1. Особенности воспитательной системы ОО.
Основной целью нашей школы является развитие единой системы воспитания и образования, в центре которой находится формирование личности ребенка, воспитание нравственного, инициативного, творческого человека, с четко выраженной позитивной гражданской позицией.
Для достижения этой цели педагогический коллектив поставил для себя задачу создания условий для каждого ученика, в которых он может реализовать себя, проявить свой творческий потенциал, самостоятельность, обрести уверенность и найти свое место в образовательном пространстве.
Педагогический коллектив школы постоянно совершенствует формы и содержание воспитательного процесса с учетом запросов современного общества, удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном, воспитательном, творческом развитии и находит адекватные современные технологии позитивной социализации молодежи.
В связи с этим приоритетными для педагогического коллектива школы являются следующие задачи:
· создание условий для сохранения физического и психологического здоровья школьников с помощью создания комфортной педагогической среды и современных образовательных технологий;
· расширение видов психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса;
· расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов, организаторских и лидерских способностей и формирования коммуникативных навыков;
· повышение роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений;
· развитие научной и инновационной деятельности в области воспитания и дополнительного образования детей;
· повышение роли семьи в организации воспитательной системы школы;
создание целостной системы ранней профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Центральным направлением воспитательной деятельности школы является внедрение новых методов проектной деятельности учащихся, в которых сочетается педагогическое, ученическое и классно-семейное проектирование, возможности основного и дополнительного образования, принципы соуправления.
Основным принципом воспитания в образовательном процессе школы является создание комфортной психологической атмосферы, мотивирующей развитие познавательных и творческих способностей детей, инициативности и навыков сотрудничества.
Развитию творческих, организаторских и лидерских способностей детей в школе отводится особое внимание. Очень важно, чтобы совместная работа была правильно спланирована и скоординирована и не являлась спонтанным набором мероприятий.
Воспитательная деятельность школы регламентируется утвержденными планами, программами, локальными актами:
· План воспитательной работы школы;
· План воспитательной работы в классах;
· Программы воспитательной работы в классах;
· Комплексная воспитательно-профилактическая программа школы;
· План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений;
· План воспитательно-патриотической работы;
· Совместные планы работы с ОВД и ГИБДД;
· План работы МО классных руководителей;
· План работы системы дополнительного образования;
· План работы библиотеки;
· План работы музея;
· Положение о дополнительном образовании;
· Положение о Совете по профилактике;
· Положение о дежурном классе;
· Положение о школьном музее;
· Правила поведения для учащихся;
· Положение о конфликтной комиссии;
· Положение о внутришкольном контроле;
· Положение о библиотеке.
Создана система административного управления, которая совместно с психолого-педагогической службой школы организует, координирует и контролирует взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. В школе создана система кураторства, когда наравне с классным руководителем работает прикрепленный учитель-предметник. Таким образом, все педагоги школы задействованы в организации воспитательного процесса.
Взаимодействие воспитательной и учебной работы помогает выстроить систему личностно-ориентированного подхода и спланировать индивидуальную траекторию развития ребенка.
Инфраструктура школы на сегодняшний день дает коллективу большой спектр возможностей для организации воспитательного процесса. Образовательная организация состоит из 5 корпусов (3 школьных и 2 дошкольных):
· 4 актовых зала школы оснащены современным звуковым и осветительным оборудованием;
· 3 спортивных зала школы имеют полный комплект современного спортивного инвентаря и оборудования;
· 5 кабинетов информатики позволяют использовать возможности компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе;
· Кабинеты школы оборудованы электронными досками в рамках проекта МЭШ, которые дают огромный спектр возможностей для дополнительного образования и творческих проектов;
· На базе школьного музея ведется большая краеведческая и патриотическая работа;
· Ежедневно работает 2 школьные библиотеки, оснащенные информационными ресурсами;
· Школьный сад является опытным участком для реализации программы экологического воспитания.
· Все школьные помещения используются во второй половине дня для работы объединений системы ДО, проектной и творческой деятельности учащихся.
Ежегодно в школе проводится большое количество познавательных и творческих мероприятий: День Знаний, День ученика, Посвящение в первоклассники, День учителя, Литературные и исторические интеллектуальные игры, Танцевальный фестиваль, Театральный фестиваль, Рождество на немецком языке, Новый год, Масленица, Рыцарский турнир, Прощание с букварем, День защитника Отечества, 8 марта, Литературный салон, Всемирный день здоровья, День защиты детей, Праздник открытия фонтана, День Победы, Конкурс компьютерных проектов, Последний звонок, Выпускной вечер и другие мероприятия.
