Кудрявцева О.Э., учитель английского
языка и Юдина Е.В., учитель английского
языка МБОУ Гимназия № 25, Кемерово
Образование современного школьника включает изучение английского языка и культуры англоязычных стран, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что англоязычная литература формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствуя его поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора, а также воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности по английскому языку учащихся 5-7 классов, которая необходима для успешного интеллектуального развития личности.
Настоящая программа по английскому языку создана на основе ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по английскому языку и на основе учебных пособий: книга для чтения на английском языке "Jack and the Beanstalk" (Джек и бобовое зернышко) к учебнику "Английский в фокусе" 5класс, книга для чтения "Alice in Wonderland"(Алиса в стране чудес) к учебнику "Английский в фокусе" 6 класс, книга для чтения «Peter Pan» (Питер Пэн) к учебнику "Английский в фокусе" 7 класс (авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс, издательство «Просвещение»). Книги для чтения состоят из двух частей. Первая часть-адаптация сказки. Вторая часть содержит задания и упражнения, пьесу на английском языке для постановки в школе и словарь.
Как показывает практика, детям среднего школьного возраста очень нравится читать сказки и отрывки из произведений всемирно известных английских детских писателей. Они с большим удовольствием делают иллюстрации к прочитанному, высказывают свое мнение о персонажах, сравнивают их с героями русских сказок, играют в переводчиков и показывают свои артистические способности - разыгрывают отрывки и сказки по ролям.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием ее содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель и задачи программы
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических и диалогических высказываний.
В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на английском языке. Для этого в книге для чтения есть задания на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения.
В области лексики: развивать умения распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
В области проектной деятельности данная программа предполагает после прочтения как отдельных эпизодов(глав), так и всей книги, выполнение творческих письменных проектов, ответы на вопросы викторины, инсценировку сказки(пьесы).
Метапредметные задачи:
развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного.
развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи:
Интегрировать личность учащихся в мировую культуру
Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.
Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
Режим работы
Формы проведения занятия:
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Самостоятельная работа
Работа в парах
Коллективные обсуждения
Коллективная работа над постановкой сказки
Выступление перед зрителями, показ инсценировки сказки, как результат внеурочной деятельности.
Данный курс рассчитан на 3 года (102 часа в год,1 раз в неделю по 45 минут).
Занятия по программе проходят в кабинете английского языка, оснащенном необходимым оборудованием:
Мультимедийный компьютер
Экспозиционный экран/ интерактивная доска
Принтер
Копировальный аппарат
Сканер
Музыкальный центр (магнитофон), оснащенный звуковыми колонками
Планируемые результаты
Данная программа «Совершенствуй свой английский» обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, к истории, культуре, ценностям народов мира;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать свое мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей владения монологической контекстной речью;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение информации;
развитие смыслового чтения, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение составлять план высказывания, пересказывать по ключевым словам и с опорой на иллюстрации;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
В говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио-текстов.
В чтении:
читать несложные аутентичные тексты с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов (словаря); уметь выражать своё мнение;
Языковая компетенция:
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимы, антонимы и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
В соответствии с полученными языковыми и социокультурными знаниями, коммуникативными умениями учащиеся смогут:
эффективно работать в паре, группе, команде, вместе находить решения поставленной проблемы;
составлять план высказывания, пересказывать по ключевым словам и с опорой на иллюстрации
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
уважать культуру страны изучаемого языка
разрабатывать проект (сочинить сказку) и участвовать в инсценировке.