Экологический проект «Огород» в средней группе ДОУ

Дошкольное образование

Афанасьева Антонида Владимировна, МАДОУ детский сад №299, г.Екатеринбург

Экологический проект «Огород» в средней группе ДОУ

Тип проекта • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долгосрочный 

Участники проекта Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта 4 месяца (15.05. – 01.10.2018 г.)

Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Этапы проекта Проект реализуется в четыре этапа –обсуждение, посадка, наблюдение, сбор урожая заключительный. Предполагаемый результат проекта

• Обсуждение с детьми • Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания. • Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений. • Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений. • Дети научаться вести наблюдения. • Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта Формы работы с детьми: беседы с рассматриванием картинок, эксперименты, наблюдение, игры, организованная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями:

Подготовка почвы , покупка семян, леек.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный • определение темы; • выявить цели и определить задачи; • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки); • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт» • работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; • подготовка семян. Срок реализации: май - сентябрь  Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:  • рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, перец, кабачок, лук, укроп, базилик, тыква, свекла, редис);  • посадка: лук, укроп, (коллективно), кабачок, свекла, помидор, тыква, базилик, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;  • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: - подготовка почвы;  - знакомство с моделью трудового процесса;  - посадка;  - полив;  - рыхление;  - установка дежурства по уходу; - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;  - знакомство с моделью строения растения;  - ведение дневника наблюдения;  - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи;  - отгадывание загадок про овощи; - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Соберу я урожай» 

Работа с родителями • помощь родителей в оформлении «огорода»; 

3. Заключительный  Содержание деятельности воспитателя и детей:  - Сбор урожая

- Изготовление блюда Суп «Борщ»

- Дегустация блюда из своих овощей  

- анализ полученных результатов

- презентация проекта «Огород».

                                                                                  Работа с детьми и работа с родителями 

   1. «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»                                                                                                                 2. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? »  Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. 3. Посадка овощных культур.

1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений 2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

3. Д/И «Что растет на огороде» Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.

   1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» 2. П/и «Огуречик» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 3. Д/И ««Собери из частей целое» Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 

   1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты" Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. 2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» 3. Д/И «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям» 1. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 2. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры» Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 

   1. Д/И «Мой любимый овощ» Цель: закреплять знания детей об овощах. 2. Рисование «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах. 3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.     1. Д/И «Найди по описанию» Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. 2. Подвижная игра «Овощи — фрукты» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. 3. Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».     1.Игра м/п «Огород у нас в порядке» Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. 2. Заучивание: А. Прокофьева «Огород» 3.Аппликация «Лук» 

1.Д/И «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2.Хороводная игра «Кабачок» Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал. 3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим Щи для кукол» Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.  1. Изготовление фотоальбома «Огород» 2. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 

Хороводная игра - «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород. Там своя морковь растет Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза) Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют: Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород, там зеленый лук растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют: Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород и капуста там растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас грузовик, он не мал и не велик. Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши А потом не зевай, увози наш урожай! Дидактическая игра «Что растёт в огороде?» Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. Используется метод беседы. Материал. Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря, природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям. -Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь? -Какие не любишь, почему? -Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему? -Хочешь ли ты сам вырастить овощи? -Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки. -Какой водой и как нужно поливать овощи? -Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)? -Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними? П/и «Огуречик… огуречик…» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.  Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,  Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».  После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Сбор Урожая (коллективно)

1.    Д.И Игра «Соберу я урожай» Какой урожай у нас вырос и что мы будем собирать. Издательство РУССКОЕ-СЛОВО. РФ МОЗАЙКА-ПАРК. РФ

Подготовка овощей для кухни (мытье, сортировка)

1.Дегустация супа борщ из собственно выращенных овощей

2. Беседа: Здоровый образ жизни и правильное питание

3. Д.И Игра «Соберу я урожай» Что где растет! Закрепить знания какие овощи растут на земле и какие плоды растут на деревьях. Издательство РУССКОЕ-СЛОВО. РФ МОЗАЙКА-ПАРК. РФ

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Экологический проект «Огород» в средней группе ДОУ

Тип проекта • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долгосрочный 

Участники проекта Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта 4 месяца (15.05. – 01.10.2018 г.)

Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Этапы проекта Проект реализуется в четыре этапа –обсуждение, посадка, наблюдение, сбор урожая заключительный. Предполагаемый результат проекта

• Обсуждение с детьми • Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания. • Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений. • Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений. • Дети научаться вести наблюдения. • Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта Формы работы с детьми: беседы с рассматриванием картинок, эксперименты, наблюдение, игры, организованная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями:

Подготовка почвы , покупка семян, леек.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный • определение темы; • выявить цели и определить задачи; • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки); • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт» • работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; • подготовка семян. Срок реализации: май - сентябрь  Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:  • рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, перец, кабачок, лук, укроп, базилик, тыква, свекла, редис);  • посадка: лук, укроп, (коллективно), кабачок, свекла, помидор, тыква, базилик, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;  • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: - подготовка почвы;  - знакомство с моделью трудового процесса;  - посадка;  - полив;  - рыхление;  - установка дежурства по уходу; - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;  - знакомство с моделью строения растения;  - ведение дневника наблюдения;  - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи;  - отгадывание загадок про овощи; - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Соберу я урожай» 

Работа с родителями • помощь родителей в оформлении «огорода»; 

3. Заключительный  Содержание деятельности воспитателя и детей:  - Сбор урожая

- Изготовление блюда Суп «Борщ»

- Дегустация блюда из своих овощей  

- анализ полученных результатов

- презентация проекта «Огород».

                                                                                  Работа с детьми и работа с родителями 

   1. «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»                                                                                                                 2. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? »  Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. 3. Посадка овощных культур.

1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений 2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

3. Д/И «Что растет на огороде» Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.

   1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» 2. П/и «Огуречик» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 3. Д/И ««Собери из частей целое» Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 

   1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты" Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. 2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» 3. Д/И «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям» 1. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 2. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры» Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 

   1. Д/И «Мой любимый овощ» Цель: закреплять знания детей об овощах. 2. Рисование «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах. 3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.     1. Д/И «Найди по описанию» Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. 2. Подвижная игра «Овощи — фрукты» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. 3. Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».     1.Игра м/п «Огород у нас в порядке» Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. 2. Заучивание: А. Прокофьева «Огород» 3.Аппликация «Лук» 

1.Д/И «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2.Хороводная игра «Кабачок» Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал. 3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим Щи для кукол» Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.  1. Изготовление фотоальбома «Огород» 2. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 

Хороводная игра - «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород. Там своя морковь растет Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза) Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют: Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород, там зеленый лук растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют: Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород и капуста там растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас грузовик, он не мал и не велик. Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши А потом не зевай, увози наш урожай! Дидактическая игра «Что растёт в огороде?» Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. Используется метод беседы. Материал. Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря, природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям. -Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь? -Какие не любишь, почему? -Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему? -Хочешь ли ты сам вырастить овощи? -Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки. -Какой водой и как нужно поливать овощи? -Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)? -Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними? П/и «Огуречик… огуречик…» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.  Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,  Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».  После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Сбор Урожая (коллективно)

1.    Д.И Игра «Соберу я урожай» Какой урожай у нас вырос и что мы будем собирать. Издательство РУССКОЕ-СЛОВО. РФ МОЗАЙКА-ПАРК. РФ

Подготовка овощей для кухни (мытье, сортировка)

1.Дегустация супа борщ из собственно выращенных овощей

2. Беседа: Здоровый образ жизни и правильное питание

3. Д.И Игра «Соберу я урожай» Что где растет! Закрепить знания какие овощи растут на земле и какие плоды растут на деревьях. Издательство РУССКОЕ-СЛОВО. РФ МОЗАЙКА-ПАРК. РФ

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):