Руссу Марина Васильевна
учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия»,
г. Сыктывкар, Республика Коми
Методическая разработка внеурочного мероприятия. Игра «О, счастливчик!»
Всероссийский конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»Номинация «А память славы человека горит и светит как звезда…»
Разработчик: Руссу Марина Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия» г. Сыктывкар, Республика Коми
Аннотация
Актуальность. Изучение истории и культуры страны остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма.Ребёнок должен с детства знать своих великих соотечественников и гордиться ими. Узнавая об их жизни и деятельности, он расширяет кругозор, знакомится с историей родной страны. Маленький человек накапливает постепенной представление о своём народе, узнает о традициях своего народа. Он овладевает навыками познания и осмысления настоящих ценностей, привыкает проверять и соотносить свою жизнь с жизнью тех, кто может служить подлинным образцом.
Очень важно, чтобы ребёнок рос с чувством гордости, благодарности за дела своих предков, их великий и всегда бескорыстный труд.
Знания жизни замечательных людей оказывают благотворное воздействие на юную душу, духовно обогащают её, воспитывают нравственную ответственность перед людьми прошлого, а значит, и перед будущими поколениями
Внеурочное мероприятие в форме игры «О, счастливчик!» на тему «А память славы человека горит и светит как звезда…» провожу в 4 классе
Цель — создать условия для осознания учащимися образа Петра I, познакомить с жизнью и преобразования Петра I в России.
Задачи: Систематизировать и расширить знания детей об образе Петра I; воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Методы и приёмы: Беседа, иллюстративно — наглядный метод, игра.
Занятие состоит из следующих этапов:
1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).На этом этапе был проведен настрой на занятие.
2. Формулирование темы занятия, постановка цели
3. Открытие новых знаний. Игра «О, счастливчик!» (Тема: «А память славы человека горит и светит как звезда…»)
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение5. Этап рефлексии и подведения итогов
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; описывать конкретные экспонаты и события;
Регулятивные: способность сознательно планировать свою деятельность на уроке, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: уважение к культуре и истории своего и других народов; формирование положительной учебной мотивации за конечный результат.
Сценарий внеурочного мероприятия
«А память славы человека горит и светит как звезда…»
1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).
Доброе утро, ребята. Я рада всех видеть. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.— Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением;
— Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
— Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
— Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
— Теперь можно начинать работу.
2. Формулирование темы занятия, постановка цели
Назовите имя создателя военно — морского флота и организатора школ, где готовили к морской службе. Александр Сергеевич Пушкин так сказал о нём:«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник»
(Великий царь Пётр I)
— Кто узнал его? Кем он был?
— О чём же сегодня будем говорить?
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Проблемный вопрос: За что Пётр получил такое имя?
Если затрудняемся, сделаем вывод в конце занятия.
3. Открытие новых знаний
Игра «О, счастливчик!»Правила игры: Игра состоит из отборочного и основного тура. В отборочном туре участвуют все. Те ребята, которые ответят на наибольшее количество вопросов, проходят в основной тур. По жеребьёвке прошедшие в основной тур делают ходы, отвечают на вопросы. Побеждает тот, кто назвал большее число баллов.
Правила работы:
1. Работать активно2. Вежливо и доброжелательно общаться с товарищами
3. Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров
4. Вести диалог в команде тихими голосами
Отборочный тур. Из игроков выбираются ребята с наиболее большим количеством ответом.
— Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (10)
— Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи»)
— Из кого набирал Пётр свой полк? (Из сверстников)
— Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками)
— Чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигать премудрости корабельного дела)
— С чего началось строительство города Санкт — Петербурга? (с Петропавловской крепости)
— Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов)
— Какой титул получил Пётр I в истории России? (С1721 года Россия — империя, Пётр I — император.)
Основной тур:
100 баллов — Сколько лет было Петру, когда он был провозглашен царём?А) 4 года С) 10 лет
В) 8 лет Д) 5 лет
200 баллов — Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражение?
А) «смешной» С) «игрушечный»
В) «потешный» Д) «детский»
300 баллов — Какая находка в юности оказала громадное влияние на всю дальнейшую жизнь Петра?
А) нашёл карту с) обнаружил бот (судно)
В) обнаружил барабан д) нашёл бумажный кораблик
400 баллов — Пётр I ввёл новый календарь и приказал праздновать Новый год:
А) 1 марта с) 1 января
В) 1 сентября д) 1 июня
500 баллов — Какой город был основан Петром I на берегу Балтийского моря?