Совместная работа учащихся, учителей и родительской общественности позволяет выйти за рамки классов и объединить практически во всех творческих делах детей разного возраста. Этот опыт воспитательной работы педагогический коллектив школы считает очень эффективным. Так как подобный подход к организации школьных дел давно является традицией, ученики школы считают нормой такую форму деятельности, когда совместно работают ребята разных возрастов, имея равные права и ответственность. Результатом является полное отсутствие конфликтов между классами в параллелях, старшими и младшими учениками и широкий спектр учебно-воспитательных мероприятий, позволяющих удовлетворить потребности практически всех учеников школы.
Особое внимание уделяется проектной деятельности. Эта форма работы прочно вошла в практику учебной и внеурочной деятельности школы, так как дает большие возможности для реализации учебных программ, творческих идей и развивает познавательную активность детей.
Одной из традиционных форм развития познавательной активности учащихся в школе является экскурсионная деятельность. Экскурсионные поездки помогают педагогам расширять кругозор школьников, увлекать их историей, архитектурой, живописью, литературой. Кроме этого совместные поездки помогают сплачивать ученический коллектив, приучают к терпению и взаимовыручке. Ежегодно учащиеся школы совместно с учителями посещают большое количество памятных мест в Москве, Области и в других городах. Неизменно расширяется география школьных поездок, что является важным фактором для развития кругозора детей и подростков.
Кроме этого школа активно занимается международной деятельностью, участвует в большом количестве международных проектов, сотрудничает с гимназиями в Берлине и Тюбингене. Ежегодно наши дети не только бывают в Германии, но принимают у себя в гостях группы немецких школьников. Коллективом школы приветствуется эта форма внеурочной работы, так как дети непрерывно общаются со своими сверстниками – носителями немецкого языка, знакомятся с традициями и культурой другой страны, учатся быть гостеприимными и ответственными.
Система дополнительного образования
Дополнительное образование, используя возможности свободного времени учащихся, активно решает задачи интеграции с общим образованием, развития разнообразной культурно-творческой среды, подготовки детей к жизненной самореализации и самоопределению.
Система дополнительного образования, существующая в школе много лет, ежегодно продолжает развиваться и ставит своей целью организацию 100% занятости обучающихся ОО в системе ДО. Деятельность объединений, работающих в школе, вызывает большой интерес у учеников и родителей и на сегодняшний день обеспечивает занятость 96 % уч-ся во второй половине дня, мотивирует развитие познавательной активности и творческих способностей детей, инициативности и навыков сотрудничества, ведущих к формированию культуры, духовности и эстетического вкуса.
Патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание детей занимает важное место в школьной жизни. Во всех параллелях проводятся тематические классные часы, посвященные истории ВОВ, значимым датам и событиям военных лет, уроки мужества, торжественные линейки, посвященные памятным дням, праздничные мероприятия.
Продолжается давнее сотрудничество с Советом ветеранов Таганского района, регулярно проводятся встречи учеников с ветеранами, ежегодно проводятся интеллектуальные исторические игры.
В урочной и внеклассной работе активно применяется музейная педагогика.
На базе школьного музея «Этих дней не смолкнет слава» проводится цикл занятий с младшими школьниками «Памятные дни России». Работает «Штаб музея». Учащиеся школы собирают материалы о своих родственниках – участниках ВОВ, ветеранах Таганки, выпускниках школы. Идет работа над оформлением экспозиции по истории школы. В целях военно-патриотического воспитания и в рамках Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» и в соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании» в течение года в школе проводится большая учебно-воспитательная работа по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся получают знания о необходимости здорового образа жизни, начальные знания о воинской обязанности, навыки гражданской обороны и оказания первой медицинской помощи.
Работа проводится на уроках ОБЖ, химии, биологии, физики, физкультуры. Разработаны классные часы по темам: «Правила безопасного поведения в городе», «Правила дорожного движения», «Правила поведения при ЧС», «Влияние алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм человека». Регулярно проводятся тренировочные эвакуации для учащихся 1-11 классов и учителей, отработаны маршруты эвакуации из школы при угрозе ЧС, сформированы аптечки ПМП и сумки для эвакуации, включающие в себя: аптечку ПМП, фонарь, воду, индивидуальные марлевые повязки. С учащимися 7-11 классов проводятся обучающие занятия с использованием тренажера «Гоша».
