ФГОС — что это такое?
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации. И обязательны для образовательных учреждений любого уровня: от сельской школы до МГУ.На основе ФГОС пишутся учебнники, создаются методические материалы, определяются задания для ЕГЭ.
Основная задача ФГОС — создание единого образовательного пространства по всей России. ФГОС — это фундамент образовательного процесса.ФГОС должны обеспечивать преемственность образовательных программ, когда каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую.
Или обеспечивать комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или при переходе на семейное обучение.
В противном случае, без ФГОС, образовательные стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Какие бывают ФГОС
На каждой ступени образования — свои стандарты:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- ФГОС дошкольного образования.
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на сайте fgos-online.ru.
Три поколения ФГОС
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Впервые ФГОС появились в 2004 году. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом.
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году.
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
Обсуждение третьей редакции ФГОС началось ещё весной 2018.
Ее основное отличие — все очень подробно: каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.Но это все же не смена, а скорее эволюция стандартов. Некоторые из них уже тестировались школами или обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли.
Тем не менее для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы.