Конспект открытого урока по предмету «Музыка и движение»

Начальное основное общее образование

Ферапонтова Александра Станиславовна,
учитель музыки ГБОУ «Школа № 90 им. Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова» г.Москвы

Тема: «Весна идет — весне дорогу!»
Цель: Совершенствование эстетических чувств, эмоций, переживаний, посредством восприятия музыки, живописи, поэзии.
Задачи:
Коррекционные:

  1. Активизировать речевую деятельность;
  2. Развивать словарный запас детей, художественное восприятие,
  3. фантазию, эмоционально — чувственную сферу;
  4. Коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
  5. Развивать слухового внимания;
  6. Развивать мелкой моторики;
  7. Развивать зрительного восприятия и внимания;
  8. Развивать познавательной деятельности;
Образовательные:
  1. Уточнить и расширить представления учащихся о музыке;
  2. Совершенствовать знания детей о весенних явлениях природы;
  3. Учить слушать классическую музыку на весеннюю тематику,
  4. определять её характер, настроение;
  5. Закреплять основные певческие навыки;
  6. Закреплять навыки игры на ударно-шумовых инструментах.
Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к прекрасному, музыке, живописи, поэзии;
  2. Воспитывать познавательную активность;
  3. Воспитывать положительное отношение к уроку;
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: Урок-беседа, урок-концерт, урок в технологии творческой мастерской.

Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), фортепиано, ударно-шумовые инструменты, платочки для хоровода.


ХОД УРОКА.


1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Утро начинается, солнышко встает,
В классе собираемся, дружба нас зовет,
Я — твой друг, ты — мой друг,
Вместе мы — друзья!
Вместе мы — как одна семья!

1. Введение в тему:

— Ребята, какое сейчас время года? Поздороваемся с весной и настроимся на наше занятие!

Теплее греет солнышко,
На улице — весна,
И, почками, листочками любуется она.
С добрым утром, с добрым днем!
Заниматься мы начнем!
И любимыми делами заниматься мы начнем!
Музыкальными делами заниматься мы начнем!

— Предлагаю Вам отгадать тему сегодняшнего урока. Посмотрим музыкальный фрагмент из к/ф «Весна». Внимание на экран!

Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает снег, и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные веселые скворцы,
Кричат скворцы
Во все концы:
«Весна идет — весне дорогу!»

— Чтобы верно отгадать, давайте еще раз повторим, какое время года наступило?

2. Сообщение темы урока:
Слова учителя на фоне слайда с названием темы урока.

— Сегодня на уроке мы будем слушать и анализировать музыку весенней тематики.

3. Объяснение нового материала.
На фоне слайдов.

— Начнем наш урок с того, что подумаем, какая бывает весна?
Ответы учеников.

— Весна бывает ранняя и поздняя.
— Кто из Вас знает, как отличить раннюю весну от поздней?
Ответы учеников.

— Для этого я предлагаю обратиться к картинам И.Левитана «Март» и «Цветущие яблони», на них хорошо видна разница.
Ответы учеников.

— Совершенно верно! Ранняя весна — это пробуждение природы от зимней спячки, еще лежит снег, зима не спешит уходить, бывают метели и снегопады, но день становится длиннее ночи, солнышко греет дольше и жарче, и в скором времени весна приходит и наводит свои порядки.
— Поздняя весна — это почти лето! Становится очень тепло, зацветают сады, цветы, птицы прилетают из дальних стран…

— Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Н. Плещеева «Сельская песенка» и погрузимся в весеннюю атмосферу:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит,
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой…

— Ребята, а вы знаете, что к этим стихам композитор П. И. Чайковский написал музыку. Как вы думаете, как называется музыкальный жанр, в котором музыка пишется к лирическому стихотворению?
Ответы учеников.

Правильно, романс.
Романс — это жанр камерно-вокальной музыки, написанный композитором на лирические стихи, передающие чувства и эмоции человека. Например, о любви, о радости или о печали. А сейчас мы послушаем романс на стихи А. Н. Плещеева, написанный композитором П. И. Чайковским в исполнении певицы М. Павловой. Слушаем внимательно произведение.

Слушание музыки.

— Как вы думаете, этот романс о радостных чувствах или печальных? Радостных
— Какой музыкальный жанр слушали? Романс
— Какое исполнение хоровое или сольное? Сольное
— Какие инструменты подыгрывают певице? Скрипка, рояль, виолончель
— Какого композитора слушали? Чайковского
— Какие произведения композитора П. И. Чайковского вы еще знаете?
Ответы учеников.