Юноши 10-11 классов ежегодно успешно проходят военные сборы, большое количество обучающихся школы с успехом сдает нормы ГТО.
Одним из основных условий формирования личности ребенка педагогический коллектив считает создание условий для формирования здорового образа жизни и
обеспечения прав детей.
В школе уделяется большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению школьников. Уроки физкультуры построены таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать доступную физическую нагрузку.
График работы спортзала составлен таким образом, чтобы дети могли ежедневно посещать спортзал во второй половине дня и в каникулярные периоды. Проводятся занятия и соревнования по всем видам спорта и подвижным играм.
Систематическая пропаганда спорта заметно дает положительный результат. Анализ занятости учеников школы в спортивных секциях показал, что более 70% учащихся школы регулярно занимаются спортом в школьных секциях и учреждениях дополнительного образования. Среди учащихся школы есть победители городских, региональных, международных соревнований.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие во всех районных, окружных и городских спортивных соревнованиях. Большое внимание уделяется в школе использованию Здоровьесберегающих технологий:
- Подвижные перемены и физкультминутки;
- Утренняя зарядка для учащихся 1-11 классов;
- Гимнастика для опорно-двигательной системы и зрения во время уроков;
3. Арт-терапия на уроках;
4. Пропаганда здорового образа жизни, организация бесед и лекций по профилактике алкоголизма, наркомании и правонарушений, суицидов, проводимых специалистами МНПЦН, ГППЦ, сотрудниками ОДН ОМВД и КДН и ЗП Таганского района.
5. Работа школьной психологической службы: индивидуальные консультации психолога школы для детей и родителей; социометрия в классах по выявлению проблемных и конфликтных ситуаций внутри классного коллектива; лекторий для учителей и родителей.
- Беседы по ПДД, ТБ при различных ситуациях, правилам поведения при ЧС.
- Оздоровительные мероприятия во время школьных каникул.
- Совещание учителей по изучению новых Санитарно-эпидемиологических норм.
- МО классных руководителей и воспитателей ГПД «Подвижные игры и комплексы физических упражнений для снятия статического напряжения».
- Родительские собрания по вопросам организации питания в школе и пропаганде здорового образа жизни.
Трудовая деятельность и профориентация учащихся:
В целях организации трудовой деятельности школьников составлен календарь работ по благоустройству школы и школьной территории. Учащиеся школы занимаются озеленением классов и школьного двора, высаживают новые цветы и помогают ухаживать за многолетниками, убирают от мусора и листвы школьный двор и спортивную площадку, красят бордюрный камень и делают разметку спортплощадки. Регулярно осуществляется дежурство классов по школе, проводятся генеральные уборки, ученики принимают участие в мелком ремонте школьной мебели.
Мероприятия, направленные на организацию трудовой деятельности, воспитывают в детях аккуратность, бережное отношение к тому, что их окружает, повышают ответственность уч-ся за сохранность своего дома, школы, двора, прививают уважение к человеческому труду, способствуют эстетическому воспитанию.
В школе ведется активная работа по профориентации учащихся. Школа активно сотрудничает с учреждениями среднего профессионального образования МРСД № 2
Ученическое самоуправление:
Органом ученического самоуправления в школе является школьный совет, в который
входят представители из 5-11 классов. Школьное самоуправление за последние годы стало мощным средством социализации детей, на его основе формируется чувство причастности к событиям, происходящим вокруг, и ответственности за эти события.
Педагогические функции школьного самоуправления:
1) Создание условий для свободной деятельности детей;
2) Организация коллективной познавательной деятельности;
3) Обеспечение межгруппового единства в коллективе школы;
4) Воспитание ответственного отношения к своим поступкам;
5) Соблюдение принципов партнерства;
6) Развитие и сохранение традиций;
7) Формирование общественного мнения;
8) Привлечение учителей и родителей к деятельности ученического совета;
9) Привлечение детей к решению организационных вопросов в жизни школы;
10) Создание оптимистического настроения в коллективе.