А) Москва С) Сыктывкар
В) Санкт — Петербург д) Архангельск
600 баллов — Какое прозвище получил Пётр I в народе?
А) Великий С) Верный
В) Главный Д) Мудрый
700 баллов — Почему Петра назвали царём — брадобреем?
А) был очень добрым С) ему нравились бородатые бояре
В) приказал брить бороды Д) появилась профессия цирюльника
800 баллов — Когда был заложен Санкт — Петербург?
А) 16 мая 1703 года В) 24 сентября 1706 года С) 9 июня 1710 года Д) 30 мая 1672 года
900 баллов — В какой стране Пётр I учился морскому и корабельному делу?
А) Франция С) Италия
В) Голландия Д) Греция
1000 баллов — Дорогие подарки Петра. Именно эти, очень дорогостоящие подарки любил дарить Пётр I проворовавшимся вельможа.
А) корабли С) города
В) драгоценности Д) соболиные меха
(Вельможам дарили корабли, которые те должны были содержать)
Подводим итоги. Награждение.
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)— Справились мы с поставленными задачами?
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Так за что Пётр получил такое имя? (Преобразования Петра Ι способствовали развитию и процветанию России)
5. Этап рефлексии и подведения итогов
— Что нового узнали сегодня? Что вызвало затруднения? Что показалось наиболее интересным? Как полученные знания пригодятся нам в жизни?Ваш интерес к занятию обозначьте на карточке «Лист самооценки». (Приложение 2)
При появлении признаков утомления у учащихся провести физминутку. (Приложение 1)
Список использованных источников информации
1. Алексеев С. П. Книга для чтения по истории нашей Родины. Москва: Просвещение, 19872. Большая школьная энциклопедия.Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2003
3.Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселёва Т. В. Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. — Москва: «ВАКО», 2006
4. Товма В. А. Беседы о знаменитых людях России 3 — 7 класс. –Москва: Творческий Центр Сфера, 2005
5. Шишов А. В. Петр I Великий (Петр I Алексеевич Романов) /
А. В. Шишов // 100 великих военачальников. — Москва, 2000.
Интернет ресурсы:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/23837-vneklassnoe-meroprijatie-znamenitye-ljudi-m...
https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_pyotr_velikij_154525.html
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/34257
https://wiki.soiro.ru/images/Урок_Пётр_Великий.docx
https://multiurok.ru/index.php/files/tematicheskie-fizminutki-na-urokakh-istorii.html
Приложение 1
Физминутка «Пётр I и создание Российской империи»
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты на войну: (Шагом на месте)
Петр I повелел — шведа бить — не жалеть. (Удары «молота по наковальне»)
Слава, слава государю! (Руки вверх, потянуться на носочках)
Новый город основал:
И столицею назвал. (Показать руками квадрат)
Известен всем он на слух — (приложить ладонь к уху, «прислушаться»)
Это Санкт — Петербург. (Учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают — «Петербург»;
А в войне поворот
Есть у нас военный флот! (Руки на пояс, повороты вправо — влево)
Слава, слава государю! (Торжественно показать большой палец на вытянутой руке)
Шведа грозного побил (Руки вверх, потянуться на носочках)
и Россию укрепил! (Руки в стороны, согнуть к плечам — показать «мускулы»)
И она теперь большая —
До самой до Карелии, (Руками показать большой круг сверху вниз)
И зовут теперь родную — (Наклон вперёд на уровне талии, руки в стороны, потянуться вбок ха рукой вправо, затем влево)
Российскою империей!
Что за крик, что за гул?! — (Учитель произносит «Российскою», дети продолжают «Империей»)
Кричат бояре: «Караул!» (Ладонь к одному уху с наклоном вбок направо — налево)
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром, (Руки сложить как за партой,
Шубы древние снимать, затем одну руку поднять и указательным пальцем «поучать»)
Длинны бороды сбривать,
А на ноги — тьфу, срам какой! — (Показать раздевание тяжёлой шубы)
Панталоны надевать!
Заставляет царь учиться (Маршируют на месте)
Всех боярских сыновей,
Затевает маскарады — (Попрыгать, пританцовывая)
Чтоб жилось веселей. (Круговые движения головой)
Много, много перемен —
Голова кружится. (Глубокий вдох — выдох, на носочках потянуться вверх)
Трудно многим людям с этим согласиться!
Приложение 2
Узнал что-то новое Научился
я
Расстроился Получил радость
Удивился Ничего не понял