— Предлагаю вспомнить цикл «Времена года» П. И. Чайковского и послушать его весенние произведения.
Начнем с первого месяца весны. Как он называется? Март
Правильно, как вы думаете, март — это ранняя весна или поздняя? Ранняя
Молодцы, послушаем П. И. Чайковского «Март» — «Песнь жаворонка»

— Ранней весной прилетают птицы из дальних стран. Прилетают не только ласточки, жаворонки, но и другие птицы, например, грачи.
Посмотрим картину известного художника А.Саврасова «Грачи прилетели»
На картине изображена какая весна? Ранняя
Почему? Лежит снег, деревья голые, только распускаются почки и листья, прилетели птицы, вьют гнезда

— Ребята, как выдумаете, есть у нас в репертуаре песня ранней весны?
Песня про то, как природа пробуждается ото сна, зима отступает: тает снег, появляются проталинки, солнце греет сильнее, появляются ручейки, природа оживает! Песня «Солнечная капель»
Конечно, но прежде чем ее исполнить, нам нужно распеться.

4. Вокально-хоровая работа.

Ритуал: распевка, нотная азбука.

Исполнение песни «Солнечная капель» С. Соснина.

— Ребята, вам понравилось, как вы исполнили эту песню? А чем вам понравилось?
А теперь, закройте глаза и представьте, что мы оказались в весеннем лесу: весело чирикают птицы, колышутся молодые листочки на деревьях и из-под проталинки появился цветочек … Как и в нашей песенке «Весна»

5. Физкультминутка/логоритмика.

«Весна»

На экране слайд с текстом физминутки, дети повторяют слова и движения за учителем, сидя за партами.

Стучат все громче дятлы, синички стали петь, встает пораньше солнце и землю стало греть!
Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, а из-под старой травки уже глядит цветок!
Раскрылся колокольчик в тени, там, где сосна.
Динь-динь — звенит тихонько, Динь-динь — пришла весна!

Какой цветочек появился из-под снега? Подснежник
Конечно, самый первый цветок — подснежник.
Послушайте одноименное стихотворение поэта А. Н. Майкова

Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…

Композитор П. И. Чайковский выбрал это стихотворение за основу своего произведения. Сейчас мы послушаем «Апрель» — «Подснежник».
— Ребята, вам понравилось произведение?
Ответы учеников.

— Как вы думаете, это музыкальное произведение играл один инструмент или много? Много
— Как называется много инструментов под управлением дирижера? Оркестр
Хотите поиграть на ударно-шумовых инструментах и почувствовать себя в роли музыканта из оркестра? Да

6. Игра на музыкальных инструментах
На видео идет музыкально-ритмическая дорожка, дети повторяют ритм, чередуют разные ударно-шумовые инструменты.

3 Б. Как вы уже поняли из сегодняшнего урока, не только композиторы обращались к теме весны, но и художники (Левитан, Саврасов), а так же поэты (Плещеев)
— Посмотрим на картину И. Левитана «Березовая роща» и подумаем какая весна изображена на картине, ранняя или поздняя? Поздняя
Конечно поздняя, снега совсем нет, деревья почти все покрыты молодой яркой зеленью, картина залита солнечным светом.
— Какие деревья художник изобразил на картине? Березы
Правильно, это березовая роща.
Мне кажется, что с картиной И. Левитана «Березовая роща» будет созвучна и наша весенняя песня «„Ай да березка!“.
Предлагаю встать в хоровод и спеть её сейчас.
Песня „Ай да березка!“

7. Закрепление знаний по теме урока.
— Молодцы, а сейчас мы с Вами посетим весеннюю картинную галерею. Мы посмотрим картины известных художников и определим, какая весна изображена на них, ранняя или поздняя.

На слайдах показываются картины известных художников, ученики определяют какая весна изображена на картинах.

8. Итог.
— Произведения какого композитора слушали сегодня на уроке? (Чайковского)
— Кто еще, кроме композиторов, обращался к теме весны? (художники, поэты)
— Как называется камерно-вокальный жанр музыки, написанный композитором на лирические стихи? (романс)
— Какое время года наступило?
— Какая весна бывает (ранняя, поздняя)
— Какой праздник ранней весны знаем? (8 марта)

9. Оценка работы учащихся на уроке.
Ритуал: прощание с музыкой.