Система школьного самоуправления является достаточно эффективной, так как вместе работают старшие и младшие школьники, дети имеют возможность раскрыть и реализовать организаторские и лидерские способности, овладеть навыками управленческой деятельности, сформировать коммуникативные навыки, осознать ответственность за свой выбор, ощутить свою значимость и причастность к решению важных коллективных вопросов.
Профилактика правонарушений:
Именно в школе проявляются и становятся хорошо заметными все недостатки и издержки семейного воспитания: разного типа психолого-педагогические проблемы, эмоциональная неустойчивость, которые впоследствии могут привести к неуспешности в учебе и девиантному поведению – правонарушениям и употреблению ПАВ. Поэтому задача школы не менее сложна, чем задача семьи в вопросе воспитания ребенка. Школа должна развивать комплексную воспитательно-профилактическую систему, способную предотвратить возможные проблемы и помочь семье в организации процесса личностного воспитания ребенка.
Что же может сделать школа? Воспитать человека заново или изолировать его от негативного воздействия окружающей социальной среды? – Вряд ли это возможно. Это задача семьи сформировать в ребенке понятия морали и нравственности, привить ему чувства любви, уважения, доброжелательности к людям. Научить уважать себя и противостоять пагубным соблазнам вопреки мнению сверстников, т.е. выработать стойкий психологический иммунитет к негативным влияниям социальной среды.
- Комплексная воспитательно-профилактическая программа
Цель программы:
Функционирование в образовательном учреждении воспитательно-профилактической системы, создающей предпосылки для развития у школьников психологического иммунитета к негативным влияниям социальной среды и к формированию потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Формирование у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.
- Формирование нравственности и правовой культуры.
- Формирование духовности через обогащение эмоционального мира детей.
- Формирование социальной адаптации и навыков межличностного общения.
Программа состоит из 4 блоков, взаимодействующих между собой.
1 БЛОК
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ.
Не случайно воспитательно-профилактическая программа школы начинается с этого блока. Физическое и психологическое здоровье человека является основой для его жизни, воспитания и обучения. Физическое здоровье человека становится залогом психологической стойкости к дурным влияниям окружающей среды и позволяет обществу идти к большой цели: воспитанию личности подрастающего человека.
Цель: Создание необходимых условий для здорового роста и развития детей в рамках образовательного учреждения; формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему.
Направления работы:
- пропаганда спорта и здорового образа жизни
- медицинское сопровождение
- организация питания
- просветительская деятельность учителя
спортивная работа:
· Пропаганда спорта как необходимого условия успешной жизни;
- Просветительская работа учителя физкультуры;
- Оснащение спортивного зала современным оборудованием, спортивными снарядами, тренажерами для повышения интереса уч-ся к спорту;
- Проведение уроков ритмики в начальной школе;
- Проведение физкультминуток на уроках начальной школы;
- Проведение спортивных занятий для детей, остающихся в группе продленного дня, направленных на снятие усталости и напряжения;
- Использование ресурсов спортзала во второй половине дня;
- Организация и проведение школьных соревнований по разным видам спорта;
- Участие в окружных и городских спортивных мероприятиях;
- Привлечение выпускников школы к организации спортивных занятий со школьниками;
- Вовлечение родителей в спортивно-массовые мероприятия;
- Просветительская работа среди родителей о необходимости спорта в жизни
· детей: родительские собрания, лекторий для родителей с привлечением педагогов ДО, лекторий для родителей с привлечением медицинских работников;
- Увеличение числа спортивных секций в рамках оказания услуг системы дополнительного образования.
Медицинское сопровождение:
· Максимальное привлечение сотрудников детской поликлиники для проведения диагностических и профилактических мероприятий с детьми, а также с целью просветительской работы среди родителей:
1) проведение диспансерных осмотров, составление рекомендаций для родителей;
2) вакцинация школьников;
3) разъяснительные беседы и консультации для детей и родителей:
«Возрастная гигиена»
«Профилактика сезонных заболеваний»
«Необходимость возрастной вакцинации в условиях большого города»
«Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье»
«Методы укрепления здоровья. Единство психологического и физического здоровья»
«Правильное питание – один из факторов здорового роста и развития»
«Культура питания»
«Режим дня младшего школьника»
- Сотрудничество с МНПЦН для систематической работы по профилактике курения, употребления алкоголя и ПАВ:
- Просветительская работа среди учителей и родителей по профилактике и раннему выявлению разного рода зависимости (табачной, алкогольной, наркотической) у детей и подростков:
Лекции для учителей и родителей:
- особенности наркологической ситуации на современном этапе;
- понятие о наркотиках, токсических и др. одурманивающих веществах;
- факторы риска развития наркомании.
