Краева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Новоульяновская СШ №1
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
Урок литературы с включением регионального компонента
Пояснительная записка
В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения Петра I. Актуальность данного урока заключается в том, что Пётр I теснейшим образом связан с нашим краем: бывал здесь «проплывом», в память об этом событии церковь и спуск в Симбирске были названы его именем. Сюда были сосланы пленные шведы.
Всё это помогает воспитанию патриотизма в душах детей, пробуждает в них гордость за свой край. В конце урока дети приходят к выводу, что история своего края и Отечества тесно связаны, поэтому необходимо изучать историю и литературу.
Таким образом, работа на данном уроке поможет ребятам узнать много нового и интересного, а главное, научит самостоятельно находить информацию, размышлять, бережно относиться к слову и истории.
Цели урока:
- ввести учащихся в мир исторических реалий поэмы;
- пробудить у учащихся интерес к прошлому Родины;
- познакомить учеников с поэтическим воспроизведением Полтавского боя.
- ввести учащихся в мир исторических реалий поэмы;
- пробудить у учащихся интерес к прошлому Родины;
- познакомить учеников с поэтическим воспроизведением Полтавского боя.
Цели урока, направленные на достижение личностных результатов:
- пробудить чувство сопереживания, ответственности за сохранение своей истории;
- совершенствовать умения находить нужную информацию, выступать перед аудиторией.
- пробудить чувство сопереживания, ответственности за сохранение своей истории;
- совершенствовать умения находить нужную информацию, выступать перед аудиторией.
Предметные:
- помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения;
-отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
- помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения;
-отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
Метапредметные:
- формировать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развивать способность к освоению форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать способность к взаимному контролю в совместной деятельности, к адекватному оцениванию собственного поведения и поведения окружающих;
- воспитывать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формировать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развивать способность к освоению форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать способность к взаимному контролю в совместной деятельности, к адекватному оцениванию собственного поведения и поведения окружающих;
- воспитывать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к родному языку, культуре и истории своего народа.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Методы: наглядный, проблемно-поисковый
Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер,
Использованные ресурсы:
1. Пушкин А.С. Полтава. (любое издание)
2. История России. 7 класс. (любой учебник, по которому работает школа)
3. https://vk.com/wall-86702529_16531
4. https://vk.com/wall-34204114_14576
5. https://ulpressa.ru/2019/01/19/краеведческие-находки-от-цси-аврора-к/
6. https://ulpressa.ru/2018/06/21/он-предрек-краю-большое-будущее-и-высе/
1. Пушкин А.С. Полтава. (любое издание)
2. История России. 7 класс. (любой учебник, по которому работает школа)
3. https://vk.com/wall-86702529_16531
4. https://vk.com/wall-34204114_14576
5. https://ulpressa.ru/2019/01/19/краеведческие-находки-от-цси-аврора-к/
6. https://ulpressa.ru/2018/06/21/он-предрек-краю-большое-будущее-и-высе/
Ход урока
I. Организационный момент.
Определение темы. Целеполагание.
Посмотрите на репродукции (портреты А.С. Пушкина и Петра I, вид Симбирска, Полтавская битва (иллюстрации П.Алякринского, М. Родионова и др. по выбору). Как вы думаете, что их объединяет? Какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой на уроке?
Определение темы. Целеполагание.
Посмотрите на репродукции (портреты А.С. Пушкина и Петра I, вид Симбирска, Полтавская битва (иллюстрации П.Алякринского, М. Родионова и др. по выбору). Как вы думаете, что их объединяет? Какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой на уроке?
II. Актуализация знаний. Краеведческая игра «Миф или реальность»
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями на историческую тему. Герой сегодняшнего урока Пётр I. Но сначала я хочу предложить вам сыграть в игру и проверить, что вы знаете о связи Петра I с нашим краем.
2) Пётр I был в Симбирске дважды. (реальность: 9 июня 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. )
3) По указу Петра I на месте остановки была построена Петропавловская церковь. (миф: По легенде, Петропавловская церковь в подгорной части старого Симбирска была построена на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю, разразившуюся на Волге, во время военного похода царя-реформатора на Каспийское море.)
4) Один из спусков к Волге в Симбирске был назван в честь Петра I. (реальность: Спуск получил название Петропавловский, т.к. на нём была построена Петропавловская церковь на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю.)
5) Существует легенда, что около Петропавловской церкви ПётрI посадил ель. (реальность: Рядом с церковью росла высокая и старая ель – по преданию, её посадил Петр Первый. Ель попадала не только на фотографии, но и на иконы, написанные симбирскими иконописцами.)