Используемые источники:
1.Отрывок из к/ф „Весна“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?text=весна%20любовь%20орлова&path=yandex_search&par...
2. Романс П. И. Чайковского „Травка зеленеет, солнышко блестит…“, исполнение М.Павлова, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?text=чайковский%20мария%20павлова%20травка%20зеленеет&path=...
3. П. И. Чайковский, цикл „Времена года“, „Март“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=12939176007288642992&text=песня+жаворонка
4. П. И. Чайковский, цикл „Времена года“, „Апрель“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1851764286741842059&text=апрель+чайковски
5. Шумовой оркестр „Сад зеленый“, ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=AShsTww9ADM
6. Шумовой оркестр „Весенний“, Тикунова О.С., ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=artQtLzx_tc

Документы:  Загрузить / Загрузить

Теги: 

Детальное описание: Тема: «Весна идет — весне дорогу!»
Цель: Совершенствование эстетических чувств, эмоций, переживаний, посредством восприятия музыки, живописи, поэзии.
Задачи:
Коррекционные:

  1. Активизировать речевую деятельность;
  2. Развивать словарный запас детей, художественное восприятие,
  3. фантазию, эмоционально — чувственную сферу;
  4. Коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
  5. Развивать слухового внимания;
  6. Развивать мелкой моторики;
  7. Развивать зрительного восприятия и внимания;
  8. Развивать познавательной деятельности;
Образовательные:
  1. Уточнить и расширить представления учащихся о музыке;
  2. Совершенствовать знания детей о весенних явлениях природы;
  3. Учить слушать классическую музыку на весеннюю тематику,
  4. определять её характер, настроение;
  5. Закреплять основные певческие навыки;
  6. Закреплять навыки игры на ударно-шумовых инструментах.
Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к прекрасному, музыке, живописи, поэзии;
  2. Воспитывать познавательную активность;
  3. Воспитывать положительное отношение к уроку;
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: Урок-беседа, урок-концерт, урок в технологии творческой мастерской.

Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), фортепиано, ударно-шумовые инструменты, платочки для хоровода.


ХОД УРОКА.


1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Утро начинается, солнышко встает,
В классе собираемся, дружба нас зовет,
Я — твой друг, ты — мой друг,
Вместе мы — друзья!
Вместе мы — как одна семья!

1. Введение в тему:

— Ребята, какое сейчас время года? Поздороваемся с весной и настроимся на наше занятие!

Теплее греет солнышко,
На улице — весна,
И, почками, листочками любуется она.
С добрым утром, с добрым днем!
Заниматься мы начнем!
И любимыми делами заниматься мы начнем!
Музыкальными делами заниматься мы начнем!

— Предлагаю Вам отгадать тему сегодняшнего урока. Посмотрим музыкальный фрагмент из к/ф «Весна». Внимание на экран!

Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает снег, и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные веселые скворцы,
Кричат скворцы
Во все концы:
«Весна идет — весне дорогу!»

— Чтобы верно отгадать, давайте еще раз повторим, какое время года наступило?

2. Сообщение темы урока:
Слова учителя на фоне слайда с названием темы урока.

— Сегодня на уроке мы будем слушать и анализировать музыку весенней тематики.

3. Объяснение нового материала.
На фоне слайдов.

— Начнем наш урок с того, что подумаем, какая бывает весна?
Ответы учеников.

— Весна бывает ранняя и поздняя.
— Кто из Вас знает, как отличить раннюю весну от поздней?
Ответы учеников.

— Для этого я предлагаю обратиться к картинам И.Левитана «Март» и «Цветущие яблони», на них хорошо видна разница.
Ответы учеников.

— Совершенно верно! Ранняя весна — это пробуждение природы от зимней спячки, еще лежит снег, зима не спешит уходить, бывают метели и снегопады, но день становится длиннее ночи, солнышко греет дольше и жарче, и в скором времени весна приходит и наводит свои порядки.
— Поздняя весна — это почти лето! Становится очень тепло, зацветают сады, цветы, птицы прилетают из дальних стран…

— Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Н. Плещеева «Сельская песенка» и погрузимся в весеннюю атмосферу:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит,
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой…

— Ребята, а вы знаете, что к этим стихам композитор П. И. Чайковский написал музыку. Как вы думаете, как называется музыкальный жанр, в котором музыка пишется к лирическому стихотворению?
Ответы учеников.

Правильно, романс.
Романс — это жанр камерно-вокальной музыки, написанный композитором на лирические стихи, передающие чувства и эмоции человека. Например, о любви, о радости или о печали. А сейчас мы послушаем романс на стихи А. Н. Плещеева, написанный композитором П. И. Чайковским в исполнении певицы М. Павловой. Слушаем внимательно произведение.

Слушание музыки.

— Как вы думаете, этот романс о радостных чувствах или печальных? Радостных
— Какой музыкальный жанр слушали? Романс
— Какое исполнение хоровое или сольное? Сольное
— Какие инструменты подыгрывают певице? Скрипка, рояль, виолончель
— Какого композитора слушали? Чайковского
— Какие произведения композитора П. И. Чайковского вы еще знаете?
Ответы учеников.