- как узнать, употребляет ли ребенок наркотики;
- законодательство РФ о наркотических средствах и психотропных веществах;
- Диагностика употребления алкоголя, наркотических средств, курения среди школы. Беседы- лекции для уч-ся 6-11 классов:
«Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения»
«Психологические и физиологические аспекты и последствия употребления алкоголя»
«Наркотики и другие ПАВ. Их влияние психическое и физическое здоровье человека»
«Способы получения удовольствия и радости. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбужденности»
«Успешный человек . Достижение успеха в жизни и гармония личности.
Условия гармоничного развития
- Индивидуальная работа с детьми: беседы, тренинги, консультации специалистов
- Проведение медицинского и психологического тестирования с целью раннего выявления употребления ПАВ и НС.
- Работа педагогического коллектива по программе «Здоровьесберегающие технологии»
Организация питания:
- организация работы комиссии по питанию;
- создание условий для массового охвата детей питанием;
- организация бесплатного – льготного питания (социально необеспеченные, многодетные);
- просветительская работа с родителями о необходимости горячего питания;
- организация питания за родительские средства;
- создание в школьном буфете условий, способствующих обучению культуре питания;
- систематический контроль за качеством и разнообразием школьного питания;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в помещении школьного буфета;
- соблюдение питьевого режима для детей в течение учебного дня;
- сотрудничество со школьно-базовой столовой для развития и улучшения возможностей питания детей в школе;
Просветительская деятельность учителя:
- Обсуждение проблемы здоровой личности в контексте урочной деятельности;
- Работа классного руководителя:
- классные часы;
- внеурочные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и спорта (походы, туристические слеты, поездки)
- Углубленная разработка темы «Человек и его здоровье» на уроках биологии, химии, ОБЖ, физкультуры, ритмики.
- Работа по программе «Непрерывное экологическое образование».
Проекты: «Наш сад», «География на подоконнике»
2 БЛОК
НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО.
Воспитание нравственности и основ правовых знаний является важнейшим аспектом в работе воспитательно-профилактической системы школы, так как становится гарантией осмысленных поступков и действий детей и подростков, и является основой профилактики любых противоправных действий и социальной дезадаптации.
Цель: Создание условий для формирования у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, понятий долг, честь, достоинство, обогащение детей знаниями о морали и нравственных нормах.
Направления работы:
- воспитание патриотизма;
- профилактика правонарушений;
- основы правовых знаний;
- создание условий для обеспечения прав детей
Воспитание патриотизма:
1. Работа на базе школьного музея:
- Сбор материалов для расширения экспозиции школьного музея;
- Сбор краеведческого материала по истории и архитектурным памятникам Таганки;
- Работа лекторских групп из школьников 6-10 классов;
-Музейная педагогика;
-Тематические классные часы по параллелям;
- Уроки «Мужества»
2. Проведение дней исторического и культурного наследия;
3. Проведение мероприятий «Дни воинской славы России»
4. Сотрудничество с Советом ветеранов Таганского р-на;
5. Работа над проектами: «Выпускники школы-участники ВОВ», «Дни воинской славы России», «Бессмертный полк - Наши деды», «История школы».
6. Организация общешкольных мероприятий, интеллектуальных викторин, посвященных историческим и памятным дням.
7. Работа школьных историко-краеведческих объединений и лекторских групп.
8. Использование инфраструктуры города для организации работы по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Профилактика правонарушений:
1. Работа психологической службы.
Психологические консультации для учителей, родителей и детей:
1) Лекции-консультации для учителей:
· психологические основы работы кл. рук. с родителями уч-ся;
· психология формирования классного коллектива;
· психологические аспекты работы с «трудными уч-ся»
· методика изучения коллектива класса;
· психология изучения личности школьника;
2) Консультации для родителей:
· особенности психологического развития младшего школьника;
· особенности среднего школьного возраста;
· особенности психологического развития подростка;
· конфликты в семье и их влияние на ребенка;
· взаимоотношения родителей и школы;
· сотрудничество родителей и учителей как средство положительного воспитательного действия;
· работа с родителями неуспевающих уч-ся;
· индивидуальная работа с родителями детей, имеющих отклонения в
поведении;
· последствия правовой безграмотности подростков.
