Конспект урока, посвящённого наследию Петра I

История

Ефремова Ольга Ивановна


Конспект урока, посвящённого наследию Петра I

Класс: 7

УМК: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч.  Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2019.-358 с.

Форма работы: исследовательский проект по направлению «Литература и изобразительное искусство»

Тема: Памятники Петру I: Медный всадник. Памятник в Санкт-Петербурге. Скульптор М.Фальконе; памятник Петру Великому в Воронеже. Скульптор А. Е. Шварц и архитекторы Д. И. Грим, А. А. Кюи (реконструкция — скульптор Н. П. Гаврилов), статуя Петра, изготовленная скульптором Антокольским.

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Воронежа и Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую они сыграли благодаря Петру Первому; определить значение строительства Санкт-Петербурга для укрепления границ России и выхода к морским торговым путям; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России, обратившись к памятникам Петру Первому и лирическим произведениям русских авторов.

Тип урока: изучение нового материала

План урока-экскурсии

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Беседа по содержанию просмотренного мультфильма, посвящённого деятельности Петра Великого.
3. Изучение нового материала. Работа в группах.
4. Подведение итогов работы групп. Создание общего проекта «Важнейшие реформы Петра Великого».
5. Закрепление изученного. Экспресс-опрос по итогам исследовательской работы обучающихся.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание: используя материалы урока, напишите небольшое эссе на тему “Пётр I и Архангельский Север” (Воронеж, Петербург).

Наглядность и оборудование: портрет Петра I, презентация «Памятники Петру Великому».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.


Предварительная подготовка:

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание:

1. Историки изучают историю памятника Петру Первому в Архангельске.
2. Летописцы составляют хронику событий, связанных с появлением первых кораблей в Воронеже.
3. Экскурсоводы готовят заочную экскурсию к памятнику Пера Первого в Петербурге.

Ход урока

(см. файл)


Приложение 1

Кем был Пётр I?
Пётр I был первым русским императором. Этот титул в 1721 году он принял после победы в Великой Северной войне (1700–1721 гг.).
Что учредил Пётр Первый в образовательной системе?
Уровень образования при Петре I в России в целом был невысоким. Придя к власти, он учредил университеты и гимназии, в которых могли учиться все, кроме крестьян.
Как называется город, заложенный Петром I в 1703 году?
16 мая 1703 года на выбранном Петром месте был заложен город под названием Петербург, который в дальнейшем стал столицей Российской империи.
Какие производственные предприятия были открыты в годы правления Петра I?
При Петре I в России были открыты первые мануфактуры — производственные предприятия, на которых использовался ручной труд людей. К концу царствования Петра I в 1725 году в России действовало около 100 мануфактур: металлургические, полотняные, суконные, стекольные, шёлковые.
Где при Петре I стала развиваться геологическая разведка?
При непосредственном участии Петра I началось полномасштабное промышленное освоение Урала, где были открыты значительные запасы руд.
Что, согласно требованиям петровских времён, был обязан знать образованный человек?
Пётр I много внимания уделял образованию и ценил грамотных, хорошо образованных людей. Во времена его правления повелось, что образованный человек должен знать европейские языки, разбираться в математике, гуманитарных и естественных науках.
Труд какой категории людей в России использовался при тяжёлых работах?
Самодержавие самым жестоким образом эксплуатировало крестьян, которые, по сути, стали рабами. Крестьяне строили заводы, дороги, мануфактуры, при этом условия их содержания были ужасными. Вся тяжесть реформ петровских реформ легла на плечи народа.
Какое историческое событие изображено на рисунке? Когда оно произошло?
(Новодвинское сражение 25 июня 1701 года)

Назовите даты, написанные на постаменте памятника Петру Первому в Архангельске. Что они означают? (1693, 1694, 1702 – годы посещения царем Архангельска; 1911 – год проведения конкурса на проект этого постамента).



Приложение 2

1. Образовательная реформа. Пётр I учредил гимназии и университеты, сделав обязательным образование для всех детей дворян. Большое количество отпрысков русских аристократов было отправлено за границу постигать различные науки.
2.     Создание сильной армии и флота. Был сформирован единый воинский устав, согласно которому регулировались порядки в армии. Поначалу регулярная армия страны пополнилась сначала иностранными офицерами, но затем им на смену пришли российские дворяне — выпускники навигационной, инженерной и артиллерийской школ. Пётр I построил флот, которого ранее не было в России.
3.     Церковная реформа. Деятельность Петра I была направлена на создание светского государства, в котором религия не имела права первого голоса. Так, при правлении Петра I перестали сжигать староверов, а обращение в православие стало добровольным делом. Отныне Церковь стала полностью подчиняться Сенату.
4.     Развитие торговли и создание первых мануфактур. В годы правления Петра I по всей стране было построено 233 предприятия. Были введены высокие пошлины на зарубежные товары, благодаря чему стало активно развиваться отечественное производство.
5.     Развитие сырьевых отраслей. При Петре I начала развиваться геологическая разведка на Урале. Если раньше Россия была вынуждена закупать руду и прочее сырье за границей, то при Петре она получила статус сырьевой державы. В 1703 году, был заложен Петербург, который впоследствии стал столицей Российской империи.


Литература:

1. Аникина С. М., Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
2. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века пособие для учителя Архангельск, 2007.
3. Город, хранимый Архангелом: приложение к образовательной программе по этнокультурному краеведению для учащихся 8-11 классов/ Т.В. Зайцева; Департамент образования мэрии Архангельска, - Архангельск, 2010.

