Урок литературы с включением регионального компонента. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина « Полтава»"

Литература

Краева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Новоульяновская СШ №1

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Урок литературы с включением регионального компонента

Пояснительная записка
В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения Петра I. Актуальность данного урока заключается в том, что Пётр I теснейшим образом связан с нашим краем: бывал здесь «проплывом», в память об этом событии церковь и спуск в Симбирске были названы его именем. Сюда были сосланы пленные шведы.
Всё это помогает воспитанию патриотизма в душах детей, пробуждает в них гордость за свой край. В конце урока дети приходят к выводу, что история своего края и Отечества тесно связаны, поэтому необходимо изучать историю и литературу.
Таким образом, работа на данном уроке поможет ребятам узнать много нового и интересного, а главное, научит самостоятельно находить информацию, размышлять, бережно относиться к слову и истории.

Цели урока:
- ввести учащихся в мир исторических реалий поэмы;
- пробудить у учащихся интерес к прошлому Родины;
- познакомить учеников с поэтическим воспроизведением Полтавского боя.

Цели урока, направленные на достижение личностных результатов:
- пробудить чувство сопереживания, ответственности за сохранение своей истории;
- совершенствовать умения находить нужную информацию, выступать перед аудиторией.

Предметные:
- помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения;
-отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Метапредметные:
- формировать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развивать способность к освоению форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать способность к взаимному контролю в совместной деятельности, к адекватному оцениванию собственного поведения и поведения окружающих;
- воспитывать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Воспитание бережного отношения к родному языку, культуре и истории своего народа.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы: наглядный, проблемно-поисковый

Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер,

Использованные ресурсы:
1.     Пушкин А.С. Полтава. (любое издание)
2.     История России. 7 класс. (любой учебник, по которому работает школа)
3.     https://vk.com/wall-86702529_16531
4.     https://vk.com/wall-34204114_14576
5.     https://ulpressa.ru/2019/01/19/краеведческие-находки-от-цси-аврора-к/
6.     https://ulpressa.ru/2018/06/21/он-предрек-краю-большое-будущее-и-высе/




Ход урока


I.             Организационный момент.
Определение темы. Целеполагание.
Посмотрите на репродукции (портреты А.С. Пушкина и Петра I, вид Симбирска, Полтавская битва (иллюстрации П.Алякринского, М. Родионова и др. по выбору). Как вы думаете, что их объединяет? Какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой на уроке?

II.         Актуализация знаний. Краеведческая игра «Миф или реальность»
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями на историческую тему. Герой сегодняшнего урока Пётр I. Но сначала я хочу предложить вам сыграть в игру и проверить, что вы знаете о связи Петра I с нашим краем.
2)           Пётр I был в Симбирске дважды. (реальность: 9 июня 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. )
3)           По указу Петра I на месте остановки была построена Петропавловская церковь. (миф: По легенде, Петропавловская церковь в подгорной части старого Симбирска была построена на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю, разразившуюся на Волге, во время военного похода царя-реформатора на Каспийское море.)
4)           Один из спусков к Волге в Симбирске был назван в честь Петра I. (реальность: Спуск получил название Петропавловский, т.к. на нём была построена Петропавловская церковь на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю.)
5)           Существует легенда, что около Петропавловской церкви ПётрI посадил ель. (реальность: Рядом с церковью росла высокая и старая ель – по преданию, её посадил Петр Первый. Ель попадала не только на фотографии, но и на иконы, написанные симбирскими иконописцами.)
6)           Благодаря Петру I сквер имени Н.М.Карамзина является одним из уникальнейших скверов в Ульяновске. (реальность: Аврора Карловна, урожденная Шернваль, шведская баронесса из Финляндии, фрейлина русского императорского двора, крупная благотворительница после смерти в 1840 году первого мужа Павла Николаевича Демидова унаследовала его состояние. (Демидовы получили горные заводы на Урале по Указу Петра I) Повторно вышла замуж в 1846 году за Андрея, старшего сына выдающегося российского историка Н. М. Карамзина.
А. Н. Карамзин принимал участие в открытии памятника своему отцу в 1845 году в Симбирске. Аврора Карловна приняла деятельное участие в дальнейшей судьбе памятника Н. М. Карамзину и распорядилась в 1846 году отлить на своих заводах чугунную решетку, которая обрамляет сквер Карамзина в Ульяновске до наших дней.)
7)           Осенью 1833 года А.С.Пушкин посетил наш край, чтобы собрать материал о Петре I. (миф: он собирал материал о Е.Пугачёве)
8)           После поражения в Полтавской битве пленные шведы были сосланы в Симбирск. (реальность: После Полтавской битвы в плену у России оказалось около 16 тысяч шведов. Небольшая часть пленных шведов (около сотни человек) попала в Симбирск. Большую часть пленных составляли офицеры кавалерии, остальные были пехотинцы.
В Симбирске пленных направляли на укрепление кремля.
Сохранился сборник ≪Песни пленного шведа с Симбирской горы≫. Автором стихов считается 23-летний старший лейтенант шведской армии Георг Генрих фон Борнеман. В течение зимы 1710 - 1711 гг. Борнеман в Симбирске создал целый цикл стихов).
Вывод: Петр I оставил свой след на нашей земле, сыграл определённую роль в духовном и эстетическом развитии Симбирска-Ульяновска.

III. Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
1.            «В гостях у архивариуса»
Просмотр учебного фильма «Полтавская битва» (https://yandex.ru/video/preview/?text=учебный%20фильм%20о%20полтавской%20битве&path=yand....)
2.            Работа с текстом. Составление плана (парная работа).
Ещё раз просмотрите отрывок из поэмы и составьте план: какие события и в какой последовательности изображает поэт? ( Задача учащихся – выделить основное и кратко обозначить события в том порядке, как они показаны у Пушкина).
1)           Утренний бой.
2)           Появление Петра I.
3)           Карл даёт сигнал к сражению.
4)           Полтавский бой.
5)           Победа. Пиру Петра .
На что обратили внимание во время работы с текстом? (Всё очень динамично, стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил.)
3.            Образы Петра I и Карла XII в поэме.
Главным героем поэмы является Пётр I, создатель и командующий русской армии, ведущий полки в бой. Ему противостоит Карл XII со своей армией.
Я знаю, что многие из вас ведут тетрадку-анкету. Вот и мы сейчас с вами заполним анкету от лица наших персонажей. Работаем с текстом и учебником истории. (работа в мини-группах).
Анкета
1)                Имя
2)                Возраст
3)                Социальное положение, статус
4)                Цель жизни
5)                Внешность
6)                Достоинства
7)                Недостатки
8)                Проблемы
9)                Друзья
10)           Враги

(Выступления представителей групп с характеристикой своего персонажа)
Вывод. Что можете сказать о своих героях? (Абсолютно разные: и чисто внешне, и цели, к которым они стремятся, и способы достижения этих целей. Сходство только в одном пункте – статус.)
4.            Метафоричность поэмы.
В данной поэме Пушкин соединяет в себе поэта с историком. Найдите в поэме метафоры, характеризующие Петра и русское войско и Карла с его армией во время боя. Как эти метафоры дополняют информацию из анкеты?
Какой художественный приём ещё использует автор? Для чего?

метафора комментарий
Пётр I
«горит восток зарёю новой» Образ, говорящий о восхождении молодого Русского государства, появляется чувство радостного ожидания
«счастье боевое служить уж начинает нам» Русская армия побеждает «непобедимых» шведов
Карл XII
«сыны любимые победы» Непобедимя армия, не знающие поражения шведы
«темнеет слава их знамён» Гордость за русское войско, потеснившее войско шведов



Вывод: Здесь автор использует антитезу с целью показать, что на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень, меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство.