3) Психолог с детьми:
· Индивидуальная работа с подростками группы «риска»
· Проведение социометрии по классам;
· тренинги
2. Работа классного руководителя:
· выявление педагогически запущенных детей (группа «риска»), составление картотеки;
· контроль занятости во внеурочное время;
· подготовка картотеки на трудных уч-ся;
· посещение трудных уч-ся на дому;
· занятость второй половины дня, вовлечение в кружки, секции, внеурочные мероприятия;
· работа по предупреждению неуспеваемости трудных учащихся;
· организация занятости в каникулярное время;
· организация летнего отдыха;
· индивидуальная работа с родителями;
· организация внеурочных коллективных мероприятий ( праздников, викторин, прогулок, походов);
· проведение тематических классных часов:
(приблизительная тематика)
Права и обязанности гражданина РФ.
Административная ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Молодежные экстремистские организации. Их опасность.
Как террористы и экстремисты могут использовать подростков.
Сущность терроризма и его проявление в наше время.
Правила поведения учащихся в школе.
Ты глазами коллектива, коллектив твоими глазами.
Что такое преступление и ответственность за него.
Дисциплинированность и бдительность, в чем выражается их взаимосвязь.
Спорт в твоей жизни.
Здоровый образ жизни. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.
Зимние виды спорта, опасность естественных катков.
Безопасность дорожного движения.
Правила безопасного поведение в общественных местах.
3. Сотрудничество с правоохранительными органами:
1) Составление совместного плана работы с сотрудниками ОДН ОМВД, ГИБДД для проведения профилактической работы по профилактике правонарушений, травматизма, безопасности дорожного движения среди детей и подростков;
2) Организация встреч родителей с сотрудниками правоохранительных органов для проведения разъяснительной работы по правам и обязанностям родителей и подростков.
- Беседа с уч-ся: «Административная ответственность несовершеннолетних»
- Беседа с уч-ся: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
- Беседа с уч-ся: « Твои права и обязанности»;
- Индивидуальная работа инспектора с трудными детьми;
- Родительские собрания: «Неформальные объединения»
- Родительские собрания: «Причины и условия, способствующие совершению преступлений. Ответственность родителей за поступки детей»
- Родительский лекторий: «Психологический климат в семье – залог здорового образа жизни ребенка».
Основы правовых знаний:
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
- Жить и воспитываться в семье
- Общаться с родителями и другими родственниками
- Защищать свои права
- Выражать своё мнение
- Право на имя, отчество и фамилию
- Изменение фамилии и имени
- Право на имущество
- Право на медицинское обслуживание
- Право на образование и другие.
Цель обучения школьников по данному направлению:
1. Знакомство учащихся с юридическими профессиями, а так же формирование у них правового сознания путем ознакомления с основными правовыми документами. 2. Обучение сопровождается помощью подросткам в их профессиональном самоопределении. Содержание образования предполагает:
- - знакомство учащихся со спецификой юридических профессий, предоставление возможности самостоятельно проанализировать свои личностные и деловые качества, сопоставить их с требованиями выбранной профессии;
- - воспитание гражданственности;
- - подготовка учащихся к выполнению социальных функций (семьянин, труженик, защитник Отечества, общественно-активная личность);
- - освоение учащимися основ правоведения и выработка умений реализовывать свои гражданские права.
Обучение по направлению "Основы правовых знаний" предполагает изучение различных отраслей права (государственное право, гражданское право, административное право), а также основных понятий теории государства и права.
Примерная структура изучаемых тем в общей программе воспитательно-образовательного курса .