6) Благодаря Петру I сквер имени Н.М.Карамзина является одним из уникальнейших скверов в Ульяновске. (реальность: Аврора Карловна, урожденная Шернваль, шведская баронесса из Финляндии, фрейлина русского императорского двора, крупная благотворительница после смерти в 1840 году первого мужа Павла Николаевича Демидова унаследовала его состояние. (Демидовы получили горные заводы на Урале по Указу Петра I) Повторно вышла замуж в 1846 году за Андрея, старшего сына выдающегося российского историка Н. М. Карамзина.
А. Н. Карамзин принимал участие в открытии памятника своему отцу в 1845 году в Симбирске. Аврора Карловна приняла деятельное участие в дальнейшей судьбе памятника Н. М. Карамзину и распорядилась в 1846 году отлить на своих заводах чугунную решетку, которая обрамляет сквер Карамзина в Ульяновске до наших дней.)
7) Осенью 1833 года А.С.Пушкин посетил наш край, чтобы собрать материал о Петре I. (миф: он собирал материал о Е.Пугачёве)
8) После поражения в Полтавской битве пленные шведы были сосланы в Симбирск. (реальность: После Полтавской битвы в плену у России оказалось около 16 тысяч шведов. Небольшая часть пленных шведов (около сотни человек) попала в Симбирск. Большую часть пленных составляли офицеры кавалерии, остальные были пехотинцы.
В Симбирске пленных направляли на укрепление кремля.
Сохранился сборник ≪Песни пленного шведа с Симбирской горы≫. Автором стихов считается 23-летний старший лейтенант шведской армии Георг Генрих фон Борнеман. В течение зимы 1710 - 1711 гг. Борнеман в Симбирске создал целый цикл стихов).
Вывод: Петр I оставил свой след на нашей земле, сыграл определённую роль в духовном и эстетическом развитии Симбирска-Ульяновска.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями на историческую тему. Герой сегодняшнего урока Пётр I. Но сначала я хочу предложить вам сыграть в игру и проверить, что вы знаете о связи Петра I с нашим краем.
2) Пётр I был в Симбирске дважды. (реальность: 9 июня 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. )
3) По указу Петра I на месте остановки была построена Петропавловская церковь. (миф: По легенде, Петропавловская церковь в подгорной части старого Симбирска была построена на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю, разразившуюся на Волге, во время военного похода царя-реформатора на Каспийское море.)
4) Один из спусков к Волге в Симбирске был назван в честь Петра I. (реальность: Спуск получил название Петропавловский, т.к. на нём была построена Петропавловская церковь на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю.)
5) Существует легенда, что около Петропавловской церкви ПётрI посадил ель. (реальность: Рядом с церковью росла высокая и старая ель – по преданию, её посадил Петр Первый. Ель попадала не только на фотографии, но и на иконы, написанные симбирскими иконописцами.)
6) Благодаря Петру I сквер имени Н.М.Карамзина является одним из уникальнейших скверов в Ульяновске. (реальность: Аврора Карловна, урожденная Шернваль, шведская баронесса из Финляндии, фрейлина русского императорского двора, крупная благотворительница после смерти в 1840 году первого мужа Павла Николаевича Демидова унаследовала его состояние. (Демидовы получили горные заводы на Урале по Указу Петра I) Повторно вышла замуж в 1846 году за Андрея, старшего сына выдающегося российского историка Н. М. Карамзина.
А. Н. Карамзин принимал участие в открытии памятника своему отцу в 1845 году в Симбирске. Аврора Карловна приняла деятельное участие в дальнейшей судьбе памятника Н. М. Карамзину и распорядилась в 1846 году отлить на своих заводах чугунную решетку, которая обрамляет сквер Карамзина в Ульяновске до наших дней.)
7) Осенью 1833 года А.С.Пушкин посетил наш край, чтобы собрать материал о Петре I. (миф: он собирал материал о Е.Пугачёве)
8) После поражения в Полтавской битве пленные шведы были сосланы в Симбирск. (реальность: После Полтавской битвы в плену у России оказалось около 16 тысяч шведов. Небольшая часть пленных шведов (около сотни человек) попала в Симбирск. Большую часть пленных составляли офицеры кавалерии, остальные были пехотинцы.
В Симбирске пленных направляли на укрепление кремля.
Сохранился сборник ≪Песни пленного шведа с Симбирской горы≫. Автором стихов считается 23-летний старший лейтенант шведской армии Георг Генрих фон Борнеман. В течение зимы 1710 - 1711 гг. Борнеман в Симбирске создал целый цикл стихов).
Вывод: Петр I оставил свой след на нашей земле, сыграл определённую роль в духовном и эстетическом развитии Симбирска-Ульяновска.
III. Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
1. «В гостях у архивариуса»
Просмотр учебного фильма «Полтавская битва» (https://yandex.ru/video/preview/?text=учебный%20фильм%20о%20полтавской%20битве&path=yand....)
2. Работа с текстом. Составление плана (парная работа).
Ещё раз просмотрите отрывок из поэмы и составьте план: какие события и в какой последовательности изображает поэт? ( Задача учащихся – выделить основное и кратко обозначить события в том порядке, как они показаны у Пушкина).
1) Утренний бой.
2) Появление Петра I.
3) Карл даёт сигнал к сражению.
4) Полтавский бой.
5) Победа. Пиру Петра .
На что обратили внимание во время работы с текстом? (Всё очень динамично, стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил.)
3. Образы Петра I и Карла XII в поэме.
Главным героем поэмы является Пётр I, создатель и командующий русской армии, ведущий полки в бой. Ему противостоит Карл XII со своей армией.
Я знаю, что многие из вас ведут тетрадку-анкету. Вот и мы сейчас с вами заполним анкету от лица наших персонажей. Работаем с текстом и учебником истории. (работа в мини-группах).
Анкета
(Выступления представителей групп с характеристикой своего персонажа)
Вывод. Что можете сказать о своих героях? (Абсолютно разные: и чисто внешне, и цели, к которым они стремятся, и способы достижения этих целей. Сходство только в одном пункте – статус.)
4. Метафоричность поэмы.
В данной поэме Пушкин соединяет в себе поэта с историком. Найдите в поэме метафоры, характеризующие Петра и русское войско и Карла с его армией во время боя. Как эти метафоры дополняют информацию из анкеты?
Какой художественный приём ещё использует автор? Для чего?
Вывод: Здесь автор использует антитезу с целью показать, что на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень, меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство.
1. «В гостях у архивариуса»
Просмотр учебного фильма «Полтавская битва» (https://yandex.ru/video/preview/?text=учебный%20фильм%20о%20полтавской%20битве&path=yand....)
2. Работа с текстом. Составление плана (парная работа).
Ещё раз просмотрите отрывок из поэмы и составьте план: какие события и в какой последовательности изображает поэт? ( Задача учащихся – выделить основное и кратко обозначить события в том порядке, как они показаны у Пушкина).
1) Утренний бой.
2) Появление Петра I.
3) Карл даёт сигнал к сражению.
4) Полтавский бой.
5) Победа. Пиру Петра .
На что обратили внимание во время работы с текстом? (Всё очень динамично, стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил.)
3. Образы Петра I и Карла XII в поэме.
Главным героем поэмы является Пётр I, создатель и командующий русской армии, ведущий полки в бой. Ему противостоит Карл XII со своей армией.
Я знаю, что многие из вас ведут тетрадку-анкету. Вот и мы сейчас с вами заполним анкету от лица наших персонажей. Работаем с текстом и учебником истории. (работа в мини-группах).
Анкета
1) Имя |
|
2) Возраст |
|
3) Социальное положение, статус |
|
4) Цель жизни |
|
5) Внешность |
|
6) Достоинства |
|
7) Недостатки |
|
8) Проблемы |
|
9) Друзья |
|
10) Враги |
|
(Выступления представителей групп с характеристикой своего персонажа)
Вывод. Что можете сказать о своих героях? (Абсолютно разные: и чисто внешне, и цели, к которым они стремятся, и способы достижения этих целей. Сходство только в одном пункте – статус.)
4. Метафоричность поэмы.
В данной поэме Пушкин соединяет в себе поэта с историком. Найдите в поэме метафоры, характеризующие Петра и русское войско и Карла с его армией во время боя. Как эти метафоры дополняют информацию из анкеты?
Какой художественный приём ещё использует автор? Для чего?
метафора | комментарий |
Пётр I | |
«горит восток зарёю новой» | Образ, говорящий о восхождении молодого Русского государства, появляется чувство радостного ожидания |
«счастье боевое служить уж начинает нам» | Русская армия побеждает «непобедимых» шведов |
Карл XII | |
«сыны любимые победы» | Непобедимя армия, не знающие поражения шведы |
«темнеет слава их знамён» | Гордость за русское войско, потеснившее войско шведов |
|
|
Вывод: Здесь автор использует антитезу с целью показать, что на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень, меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство.
IV. Рефлексия. Приём «Телеграмма»
В нескольких словах опишите свои впечатления об уроке.
В нескольких словах опишите свои впечатления об уроке.
V. Домашнее задание. Итог.
Отрывок наизусть, составить план рассказа «Пётр I и Карл XII»
Отрывок наизусть, составить план рассказа «Пётр I и Карл XII»