IV. Рефлексия. Приём «Телеграмма»
В нескольких словах опишите свои впечатления об уроке.

V. Домашнее задание. Итог.
Отрывок наизусть, составить план рассказа «Пётр I и Карл XII»

Теги: 

Детальное описание: 

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Урок литературы с включением регионального компонента

Пояснительная записка
В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения Петра I. Актуальность данного урока заключается в том, что Пётр I теснейшим образом связан с нашим краем: бывал здесь «проплывом», в память об этом событии церковь и спуск в Симбирске были названы его именем. Сюда были сосланы пленные шведы.
Всё это помогает воспитанию патриотизма в душах детей, пробуждает в них гордость за свой край. В конце урока дети приходят к выводу, что история своего края и Отечества тесно связаны, поэтому необходимо изучать историю и литературу.
Таким образом, работа на данном уроке поможет ребятам узнать много нового и интересного, а главное, научит самостоятельно находить информацию, размышлять, бережно относиться к слову и истории.

Цели урока:
- ввести учащихся в мир исторических реалий поэмы;
- пробудить у учащихся интерес к прошлому Родины;
- познакомить учеников с поэтическим воспроизведением Полтавского боя.

Цели урока, направленные на достижение личностных результатов:
- пробудить чувство сопереживания, ответственности за сохранение своей истории;
- совершенствовать умения находить нужную информацию, выступать перед аудиторией.

Предметные:
- помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения;
-отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Метапредметные:
- формировать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развивать способность к освоению форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать способность к взаимному контролю в совместной деятельности, к адекватному оцениванию собственного поведения и поведения окружающих;
- воспитывать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Воспитание бережного отношения к родному языку, культуре и истории своего народа.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы: наглядный, проблемно-поисковый

Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер,

Использованные ресурсы:
1.     Пушкин А.С. Полтава. (любое издание)
2.     История России. 7 класс. (любой учебник, по которому работает школа)
3.     https://vk.com/wall-86702529_16531
4.     https://vk.com/wall-34204114_14576
5.     https://ulpressa.ru/2019/01/19/краеведческие-находки-от-цси-аврора-к/
6.     https://ulpressa.ru/2018/06/21/он-предрек-краю-большое-будущее-и-высе/




Ход урока


I.             Организационный момент.
Определение темы. Целеполагание.
Посмотрите на репродукции (портреты А.С. Пушкина и Петра I, вид Симбирска, Полтавская битва (иллюстрации П.Алякринского, М. Родионова и др. по выбору). Как вы думаете, что их объединяет? Какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой на уроке?

II.         Актуализация знаний. Краеведческая игра «Миф или реальность»
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями на историческую тему. Герой сегодняшнего урока Пётр I. Но сначала я хочу предложить вам сыграть в игру и проверить, что вы знаете о связи Петра I с нашим краем.
2)           Пётр I был в Симбирске дважды. (реальность: 9 июня 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. )
3)           По указу Петра I на месте остановки была построена Петропавловская церковь. (миф: По легенде, Петропавловская церковь в подгорной части старого Симбирска была построена на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю, разразившуюся на Волге, во время военного похода царя-реформатора на Каспийское море.)
4)           Один из спусков к Волге в Симбирске был назван в честь Петра I. (реальность: Спуск получил название Петропавловский, т.к. на нём была построена Петропавловская церковь на месте, где император Петр Первый пережидал в 1722 году бурю.)
5)           Существует легенда, что около Петропавловской церкви ПётрI посадил ель. (реальность: Рядом с церковью росла высокая и старая ель – по преданию, её посадил Петр Первый. Ель попадала не только на фотографии, но и на иконы, написанные симбирскими иконописцами.)
6)           Благодаря Петру I сквер имени Н.М.Карамзина является одним из уникальнейших скверов в Ульяновске. (реальность: Аврора Карловна, урожденная Шернваль, шведская баронесса из Финляндии, фрейлина русского императорского двора, крупная благотворительница после смерти в 1840 году первого мужа Павла Николаевича Демидова унаследовала его состояние. (Демидовы получили горные заводы на Урале по Указу Петра I) Повторно вышла замуж в 1846 году за Андрея, старшего сына выдающегося российского историка Н. М. Карамзина.
А. Н. Карамзин принимал участие в открытии памятника своему отцу в 1845 году в Симбирске. Аврора Карловна приняла деятельное участие в дальнейшей судьбе памятника Н. М. Карамзину и распорядилась в 1846 году отлить на своих заводах чугунную решетку, которая обрамляет сквер Карамзина в Ульяновске до наших дней.)
7)           Осенью 1833 года А.С.Пушкин посетил наш край, чтобы собрать материал о Петре I. (миф: он собирал материал о Е.Пугачёве)
8)           После поражения в Полтавской битве пленные шведы были сосланы в Симбирск. (реальность: После Полтавской битвы в плену у России оказалось около 16 тысяч шведов. Небольшая часть пленных шведов (около сотни человек) попала в Симбирск. Большую часть пленных составляли офицеры кавалерии, остальные были пехотинцы.
В Симбирске пленных направляли на укрепление кремля.
Сохранился сборник ≪Песни пленного шведа с Симбирской горы≫. Автором стихов считается 23-летний старший лейтенант шведской армии Георг Генрих фон Борнеман. В течение зимы 1710 - 1711 гг. Борнеман в Симбирске создал целый цикл стихов).
Вывод: Петр I оставил свой след на нашей земле, сыграл определённую роль в духовном и эстетическом развитии Симбирска-Ульяновска.

III. Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
1.            «В гостях у архивариуса»
Просмотр учебного фильма «Полтавская битва» (https://yandex.ru/video/preview/?text=учебный%20фильм%20о%20полтавской%20битве&path=yand....)
2.            Работа с текстом. Составление плана (парная работа).
Ещё раз просмотрите отрывок из поэмы и составьте план: какие события и в какой последовательности изображает поэт? ( Задача учащихся – выделить основное и кратко обозначить события в том порядке, как они показаны у Пушкина).
1)           Утренний бой.
2)           Появление Петра I.
3)           Карл даёт сигнал к сражению.
4)           Полтавский бой.
5)           Победа. Пиру Петра .
На что обратили внимание во время работы с текстом? (Всё очень динамично, стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил.)
3.            Образы Петра I и Карла XII в поэме.
Главным героем поэмы является Пётр I, создатель и командующий русской армии, ведущий полки в бой. Ему противостоит Карл XII со своей армией.
Я знаю, что многие из вас ведут тетрадку-анкету. Вот и мы сейчас с вами заполним анкету от лица наших персонажей. Работаем с текстом и учебником истории. (работа в мини-группах).
Анкета
1)                Имя
2)                Возраст
3)                Социальное положение, статус
4)                Цель жизни
5)                Внешность
6)                Достоинства
7)                Недостатки
8)                Проблемы
9)                Друзья
10)           Враги

(Выступления представителей групп с характеристикой своего персонажа)
Вывод. Что можете сказать о своих героях? (Абсолютно разные: и чисто внешне, и цели, к которым они стремятся, и способы достижения этих целей. Сходство только в одном пункте – статус.)
4.            Метафоричность поэмы.
В данной поэме Пушкин соединяет в себе поэта с историком. Найдите в поэме метафоры, характеризующие Петра и русское войско и Карла с его армией во время боя. Как эти метафоры дополняют информацию из анкеты?
Какой художественный приём ещё использует автор? Для чего?

метафора комментарий
Пётр I
«горит восток зарёю новой» Образ, говорящий о восхождении молодого Русского государства, появляется чувство радостного ожидания
«счастье боевое служить уж начинает нам» Русская армия побеждает «непобедимых» шведов
Карл XII
«сыны любимые победы» Непобедимя армия, не знающие поражения шведы
«темнеет слава их знамён» Гордость за русское войско, потеснившее войско шведов



Вывод: Здесь автор использует антитезу с целью показать, что на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень, меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство.

IV. Рефлексия. Приём «Телеграмма»
В нескольких словах опишите свои впечатления об уроке.

V. Домашнее задание. Итог.
Отрывок наизусть, составить план рассказа «Пётр I и Карл XII»

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):