— Предлагаю вспомнить цикл «Времена года» П. И. Чайковского и послушать его весенние произведения.
Начнем с первого месяца весны. Как он называется? Март
Правильно, как вы думаете, март — это ранняя весна или поздняя? Ранняя
Молодцы, послушаем П. И. Чайковского «Март» — «Песнь жаворонка»

— Ранней весной прилетают птицы из дальних стран. Прилетают не только ласточки, жаворонки, но и другие птицы, например, грачи.
Посмотрим картину известного художника А.Саврасова «Грачи прилетели»
На картине изображена какая весна? Ранняя
Почему? Лежит снег, деревья голые, только распускаются почки и листья, прилетели птицы, вьют гнезда

— Ребята, как выдумаете, есть у нас в репертуаре песня ранней весны?
Песня про то, как природа пробуждается ото сна, зима отступает: тает снег, появляются проталинки, солнце греет сильнее, появляются ручейки, природа оживает! Песня «Солнечная капель»
Конечно, но прежде чем ее исполнить, нам нужно распеться.

4. Вокально-хоровая работа.

Ритуал: распевка, нотная азбука.

Исполнение песни «Солнечная капель» С. Соснина.

— Ребята, вам понравилось, как вы исполнили эту песню? А чем вам понравилось?
А теперь, закройте глаза и представьте, что мы оказались в весеннем лесу: весело чирикают птицы, колышутся молодые листочки на деревьях и из-под проталинки появился цветочек … Как и в нашей песенке «Весна»

5. Физкультминутка/логоритмика.

«Весна»

На экране слайд с текстом физминутки, дети повторяют слова и движения за учителем, сидя за партами.

Стучат все громче дятлы, синички стали петь, встает пораньше солнце и землю стало греть!
Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, а из-под старой травки уже глядит цветок!
Раскрылся колокольчик в тени, там, где сосна.
Динь-динь — звенит тихонько, Динь-динь — пришла весна!

Какой цветочек появился из-под снега? Подснежник
Конечно, самый первый цветок — подснежник.
Послушайте одноименное стихотворение поэта А. Н. Майкова

Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…

Композитор П. И. Чайковский выбрал это стихотворение за основу своего произведения. Сейчас мы послушаем «Апрель» — «Подснежник».
— Ребята, вам понравилось произведение?
Ответы учеников.

— Как вы думаете, это музыкальное произведение играл один инструмент или много? Много
— Как называется много инструментов под управлением дирижера? Оркестр
Хотите поиграть на ударно-шумовых инструментах и почувствовать себя в роли музыканта из оркестра? Да

6. Игра на музыкальных инструментах
На видео идет музыкально-ритмическая дорожка, дети повторяют ритм, чередуют разные ударно-шумовые инструменты.

3 Б. Как вы уже поняли из сегодняшнего урока, не только композиторы обращались к теме весны, но и художники (Левитан, Саврасов), а так же поэты (Плещеев)
— Посмотрим на картину И. Левитана «Березовая роща» и подумаем какая весна изображена на картине, ранняя или поздняя? Поздняя
Конечно поздняя, снега совсем нет, деревья почти все покрыты молодой яркой зеленью, картина залита солнечным светом.
— Какие деревья художник изобразил на картине? Березы
Правильно, это березовая роща.
Мне кажется, что с картиной И. Левитана «Березовая роща» будет созвучна и наша весенняя песня «„Ай да березка!“.
Предлагаю встать в хоровод и спеть её сейчас.
Песня „Ай да березка!“

7. Закрепление знаний по теме урока.
— Молодцы, а сейчас мы с Вами посетим весеннюю картинную галерею. Мы посмотрим картины известных художников и определим, какая весна изображена на них, ранняя или поздняя.

На слайдах показываются картины известных художников, ученики определяют какая весна изображена на картинах.

8. Итог.
— Произведения какого композитора слушали сегодня на уроке? (Чайковского)
— Кто еще, кроме композиторов, обращался к теме весны? (художники, поэты)
— Как называется камерно-вокальный жанр музыки, написанный композитором на лирические стихи? (романс)
— Какое время года наступило?
— Какая весна бывает (ранняя, поздняя)
— Какой праздник ранней весны знаем? (8 марта)

9. Оценка работы учащихся на уроке.
Ритуал: прощание с музыкой.

Используемые источники:
1.Отрывок из к/ф „Весна“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?text=весна%20любовь%20орлова&path=yandex_search&par...
2. Романс П. И. Чайковского „Травка зеленеет, солнышко блестит…“, исполнение М.Павлова, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?text=чайковский%20мария%20павлова%20травка%20зеленеет&path=...
3. П. И. Чайковский, цикл „Времена года“, „Март“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=12939176007288642992&text=песня+жаворонка
4. П. И. Чайковский, цикл „Времена года“, „Апрель“, ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1851764286741842059&text=апрель+чайковски
5. Шумовой оркестр „Сад зеленый“, ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=AShsTww9ADM
6. Шумовой оркестр „Весенний“, Тикунова О.С., ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=artQtLzx_tc

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):