Программа элективного курса для учащихся 10-11 профильных (гуманитарных) классов

Литература

М.Н. Мешков, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ №29 г. Липецка ...

Общая характеристика элективного курса Данный элективный курс предлагает общее (обзорное) знакомство с зару-бежной литературой 18-20 веков, детальное изучение отдельных произведений зарубежной литературы, художественного мира определённых писателей, жанровых особенностей, а также даёт возможность сопоставить произведения зарубежной и русской литературы, способствует развитию и совершенствова-нию навыков критического мышления, развитию творческих способностей учащихся. Системно курс делится на несколько этапов. На первом учащиеся обзорно знакомятся с историей зарубежной литературы и литературным процессом в целом, а также с жанром рецензии, особенностями эссеистики и также рас-сматривают предложенные в качестве образца варианты эссе (Ахматова, Цве-таева, Довлатов, Бродский, Акунин). Следующий этап предполагает знаком-ство с творчеством отдельных зарубежных писателей, отобранных на основе изучаемого жанра или литературного направления. Затем более подробно изу-чается одно из предложенных произведений с учётом жанровых признаков и литературного направления, проводятся возможные сопоставления с изучен-ными в курсе школы или прочитанными самостоятельно произведениями рус-ской литературы. На третьем этапе учащиеся составляют собственные рецен-зии (эссе), которые впоследствии анализируются и при необходимости кор-ректируются. Заканчивается курс читательской конференцией, которая пред-ставляет собой обсуждение наиболее понравившихся произведений, выставку рецензий (эссе), а также пожеланий самих учащихся к программе курса (про-изведения, которые они посоветовали бы включить в программу, почему). В программе элективного курса дается примерное распределение количе-ства часов, которое каждый учитель может варьировать, исходя из конкрет-ных условий работы с профильными классами. Цели и задачи элективного курса Дидактическая цель курса – научить учащихся анализировать текст не только на текстовом, но и на подтекстовом уровне, выделять проблемы и ком-ментировать их, формулировать позицию автора (рассказчика) текста, сопо-ставлять с близкими по проблематике произведениями русской литературы. Образовательная цель курса – знать особенности изученного жанра, ли-тературного направления, правила написания рецензий (эссе), особенности творческого метода (стиля) изученных в рамках курса писателей; уметь опре-делять жанровые признаки произведений писателей зарубежной литературы, к какому литературному направлению относится то или иное произведение, со-ставлять рецензию (эссе) на прочитанное произведение. Воспитательная цель курса – формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением. Развивающая цель курса – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и саморе-ализации личности, развитие критического мышления. Задачи: - обучение чтению и анализу, основанному на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; -закрепление умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро-вать художественный текст, сопоставлять тексты разных писателей; - развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных обра-зов, впечатлений, ассоциаций; - развитие потребности учеников к речевому самосовершенствованию; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; - формирование у обучаемых коммуникативной компетенции; - формирование умения работать с информацией разного рода (библиотечные каталоги, Интернет-ресурсы и др.); - развитие и совершенствование навыков написания рецензии (эссе). Результаты изучения элективного курса Личностные: - совершенствование духовно-нравственных, эстетических качеств личности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет – ресурсы и др.) Метапредметные: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственных позиций, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, форму-лировать выводы; - умение работать с различными источниками информации, находить их, ана-лизировать, использовать в самостоятельной деятельности; - уметь составлять конспект урока, научной статьи. Предметные: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем предлагаемых в курсе произведений; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выяв-ление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценно-стей и их современного звучания; - умение анализировать литературные произведения, определять их принад-лежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулиро-вать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характе-ризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или несколь-ких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразитель-но-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; - владение литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; - формулирование собственного отношения к произведениям зарубежной и русской литературы, их оценка; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней 3) в коммуникативной сфере: - осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с исполь-зованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разно-го типа; уметь вести диалог; - написание рецензий (эссе), связанных с тематикой, проблематикой изучае-мых произведений, аннотаций на прочитанные произведения, составление конспектов научных статей. 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетиче-ского вкуса; - понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений. Виды контроля: • текущий (на каждом уроке); • промежуточный (по итогам элективного курса); Формы контроля при изучении курса 1. Устные развёрнутые ответы на вопросы. 2. Конференции, диспуты, семинары. 3. Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя. 4. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом. 5. Составление конспектов научных статей. 6. Написание рецензий, эссе.

