М.Н. Мешков, кандидат филологических
наук, учитель русского языка и
литературы высшей категории МАОУ СОШ
№29 г. Липецка ...
Общая характеристика элективного курса
Данный элективный курс предлагает общее (обзорное) знакомство с зару-бежной литературой 18-20 веков, детальное изучение отдельных произведений зарубежной литературы, художественного мира определённых писателей, жанровых особенностей, а также даёт возможность сопоставить произведения зарубежной и русской литературы, способствует развитию и совершенствова-нию навыков критического мышления, развитию творческих способностей учащихся.
Системно курс делится на несколько этапов. На первом учащиеся обзорно знакомятся с историей зарубежной литературы и литературным процессом в целом, а также с жанром рецензии, особенностями эссеистики и также рас-сматривают предложенные в качестве образца варианты эссе (Ахматова, Цве-таева, Довлатов, Бродский, Акунин). Следующий этап предполагает знаком-ство с творчеством отдельных зарубежных писателей, отобранных на основе изучаемого жанра или литературного направления. Затем более подробно изу-чается одно из предложенных произведений с учётом жанровых признаков и литературного направления, проводятся возможные сопоставления с изучен-ными в курсе школы или прочитанными самостоятельно произведениями рус-ской литературы. На третьем этапе учащиеся составляют собственные рецен-зии (эссе), которые впоследствии анализируются и при необходимости кор-ректируются. Заканчивается курс читательской конференцией, которая пред-ставляет собой обсуждение наиболее понравившихся произведений, выставку рецензий (эссе), а также пожеланий самих учащихся к программе курса (про-изведения, которые они посоветовали бы включить в программу, почему).
В программе элективного курса дается примерное распределение количе-ства часов, которое каждый учитель может варьировать, исходя из конкрет-ных условий работы с профильными классами.
Цели и задачи элективного курса
Дидактическая цель курса – научить учащихся анализировать текст не только на текстовом, но и на подтекстовом уровне, выделять проблемы и ком-ментировать их, формулировать позицию автора (рассказчика) текста, сопо-ставлять с близкими по проблематике произведениями русской литературы.
Образовательная цель курса – знать особенности изученного жанра, ли-тературного направления, правила написания рецензий (эссе), особенности творческого метода (стиля) изученных в рамках курса писателей; уметь опре-делять жанровые признаки произведений писателей зарубежной литературы, к какому литературному направлению относится то или иное произведение, со-ставлять рецензию (эссе) на прочитанное произведение.
Воспитательная цель курса – формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.
Развивающая цель курса – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и саморе-ализации личности, развитие критического мышления.
Задачи:
- обучение чтению и анализу, основанному на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-закрепление умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро-вать художественный текст, сопоставлять тексты разных писателей;
- развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных обра-зов, впечатлений, ассоциаций;
- развитие потребности учеников к речевому самосовершенствованию;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование у обучаемых коммуникативной компетенции;
- формирование умения работать с информацией разного рода (библиотечные каталоги, Интернет-ресурсы и др.);
- развитие и совершенствование навыков написания рецензии (эссе).
Результаты изучения элективного курса
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных, эстетических качеств личности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет – ресурсы и др.)
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственных позиций, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, форму-лировать выводы;
- умение работать с различными источниками информации, находить их, ана-лизировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- уметь составлять конспект урока, научной статьи.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем предлагаемых в курсе произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выяв-ление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценно-стей и их современного звучания;
- умение анализировать литературные произведения, определять их принад-лежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулиро-вать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характе-ризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или несколь-ких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразитель-но-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям зарубежной и русской литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней
3) в коммуникативной сфере:
- осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с исполь-зованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разно-го типа; уметь вести диалог;
- написание рецензий (эссе), связанных с тематикой, проблематикой изучае-мых произведений, аннотаций на прочитанные произведения, составление конспектов научных статей.
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетиче-ского вкуса;
- понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
• текущий (на каждом уроке);
• промежуточный (по итогам элективного курса);
Формы контроля при изучении курса
1. Устные развёрнутые ответы на вопросы.
2. Конференции, диспуты, семинары.
3. Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя.
4. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
5. Составление конспектов научных статей.
6. Написание рецензий, эссе.