5 класс
· Россия – наша великая страна
· Что такое Закон
· Достоинства и недостатки человека
· Агрессивное поведение
· Кто такие террористы
· Страх и мужество
6 класс
· Конституция – основной закон государства
· Право человека на жизнь и его защита
· Толерантность
· Зависть и жадность
· Сила и слабость
· Террор – оружие слабых
7 класс
· Право человека на образование
· Правоохранительные органы
· Подвиг и преступление
· Растерянность и собранность
· Гуманизм и человеконенавистничество
· Чего добиваются террористы
8 класс
· Конвенция о правах ребенка
· Милосердие и жестокость
· Роль человека в обществе
· Что такое национализм
· Административная ответственность
· Уголовная ответственность
· Борьба государства с терроризмом
9 класс
- Долг и безответственность
- Что такое религиозная нетерпимость
- Коррупция и терроризм
- Бдительность и спокойствие
- Что такое национальная безопасность
- Права ребенка в семье
- Права ребенка в школе
10-11класс
- Органы государственной власти
- Органы административной власти
- Органы судебной власти
- Защита прав несовершеннолетних
- Права и обязанности учащихся
- Права и обязанности гражданина
- Семейный кодекс РФ
- Уважение прав и свобод человека
Создание условий для обеспечения прав детей:
Основным тезисом в деятельности школы в данном направлении является соблюдение принципа целостности: родители – ученики – педагоги:
- привлечение родительской общественности к учебно-воспитательному процессу школы;
- развитие системы ученического самоуправления в школе;
- создание в школе комиссии социального патроната, как системы раннего вмешательства в семью, испытывающую проблемы в воспитании детей в соответствии с законом г.Москвы;
- совместная деятельность с правоохранительными органами;
- сотрудничество с опекунским советом и Центром социального обеспечения ЦАО;
- взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Таганского района (КДН и ЗП).
Деятельность комиссии социального патроната:
- Выявление семей, нуждающихся в государственной защите (многодетные, малообеспеченные)
- Организация бесплатного питания в школе данной категории детей;
- Взаимодействие с органами опеки и попечительства Таганского района.
- Обеспечение доступности образовательных услуг (в том числе и дополнительных) для детей – сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей.
- Организация взаимодействия с психологическими центрами округа по развитию консультативной помощи детям и их родителям по вопросам профилактики школьной неуспешности и отклонений в поведении ребенка.
3 БЛОК
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ.
Цель: обогащение эмоционального мира школьников, создание комфортной психологической атмосферы, мотивирующей развитие познавательных и творческих способностей детей, инициативности и навыков сотрудничества, ведущих к формированию культуры, духовности и эстетического вкуса.
Направления работы:
- развитие творческих способностей;
- развитие познавательной активности и расширение кругозора;
- дополнительное образование
Для достижения этой цели педагогический коллектив поставил для себя задачу создания условий для каждого ученика, в которых он может реализовать себя, проявить свой творческий потенциал, самостоятельность, найти свое место в образовательном пространстве. В связи с этим огромное значение приобретает роль классного руководителя и учителя, так как они создают условия для того, чтобы каждый ученик захотел и смог выбрать тот род учебной и творческой деятельности, который раскроет его потенциальные возможности.
Работа по вышеперечисленным направлениям настолько взаимосвязана, что нельзя обозначить четкие границы для разграничения деятельности. Но именно такое взаимодействие ведет к поставленной цели в формировании культуры, духовности и эстетического вкуса у детей и подростков.
Развитие творческих способностей учащихся:
- изучение интересов школьников;
- продуктивное использование кружковых часов, предусмотренных учебным планом ;
- развитие системы дополнительного образования;
- планирование творческих внеурочных мероприятий по классам ;
- организация общешкольных творческих мероприятий
- сотрудничество с учреждениями культурного досуга;
Развитие познавательных интересов учащихся:
- организация экскурсионных поездок, посещение театров, музеев;
- посещение тематических лекций в библиотеке им. Некрасова;
- проведение школьных олимпиад по предметам, участие в окружных и городских олимпиадах;
- проектная и экспериментальная деятельность;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- использование инфраструктуры города для расширения кругозора учащихся ;
- компьютерное оформление школьных проектов
- обмен школьниками с гимназиями Германии в рамках программы безвалютного обмена школьниками
Дополнительное образование:
Дополнительное образование в школе определяется объективно существующей взаимосвязью с основным базовым образованием, статусом общеобразовательного учреждения, его материальной и кадровой базой, особенность воспитательной системы в целом.
Школа стремится создать систему дополнительного образования, направленную на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Педагогический потенциал дополнительного образования нельзя переоценить, так как в его пространстве велики возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, тем более что не все дети обладают способностями к академическому обучению, и выход в другие сферы деятельности, успех в них положительно сказывается и на результатах общего образования.
В сфере дополнительного образования школа руководствуется :
- свободным выбором ребенка
- обеспечением условий для самореализации личности;
- признанием права на ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
- обеспечением ситуации успеха для каждой личности.