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Конспект урока, посвящённого наследию Петра I

Класс: 7

УМК: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч.  Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2019.-358 с.

Форма работы: исследовательский проект по направлению «Литература и изобразительное искусство»

Тема: Памятники Петру I: Медный всадник. Памятник в Санкт-Петербурге. Скульптор М.Фальконе; памятник Петру Великому в Воронеже. Скульптор А. Е. Шварц и архитекторы Д. И. Грим, А. А. Кюи (реконструкция — скульптор Н. П. Гаврилов), статуя Петра, изготовленная скульптором Антокольским.

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Воронежа и Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую они сыграли благодаря Петру Первому; определить значение строительства Санкт-Петербурга для укрепления границ России и выхода к морским торговым путям; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России, обратившись к памятникам Петру Первому и лирическим произведениям русских авторов.

Тип урока: изучение нового материала

План урока-экскурсии

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Беседа по содержанию просмотренного мультфильма, посвящённого деятельности Петра Великого.
3. Изучение нового материала. Работа в группах.
4. Подведение итогов работы групп. Создание общего проекта «Важнейшие реформы Петра Великого».
5. Закрепление изученного. Экспресс-опрос по итогам исследовательской работы обучающихся.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание: используя материалы урока, напишите небольшое эссе на тему “Пётр I и Архангельский Север” (Воронеж, Петербург).

Наглядность и оборудование: портрет Петра I, презентация «Памятники Петру Великому».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.


Предварительная подготовка:

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание:

1. Историки изучают историю памятника Петру Первому в Архангельске.
2. Летописцы составляют хронику событий, связанных с появлением первых кораблей в Воронеже.
3. Экскурсоводы готовят заочную экскурсию к памятнику Пера Первого в Петербурге.

Ход урока

(см. файл)


Приложение 1

Кем был Пётр I?
Пётр I был первым русским императором. Этот титул в 1721 году он принял после победы в Великой Северной войне (1700–1721 гг.).
Что учредил Пётр Первый в образовательной системе?
Уровень образования при Петре I в России в целом был невысоким. Придя к власти, он учредил университеты и гимназии, в которых могли учиться все, кроме крестьян.
Как называется город, заложенный Петром I в 1703 году?
16 мая 1703 года на выбранном Петром месте был заложен город под названием Петербург, который в дальнейшем стал столицей Российской империи.
Какие производственные предприятия были открыты в годы правления Петра I?
При Петре I в России были открыты первые мануфактуры — производственные предприятия, на которых использовался ручной труд людей. К концу царствования Петра I в 1725 году в России действовало около 100 мануфактур: металлургические, полотняные, суконные, стекольные, шёлковые.
Где при Петре I стала развиваться геологическая разведка?
При непосредственном участии Петра I началось полномасштабное промышленное освоение Урала, где были открыты значительные запасы руд.
Что, согласно требованиям петровских времён, был обязан знать образованный человек?
Пётр I много внимания уделял образованию и ценил грамотных, хорошо образованных людей. Во времена его правления повелось, что образованный человек должен знать европейские языки, разбираться в математике, гуманитарных и естественных науках.
Труд какой категории людей в России использовался при тяжёлых работах?
Самодержавие самым жестоким образом эксплуатировало крестьян, которые, по сути, стали рабами. Крестьяне строили заводы, дороги, мануфактуры, при этом условия их содержания были ужасными. Вся тяжесть реформ петровских реформ легла на плечи народа.
Какое историческое событие изображено на рисунке? Когда оно произошло?
(Новодвинское сражение 25 июня 1701 года)

Назовите даты, написанные на постаменте памятника Петру Первому в Архангельске. Что они означают? (1693, 1694, 1702 – годы посещения царем Архангельска; 1911 – год проведения конкурса на проект этого постамента).



Приложение 2

1. Образовательная реформа. Пётр I учредил гимназии и университеты, сделав обязательным образование для всех детей дворян. Большое количество отпрысков русских аристократов было отправлено за границу постигать различные науки.
2.     Создание сильной армии и флота. Был сформирован единый воинский устав, согласно которому регулировались порядки в армии. Поначалу регулярная армия страны пополнилась сначала иностранными офицерами, но затем им на смену пришли российские дворяне — выпускники навигационной, инженерной и артиллерийской школ. Пётр I построил флот, которого ранее не было в России.
3.     Церковная реформа. Деятельность Петра I была направлена на создание светского государства, в котором религия не имела права первого голоса. Так, при правлении Петра I перестали сжигать староверов, а обращение в православие стало добровольным делом. Отныне Церковь стала полностью подчиняться Сенату.
4.     Развитие торговли и создание первых мануфактур. В годы правления Петра I по всей стране было построено 233 предприятия. Были введены высокие пошлины на зарубежные товары, благодаря чему стало активно развиваться отечественное производство.
5.     Развитие сырьевых отраслей. При Петре I начала развиваться геологическая разведка на Урале. Если раньше Россия была вынуждена закупать руду и прочее сырье за границей, то при Петре она получила статус сырьевой державы. В 1703 году, был заложен Петербург, который впоследствии стал столицей Российской империи.


Литература:

1. Аникина С. М., Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
2. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века пособие для учителя Архангельск, 2007.
3. Город, хранимый Архангелом: приложение к образовательной программе по этнокультурному краеведению для учащихся 8-11 классов/ Т.В. Зайцева; Департамент образования мэрии Архангельска, - Архангельск, 2010.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):