Методическая разработка внеурочного мероприятия. Игра «О, счастливчик!»

Начальное основное общее образование

Руссу Марина Васильевна
учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия»,
г. Сыктывкар, Республика Коми

Методическая разработка внеурочного мероприятия. Игра «О, счастливчик!»

Всероссийский конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»
Номинация «А память славы человека горит и светит как звезда…»

Разработчик: Руссу Марина Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия» г. Сыктывкар, Республика Коми


Аннотация

Актуальность. Изучение истории и культуры страны остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма.
Ребёнок должен с детства знать своих великих соотечественников и гордиться ими. Узнавая об их жизни и деятельности, он расширяет кругозор, знакомится с историей родной страны. Маленький человек накапливает постепенной представление о своём народе, узнает о традициях своего народа. Он овладевает навыками познания и осмысления настоящих ценностей, привыкает проверять и соотносить свою жизнь с жизнью тех, кто может служить подлинным образцом.
Очень важно, чтобы ребёнок рос с чувством гордости, благодарности за дела своих предков, их великий и всегда бескорыстный труд.
Знания жизни замечательных людей оказывают благотворное воздействие на юную душу, духовно обогащают её, воспитывают нравственную ответственность перед людьми прошлого, а значит, и перед будущими поколениями
Внеурочное мероприятие в форме игры «О, счастливчик!» на тему «А память славы человека горит и светит как звезда…» провожу в 4 классе

Цель — создать условия для осознания учащимися образа Петра I, познакомить с жизнью и преобразования Петра I в России.

Задачи: Систематизировать и расширить знания детей об образе Петра I; воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Методы и приёмы: Беседа, иллюстративно — наглядный метод, игра.

Занятие состоит из следующих этапов:
1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).
На этом этапе был проведен настрой на занятие.
2. Формулирование темы занятия, постановка цели
3. Открытие новых знаний. Игра «О, счастливчик!» (Тема: «А память славы человека горит и светит как звезда…»)
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
5. Этап рефлексии и подведения итогов

Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; описывать конкретные экспонаты и события;
Регулятивные: способность сознательно планировать свою деятельность на уроке, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: уважение к культуре и истории своего и других народов; формирование положительной учебной мотивации за конечный результат.

Сценарий внеурочного мероприятия

«А память славы человека горит и светит как звезда…»

1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).
Доброе утро, ребята. Я рада всех видеть. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.
— Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением;
— Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
— Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
— Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
— Теперь можно начинать работу.

2. Формулирование темы занятия, постановка цели
Назовите имя создателя военно — морского флота и организатора школ, где готовили к морской службе. Александр Сергеевич Пушкин так сказал о нём:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник»
(Великий царь Пётр I)
— Кто узнал его? Кем он был?
— О чём же сегодня будем говорить?
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Проблемный вопрос: За что Пётр получил такое имя?
Если затрудняемся, сделаем вывод в конце занятия.

3. Открытие новых знаний
Игра «О, счастливчик!»
Правила игры: Игра состоит из отборочного и основного тура. В отборочном туре участвуют все. Те ребята, которые ответят на наибольшее количество вопросов, проходят в основной тур. По жеребьёвке прошедшие в основной тур делают ходы, отвечают на вопросы. Побеждает тот, кто назвал большее число баллов.

Правила работы:
1. Работать активно
2. Вежливо и доброжелательно общаться с товарищами
3. Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров
4. Вести диалог в команде тихими голосами
Отборочный тур. Из игроков выбираются ребята с наиболее большим количеством ответом.
— Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (10)
— Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи»)
— Из кого набирал Пётр свой полк? (Из сверстников)
— Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками)
— Чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигать премудрости корабельного дела)
— С чего началось строительство города Санкт — Петербурга? (с Петропавловской крепости)
— Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов)
— Какой титул получил Пётр I в истории России? (С1721 года Россия — империя, Пётр I — император.)