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: Общая характеристика элективного курса Данный элективный курс предлагает общее (обзорное) знакомство с зару-бежной литературой 18-20 веков, детальное изучение отдельных произведений зарубежной литературы, художественного мира определённых писателей, жанровых особенностей, а также даёт возможность сопоставить произведения зарубежной и русской литературы, способствует развитию и совершенствова-нию навыков критического мышления, развитию творческих способностей учащихся. Системно курс делится на несколько этапов. На первом учащиеся обзорно знакомятся с историей зарубежной литературы и литературным процессом в целом, а также с жанром рецензии, особенностями эссеистики и также рас-сматривают предложенные в качестве образца варианты эссе (Ахматова, Цве-таева, Довлатов, Бродский, Акунин). Следующий этап предполагает знаком-ство с творчеством отдельных зарубежных писателей, отобранных на основе изучаемого жанра или литературного направления. Затем более подробно изу-чается одно из предложенных произведений с учётом жанровых признаков и литературного направления, проводятся возможные сопоставления с изучен-ными в курсе школы или прочитанными самостоятельно произведениями рус-ской литературы. На третьем этапе учащиеся составляют собственные рецен-зии (эссе), которые впоследствии анализируются и при необходимости кор-ректируются. Заканчивается курс читательской конференцией, которая пред-ставляет собой обсуждение наиболее понравившихся произведений, выставку рецензий (эссе), а также пожеланий самих учащихся к программе курса (про-изведения, которые они посоветовали бы включить в программу, почему). В программе элективного курса дается примерное распределение количе-ства часов, которое каждый учитель может варьировать, исходя из конкрет-ных условий работы с профильными классами. Цели и задачи элективного курса Дидактическая цель курса – научить учащихся анализировать текст не только на текстовом, но и на подтекстовом уровне, выделять проблемы и ком-ментировать их, формулировать позицию автора (рассказчика) текста, сопо-ставлять с близкими по проблематике произведениями русской литературы. Образовательная цель курса – знать особенности изученного жанра, ли-тературного направления, правила написания рецензий (эссе), особенности творческого метода (стиля) изученных в рамках курса писателей; уметь опре-делять жанровые признаки произведений писателей зарубежной литературы, к какому литературному направлению относится то или иное произведение, со-ставлять рецензию (эссе) на прочитанное произведение. Воспитательная цель курса – формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением. Развивающая цель курса – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и саморе-ализации личности, развитие критического мышления. Задачи: - обучение чтению и анализу, основанному на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; -закрепление умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро-вать художественный текст, сопоставлять тексты разных писателей; - развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных обра-зов, впечатлений, ассоциаций; - развитие потребности учеников к речевому самосовершенствованию; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; - формирование у обучаемых коммуникативной компетенции; - формирование умения работать с информацией разного рода (библиотечные каталоги, Интернет-ресурсы и др.); - развитие и совершенствование навыков написания рецензии (эссе). Результаты изучения элективного курса Личностные: - совершенствование духовно-нравственных, эстетических качеств личности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет – ресурсы и др.) Метапредметные: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственных позиций, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, форму-лировать выводы; - умение работать с различными источниками информации, находить их, ана-лизировать, использовать в самостоятельной деятельности; - уметь составлять конспект урока, научной статьи. Предметные: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем предлагаемых в курсе произведений; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выяв-ление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценно-стей и их современного звучания; - умение анализировать литературные произведения, определять их принад-лежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулиро-вать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характе-ризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или несколь-ких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразитель-но-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; - владение литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; - формулирование собственного отношения к произведениям зарубежной и русской литературы, их оценка; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней 3) в коммуникативной сфере: - осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с исполь-зованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разно-го типа; уметь вести диалог; - написание рецензий (эссе), связанных с тематикой, проблематикой изучае-мых произведений, аннотаций на прочитанные произведения, составление конспектов научных статей. 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетиче-ского вкуса; - понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений. Виды контроля: • текущий (на каждом уроке); • промежуточный (по итогам элективного курса); Формы контроля при изучении курса 1. Устные развёрнутые ответы на вопросы. 2. Конференции, диспуты, семинары. 3. Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя. 4. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом. 5. Составление конспектов научных статей. 6. Написание рецензий, эссе.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):