Все чаще в интернете или на конференциях можно встретить фразы функциональная грамотность школьников, функциональная грамотность преподавателя и т.д. Многие недооценивают понятие функциональной грамотности. Давайте вместе разберемся, что это и зачем?
Мы считаем, что одно из наиболее понятных определений функциональной грамотности дал Алексей Алексеевич Леонтьев:
Если говорить простым языком - способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Не по кальке и шаблонам.
Еще в Древней Греции философы говорили о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Виды функциональной грамотности
Обычно в функциональной грамотности выделяют три блока:
Читательская грамотность
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. (определение PIRLS).
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (определение PISA).
Пример: После того как вы умеете читать, вам нужно научиться оценивать полноту, достоверность, что это за тип текста и т.д.
Математическая грамотность
Математическая грамотность – это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Есть простое короткое определение. Математическая грамотность — это способность применять математику для решения проблем реального мира.
Пример: Самый часто встречающийся пример – грузоподъемность лифта. Ведь все над этим задумываются?
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение PISA)
Если говорить простым языком – способность человека ощущать себя частью общества и участвовать в его процессах.
Пример:
В Китае в 1955 г. было огромное количество воробьев, популяция все росла, местные жители испытывали большой дискомфорт. Правительство Китая приняло решение их истребить. Правительство неверно рассчитало свои силы и фанатизм жителей в этом вопросе. В итоге после уничтожения птиц всевозможных вредителей, например, гусениц и саранчи, стало в разы больше. Спустя год вредители стали множиться в таком количестве, что народ полностью лишился урожая. Чтобы не допустить подобного в других сферах и ситуациях, как раз и нужна естественнонаучная грамотность.
В функциональной грамотности также выделяют финансовую, юридическую, компьютерную, экологическую. Разновидностей может быть много и в каждом школьном предмете можно найти где применить методику функциональной грамотности.
Как пример, в нашем центре мы разработали курс «функциональная грамотность в физическом воспитании детей». Скоро он будет доступен широкой аудитории.
Функциональная грамотность школьников
Формирование функциональной грамотности в школах – очень сложная задача. Здесь важно отметить, что эту задачу не может решить отдельно взятый учитель. Важно, чтобы учителя работали в команде и не малую роль играет методика, которой должны обладать преподаватели.
Если говорить о функциональной грамотности школьников выпускников, то самым простым будет задать простой вопрос:
«Обладают ли выпускники навыками и умениями, необходимыми им для функционирования в обществе и пригодится ли им это?».
Формирование функциональной грамотности на уроках возможно с помощью заданий, на которых ученики начинают применять знания в сторонних ситуациях.
Примеры заданий функциональной грамотности
- Вместо использования квадратов и диагоналей задайте вопрос «какой максимальной длины карандаш влезет в прямоугольный пенал с размерами сторон ….
- Чтобы было тепло нужно подбрасывать два полена дров в камин каждые 30 минут. В деревне темнеет и становится прохладно в 8 вечера. Теплеет в 9 утра. Если топить 4 часа подряд, то температура останется комфортной в течение 6 часов. Сколько поленьев нужно принести с улицы?
Здесь мы меняем контекст заданий на близкий к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Функциональная грамотность все больше становится необходимой компетенцией для российских педагогов. Понимание и умение преподавать функциональную грамотность уже становится не просто нормой, а скорее обязанностью преподавателя.
Кстати, все в больших школах нормативные показатели начинают выстраивать с учетом компетенций в функциональной грамотности.
Мы с большим удовольствием поможем учителям научиться или усовершенствовать профессиональные навыки в функциональной грамотности, а образовательным организациям найти комплексное решение поставленных задач.