Основной тур:
100 баллов — Сколько лет было Петру, когда он был провозглашен царём?
А) 4 года С) 10 лет
В) 8 лет Д) 5 лет
200 баллов — Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражение?
А) «смешной» С) «игрушечный»
В) «потешный» Д) «детский»
300 баллов — Какая находка в юности оказала громадное влияние на всю дальнейшую жизнь Петра?
А) нашёл карту с) обнаружил бот (судно)
В) обнаружил барабан д) нашёл бумажный кораблик
400 баллов — Пётр I ввёл новый календарь и приказал праздновать Новый год:
А) 1 марта с) 1 января
В) 1 сентября д) 1 июня
500 баллов — Какой город был основан Петром I на берегу Балтийского моря?
А) Москва С) Сыктывкар
В) Санкт — Петербург д) Архангельск
600 баллов — Какое прозвище получил Пётр I в народе?
А) Великий С) Верный
В) Главный Д) Мудрый
700 баллов — Почему Петра назвали царём — брадобреем?
А) был очень добрым С) ему нравились бородатые бояре
В) приказал брить бороды Д) появилась профессия цирюльника
800 баллов — Когда был заложен Санкт — Петербург?
А) 16 мая 1703 года В) 24 сентября 1706 года С) 9 июня 1710 года Д) 30 мая 1672 года
900 баллов — В какой стране Пётр I учился морскому и корабельному делу?
А) Франция С) Италия
В) Голландия Д) Греция
1000 баллов — Дорогие подарки Петра. Именно эти, очень дорогостоящие подарки любил дарить Пётр I проворовавшимся вельможа.
А) корабли С) города
В) драгоценности Д) соболиные меха
(Вельможам дарили корабли, которые те должны были содержать)
Подводим итоги. Награждение.

4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)
— Справились мы с поставленными задачами?
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Так за что Пётр получил такое имя? (Преобразования Петра Ι способствовали развитию и процветанию России)

5. Этап рефлексии и подведения итогов
— Что нового узнали сегодня? Что вызвало затруднения? Что показалось наиболее интересным? Как полученные знания пригодятся нам в жизни?
Ваш интерес к занятию обозначьте на карточке «Лист самооценки». (Приложение 2)

При появлении признаков утомления у учащихся провести физминутку. (Приложение 1)

Список использованных источников информации

1. Алексеев С. П. Книга для чтения по истории нашей Родины. Москва: Просвещение, 1987
2. Большая школьная энциклопедия.Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2003
3.Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселёва Т. В. Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. — Москва: «ВАКО», 2006
4. Товма В. А. Беседы о знаменитых людях России 3 — 7 класс. –Москва: Творческий Центр Сфера, 2005
5. Шишов А. В. Петр I Великий (Петр I Алексеевич Романов) /
А. В. Шишов // 100 великих военачальников. — Москва, 2000.

Интернет ресурсы:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/23837-vneklassnoe-meroprijatie-znamenitye-ljudi-m...
https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_pyotr_velikij_154525.html
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/34257
https://wiki.soiro.ru/images/Урок_Пётр_Великий.docx
https://multiurok.ru/index.php/files/tematicheskie-fizminutki-na-urokakh-istorii.html
Приложение 1
Физминутка «Пётр I и создание Российской империи»
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты на войну: (Шагом на месте)
Петр I повелел — шведа бить — не жалеть. (Удары «молота по наковальне»)
Слава, слава государю! (Руки вверх, потянуться на носочках)
Новый город основал:
И столицею назвал. (Показать руками квадрат)
Известен всем он на слух — (приложить ладонь к уху, «прислушаться»)
Это Санкт — Петербург. (Учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают — «Петербург»;
А в войне поворот
Есть у нас военный флот! (Руки на пояс, повороты вправо — влево)
Слава, слава государю! (Торжественно показать большой палец на вытянутой руке)
Шведа грозного побил (Руки вверх, потянуться на носочках)
и Россию укрепил! (Руки в стороны, согнуть к плечам — показать «мускулы»)
И она теперь большая —
До самой до Карелии, (Руками показать большой круг сверху вниз)
И зовут теперь родную — (Наклон вперёд на уровне талии, руки в стороны, потянуться вбок ха рукой вправо, затем влево)
Российскою империей!
Что за крик, что за гул?! — (Учитель произносит «Российскою», дети продолжают «Империей»)
Кричат бояре: «Караул!» (Ладонь к одному уху с наклоном вбок направо — налево)
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром, (Руки сложить как за партой,
Шубы древние снимать, затем одну руку поднять и указательным пальцем «поучать»)
Длинны бороды сбривать,
А на ноги — тьфу, срам какой! — (Показать раздевание тяжёлой шубы)
Панталоны надевать!
Заставляет царь учиться (Маршируют на месте)
Всех боярских сыновей,
Затевает маскарады — (Попрыгать, пританцовывая)
Чтоб жилось веселей. (Круговые движения головой)
Много, много перемен —
Голова кружится. (Глубокий вдох — выдох, на носочках потянуться вверх)
Трудно многим людям с этим согласиться!

Приложение 2

Узнал что-то новое Научился
я
Расстроился Получил радость

Удивился Ничего не понял

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Методическая разработка внеурочного мероприятия. Игра «О, счастливчик!»

