргмомент (определить степень готовности учащихся к урока: проверка готовности к уроку рабочего места) Запись темы. (Морфемный разбор слова числительное с целью предупреждения орфографической ошибки. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия вызова |
II. Работа над темой 1.Мотивация темы: Числа вокруг нас…Всё, что происходит с нами, так или иначе связано с числами. «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте. Тогда почему мы говорим о числах на уроке русского языка? (приём «мозговой штурм») Приходим к выводу: число – это прежде всего слово, имеющее конкретное значение. Поэтому стоит разобраться в числах именно с этой точки зрения: цифра, число – это СЛОВО. Вот почему об этом мы будем говорить на уроках русского языка. Тем более, что вначале действительно было слово, наши предки в древности, называя количество чего-либо, пытаясь что-то посчитать, использовали слова, цифры появятся позже. Так что часть речи числительное сравнительно молодая. Давайте узнаем, что же это за часть речи. Попробуйте сами определить свою задачу на уроке: - что вы сегодня узнаете, - чему научитесь, - что вспомните. 2. Прогнозирование цели урока. - Учебный диалог (возможный вариант) - Тема сегодняшнего урока - «Имя числительное». Как ты думаешь, что мы сегодня узнаем? Что вспомним? Чему научимся? - Мы узнаем, что такое числительное, какие слова относятся к этой части речи (то есть общее значение); научимся отличать числительное от других частей речи. - А ещё узнаем, какие особенности имеют эти слова: как изменяются, как пишутся, - И ещё, числительные мы употребляем в предложении. И я думаю, мы узнаем, чем является числительное в предложении, определим его синтаксическую роль. - А какова практическая польза этих знаний? - Это НАШ язык, поэтому узнать новое интересно и полезно. - Определить задачу было сложно? - Нет, так как мы изучали другие части речи по такой структуре 3.Актуализация опорных знаний. Структура определения морфологических признаков части речи I. Общее значение: что обозначает часть речи II. Морфологические особенности III. Синтаксическая роль в предложении. Таким образом, нам предстоит заполнить кластер, состоящий из данных частей, который станет опорным конспектом (ОК) в дальнейшем изучении темы. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления |
4. Исследование темы (по группам). Составление кластера (см. Приложение 1-3) Текст для исследования Задание. Прочитайте и запишите текст. Проведите исследование (по группам). Меня зовут … . Моё любимое число – семь. Поэтому я просыпаюсь в семь часов утра. А ещё мне нравится седьмой день недели. Я учусь в шестом классе пятьдесят четвёртой школы. Нашей школе более двадцати пяти лет. Почти шесть лет я учу математику. Я знаю, что девять делится на три. Два и два – четыре. Как просто! А в первом классе я думал иначе. Группа 1. Задача исследования: I.Определить общее значение числительных (т. е. что обозначает числительное) Объект исследования: 1-й абзац Способ исследования: поставить вопрос к выделенному слову, сделать вывод, что оно обозначает (число, количество, порядок при счёте). Сделать вывод: числительные отвечают на вопросы … (Сколько? Какой по счёту?) И поэтому делятся на две группы: … (количественные и порядковые) 2.Заполните свою часть кластера (ОК) 3.Задайте вопросы классу – на основе ОК (взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу) Группа 2. Задача исследования: 1.Определить морфологические особенности числительных Объект исследования: 2-й абзац Способ исследования: укажите корень в выделенных словах, сделайте вывод о структуре слова (простое, сложное, составное); обратить внимание, как они изменяются (род, число, падеж). Сделать вывод: числительные по структуре бывают ... (простые, сложные, составные) Числительны изменяются …. (по родам, числам, падежам) 2. Заполните свою часть кластера (ОК). 3.Задайте вопросы классу – на основе ОК (взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу) Группа 3. Задача исследования: 1.Определить синтаксическую роль имени числительного Объект исследования: 3-й абзац. Способ исследования: подчеркните грамматическую основу, поставьте вопрос к выделенным словам, укажите член предложения. Сделать вывод: числительное в предложении может быть … (любым членом предложения) 2. Заполните свою часть кластера (ОК). Задайте вопросы классу — на основе ОК (взаимоконтроль - «тонкие» вопросы друг другу)). Физминутка (считалочка «Имя числительное» - приложение к уроку №4) 5. Работа с текстом в учебнике (с элементами приёма «инсерт»). Прочитайте информационный текст (§11, с.54-55). Сравните результаты, полученные в ходе самостоятельного исследования с материалом в учебнике. Дополните (уточните) запись в ОК. Приведите примеры. Самоконтроль (см. ОК на экране - приложение 5) Проблемный (ТОЛСТЫЙ) вопрос. Среди числительных оказались слова: три, третий, утроить. Кто «самозванец»? Почему? 6. Практическая работа – закрепление изученного. 1). Упражнение 67 в учебнике. (Читают пословицы, называют числительные, определяют разряд, обосновывая свой выбор — работа в парах). 2). Запишите фразеологизмы, определите их лексическое значение (составление двухчастной таблицы). Материал для работы (на экране):
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия рефлексии |
7. Какие из данных фразеологизмов помогут вам оценить вашу работу на уроке? (устно) 8. Творческая работа ( с элементами дискуссии) Мини-сочинение «Числа в моей жизни» (или «Мои любимые числа»). Подчеркните числительные, в своём сочинении, сделайте вывод о роли числительных в нашей жизни. (Вспомните начало урока: «Числа правят миром…или по крайней мере показывают, как он управляется», - так считает немецкий поэт Гёте. Вы согласитесь с таким утверждение? Своё мнение обоснуйте.) 9.Подведение итогов (в парах): - Диалог по ОК, составленной на уроке (ОК на экране — приложение 5) - Что узнали? - Что узнаем на следующих уроках? - Самооценка. На полях тетради своё восприятие темы оцените знаком + (очень хорошо), +- (не очень хорошо), - (скорее, плохо, чем хорошо). IV. Домашнее задание: § 11, ОК (в тетради), упр.69 Инд. Задания: Рубрика «Это интересно». Заглянем в этимологический словарь |