Ефремова Ольга Ивановна
Конспект урока, посвящённого наследию Петра I
Класс: 7
УМК: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2019.-358 с.
Форма работы: исследовательский проект по направлению «Литература и изобразительное искусство»
Тема: Памятники Петру I: Медный всадник. Памятник в Санкт-Петербурге. Скульптор М.Фальконе; памятник Петру Великому в Воронеже. Скульптор А. Е. Шварц и архитекторы Д. И. Грим, А. А. Кюи (реконструкция — скульптор Н. П. Гаврилов), статуя Петра, изготовленная скульптором Антокольским.
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Воронежа и Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую они сыграли благодаря Петру Первому; определить значение строительства Санкт-Петербурга для укрепления границ России и выхода к морским торговым путям; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России, обратившись к памятникам Петру Первому и лирическим произведениям русских авторов.
Тип урока: изучение нового материала
План урока-экскурсии
2. Проверка домашнего задания. Беседа по содержанию просмотренного мультфильма, посвящённого деятельности Петра Великого.
3. Изучение нового материала. Работа в группах.
4. Подведение итогов работы групп. Создание общего проекта «Важнейшие реформы Петра Великого».
5. Закрепление изученного. Экспресс-опрос по итогам исследовательской работы обучающихся.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание: используя материалы урока, напишите небольшое эссе на тему “Пётр I и Архангельский Север” (Воронеж, Петербург).
Наглядность и оборудование: портрет Петра I, презентация «Памятники Петру Великому».
Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
Предварительная подготовка:
Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание:
2. Летописцы составляют хронику событий, связанных с появлением первых кораблей в Воронеже.
3. Экскурсоводы готовят заочную экскурсию к памятнику Пера Первого в Петербурге.
Ход урока
Приложение 1
Пётр I был первым русским императором. Этот титул в 1721 году он принял после победы в Великой Северной войне (1700–1721 гг.).
Что учредил Пётр Первый в образовательной системе?
Уровень образования при Петре I в России в целом был невысоким. Придя к власти, он учредил университеты и гимназии, в которых могли учиться все, кроме крестьян.
Как называется город, заложенный Петром I в 1703 году?
16 мая 1703 года на выбранном Петром месте был заложен город под названием Петербург, который в дальнейшем стал столицей Российской империи.
Какие производственные предприятия были открыты в годы правления Петра I?
Где при Петре I стала развиваться геологическая разведка?
При непосредственном участии Петра I началось полномасштабное промышленное освоение Урала, где были открыты значительные запасы руд.
Что, согласно требованиям петровских времён, был обязан знать образованный человек?
Пётр I много внимания уделял образованию и ценил грамотных, хорошо образованных людей. Во времена его правления повелось, что образованный человек должен знать европейские языки, разбираться в математике, гуманитарных и естественных науках.
Труд какой категории людей в России использовался при тяжёлых работах?
Какое историческое событие изображено на рисунке? Когда оно произошло?
(Новодвинское сражение 25 июня 1701 года)
Назовите даты, написанные на постаменте памятника Петру Первому в Архангельске. Что они означают? (1693, 1694, 1702 – годы посещения царем Архангельска; 1911 – год проведения конкурса на проект этого постамента).
Приложение 2
2. Создание сильной армии и флота. Был сформирован единый воинский устав, согласно которому регулировались порядки в армии. Поначалу регулярная армия страны пополнилась сначала иностранными офицерами, но затем им на смену пришли российские дворяне — выпускники навигационной, инженерной и артиллерийской школ. Пётр I построил флот, которого ранее не было в России.
3. Церковная реформа. Деятельность Петра I была направлена на создание светского государства, в котором религия не имела права первого голоса. Так, при правлении Петра I перестали сжигать староверов, а обращение в православие стало добровольным делом. Отныне Церковь стала полностью подчиняться Сенату.
4. Развитие торговли и создание первых мануфактур. В годы правления Петра I по всей стране было построено 233 предприятия. Были введены высокие пошлины на зарубежные товары, благодаря чему стало активно развиваться отечественное производство.
5. Развитие сырьевых отраслей. При Петре I начала развиваться геологическая разведка на Урале. Если раньше Россия была вынуждена закупать руду и прочее сырье за границей, то при Петре она получила статус сырьевой державы. В 1703 году, был заложен Петербург, который впоследствии стал столицей Российской империи.
Литература:
2. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века пособие для учителя Архангельск, 2007.
3. Город, хранимый Архангелом: приложение к образовательной программе по этнокультурному краеведению для учащихся 8-11 классов/ Т.В. Зайцева; Департамент образования мэрии Архангельска, - Архангельск, 2010.