Всероссийский конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»
Номинация «А память славы человека горит и светит как звезда…»

Разработчик: Руссу Марина Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия» г. Сыктывкар, Республика Коми


Аннотация

Актуальность. Изучение истории и культуры страны остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма.
Ребёнок должен с детства знать своих великих соотечественников и гордиться ими. Узнавая об их жизни и деятельности, он расширяет кругозор, знакомится с историей родной страны. Маленький человек накапливает постепенной представление о своём народе, узнает о традициях своего народа. Он овладевает навыками познания и осмысления настоящих ценностей, привыкает проверять и соотносить свою жизнь с жизнью тех, кто может служить подлинным образцом.
Очень важно, чтобы ребёнок рос с чувством гордости, благодарности за дела своих предков, их великий и всегда бескорыстный труд.
Знания жизни замечательных людей оказывают благотворное воздействие на юную душу, духовно обогащают её, воспитывают нравственную ответственность перед людьми прошлого, а значит, и перед будущими поколениями
Внеурочное мероприятие в форме игры «О, счастливчик!» на тему «А память славы человека горит и светит как звезда…» провожу в 4 классе

Цель — создать условия для осознания учащимися образа Петра I, познакомить с жизнью и преобразования Петра I в России.

Задачи: Систематизировать и расширить знания детей об образе Петра I; воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Методы и приёмы: Беседа, иллюстративно — наглядный метод, игра.

Занятие состоит из следующих этапов:
1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).
На этом этапе был проведен настрой на занятие.
2. Формулирование темы занятия, постановка цели
3. Открытие новых знаний. Игра «О, счастливчик!» (Тема: «А память славы человека горит и светит как звезда…»)
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
5. Этап рефлексии и подведения итогов

Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; описывать конкретные экспонаты и события;
Регулятивные: способность сознательно планировать свою деятельность на уроке, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: уважение к культуре и истории своего и других народов; формирование положительной учебной мотивации за конечный результат.

Сценарий внеурочного мероприятия

«А память славы человека горит и светит как звезда…»

1. Этап актуализации знаний. Мотивация (самоопределение к деятельности).
Доброе утро, ребята. Я рада всех видеть. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.
— Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением;
— Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
— Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
— Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
— Теперь можно начинать работу.

2. Формулирование темы занятия, постановка цели
Назовите имя создателя военно — морского флота и организатора школ, где готовили к морской службе. Александр Сергеевич Пушкин так сказал о нём:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник»
(Великий царь Пётр I)
— Кто узнал его? Кем он был?
— О чём же сегодня будем говорить?
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Проблемный вопрос: За что Пётр получил такое имя?
Если затрудняемся, сделаем вывод в конце занятия.

3. Открытие новых знаний
Игра «О, счастливчик!»
Правила игры: Игра состоит из отборочного и основного тура. В отборочном туре участвуют все. Те ребята, которые ответят на наибольшее количество вопросов, проходят в основной тур. По жеребьёвке прошедшие в основной тур делают ходы, отвечают на вопросы. Побеждает тот, кто назвал большее число баллов.

Правила работы:
1. Работать активно
2. Вежливо и доброжелательно общаться с товарищами
3. Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров
4. Вести диалог в команде тихими голосами
Отборочный тур. Из игроков выбираются ребята с наиболее большим количеством ответом.
— Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (10)
— Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи»)
— Из кого набирал Пётр свой полк? (Из сверстников)
— Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками)
— Чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигать премудрости корабельного дела)
— С чего началось строительство города Санкт — Петербурга? (с Петропавловской крепости)
— Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов)
— Какой титул получил Пётр I в истории России? (С1721 года Россия — империя, Пётр I — император.)

