Акифьева Наталья Владимировна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад №2 «Сказка» р.п.Некрасовское, Ярославской области
Оборудование: указано ниже
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Построим для куклы кроватку»
для детей второй младшей группы (3-4 года).
Цель: Сформировать у детей умение обыгрывать игровую ситуацию «Построим кукле комнату».
Задачи:
- развивать умение принимать роль;
- выполнять с игрушками несколько взаимосвязанных действий (строит кроватку, застилает кровать, укачивает куклу и поет колыбельную, укладывает спать, др.);
- учить взаимодействовать со сверстниками в сюжете;
- формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями;
- развивать диалогическую форму речи;
- помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Оборудование и материалы:
- конструктор «Мягкие блоки» (оборудование для продуктивной деятельности);
- игровой комплекс «Няня» (оборудование для игровой деятельности);.
- детский набор кукольного постельного белья (матрац, подушка, одеяло);
Предварительная работа с детьми:
- наблюдение за работой младшего воспитателя, когда она меняет и/или застилает постельное белье в спальных комнатах;
- беседы на тему: «Какие постельные принадлежности должны лежать на кровати», «Как я помогаю маме» и др.;
- разучивание колыбельных песенок из Хрестоматии для детского сада. Младшая группа (3-4 года) или из Хрестоматии для детского сада. Группа раннего возраста.
- рассматривание иллюстраций: «Дети играют в детском саду»;
- дидактические игры: «Кто это?», «Что делает?».
Игровые роли и правила:
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу).
Ход игры:
Воспитатель заходит в группу и везет коляску с пупсом.
Дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кого я привезла. Это куколка Даша. Ой, да она плачет. Как вы думаете, почему Даша может плакать? (Предполагаемые ответы детей: она хочет кушать, хочет к маме, потеряла соску, устала).
Воспитатель: А может она хочет спать? И правда хочет спать, глазки у нее совсем закрываются.
Воспитатель: А у вас есть свободные кроватки? (Дети вместе с воспитателем и куклой проходят в кукольный уголок)
Воспитатель: Да у вас все кроватки заняты! Ваши куклы тоже отдыхают. Что же нам делать? (Возможно, дети не смогут ответить на этот вопрос. Воспитатель сам подводит детей к правильному решению)
Воспитатель: А мы можем сами сделать или построить кроватку для Даши? Из чего мы можем ее сделать или построить? (Дети отвечают. При затруднении воспитатель указывает на строительный материал).
Воспитатель и дети подходят к строительному материалу. Воспитатель аккуратно передает куклу ребенку и просит покачать ее. Совместно с детьми строит кроватку.
Воспитатель: А что, наша Даша будет спать прямо на кубиках? Мы ничего не забыли положить на кроватку? (Стимулирует детей ответить на вопрос о постельных принадлежностях. Совместно укладывают кроватку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кроватка готова! Чтобы Даша спокойно спала, что мы должны еще сделать? Надо накормить Дашеньку. (Используется бутылочка из комплекта. Инициатива кормления передается другому ребенку, по желанию – не одному. Может возникнуть предположение – переодеть куклу. Это действие тоже можно выполнить.).
Воспитатель: Даша сыта и может спокойно засыпать. А что мама поет своим детям, когда укладывает их спать? (Ответы детей).
Воспитатель с детьми вспоминает колыбельную, показывает, как надо укачивать куклу и одновременно петь песенку. Далее инициативу передает детям. Укачивать и петь колыбельную можно передать нескольким детям. Даша заснула. Аккуратно укладывают ее в кроватку и тихо уходят собираться на прогулку.
Развитие игровых ситуаций:
Так же дальше можно проигрывать постройку гостиной (стол, стулья) и чаепитие; постройку шкафчика для одежды и стирку и укладывание белья (наводим порядок в комнате); делаем уборку в комнате, используя набор «Хозяюшка».