Основной тур:
100 баллов — Сколько лет было Петру, когда он был провозглашен царём?
А) 4 года С) 10 лет
В) 8 лет Д) 5 лет
200 баллов — Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражение?
А) «смешной» С) «игрушечный»
В) «потешный» Д) «детский»
300 баллов — Какая находка в юности оказала громадное влияние на всю дальнейшую жизнь Петра?
А) нашёл карту с) обнаружил бот (судно)
В) обнаружил барабан д) нашёл бумажный кораблик
400 баллов — Пётр I ввёл новый календарь и приказал праздновать Новый год:
А) 1 марта с) 1 января
В) 1 сентября д) 1 июня
500 баллов — Какой город был основан Петром I на берегу Балтийского моря?
А) Москва С) Сыктывкар
В) Санкт — Петербург д) Архангельск
600 баллов — Какое прозвище получил Пётр I в народе?
А) Великий С) Верный
В) Главный Д) Мудрый
700 баллов — Почему Петра назвали царём — брадобреем?
А) был очень добрым С) ему нравились бородатые бояре
В) приказал брить бороды Д) появилась профессия цирюльника
800 баллов — Когда был заложен Санкт — Петербург?
А) 16 мая 1703 года В) 24 сентября 1706 года С) 9 июня 1710 года Д) 30 мая 1672 года
900 баллов — В какой стране Пётр I учился морскому и корабельному делу?
А) Франция С) Италия
В) Голландия Д) Греция
1000 баллов — Дорогие подарки Петра. Именно эти, очень дорогостоящие подарки любил дарить Пётр I проворовавшимся вельможа.
А) корабли С) города
В) драгоценности Д) соболиные меха
(Вельможам дарили корабли, которые те должны были содержать)
Подводим итоги. Награждение.

4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Какие цели и задачи стоят перед нами сегодня? (Ответы детей)
— Справились мы с поставленными задачами?
— Пётр I в истории России остался под титулом Великий.
Так за что Пётр получил такое имя? (Преобразования Петра Ι способствовали развитию и процветанию России)

5. Этап рефлексии и подведения итогов
— Что нового узнали сегодня? Что вызвало затруднения? Что показалось наиболее интересным? Как полученные знания пригодятся нам в жизни?
Ваш интерес к занятию обозначьте на карточке «Лист самооценки». (Приложение 2)

При появлении признаков утомления у учащихся провести физминутку. (Приложение 1)

Список использованных источников информации

1. Алексеев С. П. Книга для чтения по истории нашей Родины. Москва: Просвещение, 1987
2. Большая школьная энциклопедия.Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2003
3.Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселёва Т. В. Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. — Москва: «ВАКО», 2006
4. Товма В. А. Беседы о знаменитых людях России 3 — 7 класс. –Москва: Творческий Центр Сфера, 2005
5. Шишов А. В. Петр I Великий (Петр I Алексеевич Романов) /
А. В. Шишов // 100 великих военачальников. — Москва, 2000.

Интернет ресурсы:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/23837-vneklassnoe-meroprijatie-znamenitye-ljudi-m...
https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_pyotr_velikij_154525.html
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/34257
https://wiki.soiro.ru/images/Урок_Пётр_Великий.docx
https://multiurok.ru/index.php/files/tematicheskie-fizminutki-na-urokakh-istorii.html
Приложение 1
Физминутка «Пётр I и создание Российской империи»
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты на войну: (Шагом на месте)
Петр I повелел — шведа бить — не жалеть. (Удары «молота по наковальне»)
Слава, слава государю! (Руки вверх, потянуться на носочках)
Новый город основал:
И столицею назвал. (Показать руками квадрат)
Известен всем он на слух — (приложить ладонь к уху, «прислушаться»)
Это Санкт — Петербург. (Учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают — «Петербург»;
А в войне поворот
Есть у нас военный флот! (Руки на пояс, повороты вправо — влево)
Слава, слава государю! (Торжественно показать большой палец на вытянутой руке)
Шведа грозного побил (Руки вверх, потянуться на носочках)
и Россию укрепил! (Руки в стороны, согнуть к плечам — показать «мускулы»)
И она теперь большая —
До самой до Карелии, (Руками показать большой круг сверху вниз)
И зовут теперь родную — (Наклон вперёд на уровне талии, руки в стороны, потянуться вбок ха рукой вправо, затем влево)
Российскою империей!
Что за крик, что за гул?! — (Учитель произносит «Российскою», дети продолжают «Империей»)
Кричат бояре: «Караул!» (Ладонь к одному уху с наклоном вбок направо — налево)
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром, (Руки сложить как за партой,
Шубы древние снимать, затем одну руку поднять и указательным пальцем «поучать»)
Длинны бороды сбривать,
А на ноги — тьфу, срам какой! — (Показать раздевание тяжёлой шубы)
Панталоны надевать!
Заставляет царь учиться (Маршируют на месте)
Всех боярских сыновей,
Затевает маскарады — (Попрыгать, пританцовывая)
Чтоб жилось веселей. (Круговые движения головой)
Много, много перемен —
Голова кружится. (Глубокий вдох — выдох, на носочках потянуться вверх)
Трудно многим людям с этим согласиться!

Приложение 2

Узнал что-то новое Научился
я
Расстроился Получил радость

Удивился Ничего не понял

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):