Дополнительное образование в школе развивается по следующим направлениям:
- Формирование здорового образа жизни учащихся:
- Использование компьютерных технологий в учебном процессе:
- Непрерывное экологическое образование:
- Развитие познавательных интересов уч-ся:
5. Развитие творческих способностей уч-ся:
6. Проектная деятельность:
Работа над проектами позволяет объединять деятельность учителя информационных технологий, учителей – предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учеников.
Эта форма работы представляет большой интерес для детей и раскрывает неограниченные возможности. Дети не только осваивают основы информационных технологий, они изучают большое количество литературы, проводят исследовательскую работу, учатся работать с архивными материалами, использовать фото и видеоматериалы, подбирать музыкальное сопровождение, работать над композицией своего проекта. Создание мультимедийного проекта подразумевает как индивидуальную форму деятельности, так и групповую.
4 БЛОК
УЧИМСЯ УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА.
Цель: Формирование навыков культуры общения, принципов милосердия и толерантности, партнерства и самостоятельности.
Направления работы:
Деятельность классного руководителя
Ученическое самоуправление
Работа психологической службы
Очень важным для школы является создание условий для социального благополучия детей. В школе социальное благополучие оценивается условиями, в которых происходит обучение и воспитание, организацией и технологиями образования, своевременным оказанием психолого-педагогической поддержки. Важным показателем социального благополучия детей является умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Сюда входит способность к общению в коллективе, нахождению себя в коллективе и принятие других. Обучение навыкам межличностного общения построено на принципах равноправия, уважения человеческого достоинства и толерантности.
Деятельность классного руководителя:
Роль классного руководителя выходит на первый план в вопросах формирования навыков межличностного общения и социальной адаптации школьников, так как именно этот педагог, проводя с детьми большое количество времени, должен сплотить детей в коллективе, научить их терпимости, уважению друг к другу, взаимовыручке, а также способности к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей.
Атмосфера, созданная в классе, способна нацелить детей на позитивную деятельность во всем, выработать иммунитет к негативным проявлениям окружающей среды или, наоборот, подтолкнуть ребенка на неадекватные, агрессивные или противоправные действия.
Направления работы классного руководителя:
- Составление социально-педагогической характеристики класса
- Выявление социально-педагогически запущенных детей
- Привлечение сотрудников школы для решения проблем детей и семей
- Знакомство с условиями жизни семей
- Родительский всеобуч
- Разработка организационной структуры в классе:
- разработка принципов жизни класса
- принятие устава или иного свода правил
- распределение обязанностей с учетом индивидуальных особенностей детей
- развитие ученического самоуправления
- Организация внеурочных мероприятий, дающих возможности свободного общения детей, объединяющих или способных раскрыть творческие возможности каждого ребенка для повышения его авторитета в классе.
- Контроль за занятостью второй половины дня
- Беседы с классом (приблизительная тематика):
- Человек и его характер
- Ты глазами коллектива, коллектив твоими глазами
- Способы общения в коллективе
- Уважение и толерантность
- Неприкосновенность человеческой жизни
- Учимся управлять своими эмоциями
- Учимся слушать собеседника
- Правила поведения в школе
- Что такое травма и как ее избежать
- Берегите здоровье свое и друга
- Как мы выглядим? Внешний вид человека.
- Сила и слабость
- Страх и мужество
- Доброта и злоба
- Достоинства и недостатки человека
- Милосердие и жестокость
Ученическое самоуправление:
В самом понятии «самоуправление», на наш взгляд, целесообразно делать акцент на первой части слова: «САМ» и прежде, чем относить его к общественным делам, необходимо научить детей понимать его как управление собой, своим развитием, характером, поступками. Впоследствии, при овладении такими качествами, дети учатся самостоятельности и ответственности и тогда могут стать партнерами педагогов в организации школьной жизни. Если же в самоуправлении дети будут видеть только слово «УПРАВЛЯТЬ» другими , то система потеряет всякий смысл и станет лишней в воспитательно - образовательном процессе.
Принципы реализации ученического самоуправления:
- Создание условий для свободной деятельности детей;
- Воспитание ответственного отношения к своим поступкам
- Соблюдение принципов партнерства
- Организация работы ученического самоуправления в классах;
- Деятельности ученического совета школы;
- Привлечение учителей и родителей к деятельности ученического совета;
- Привлечение детей к решению организационных вопросов в жизни школы.
Психологическая служба в школе
- Помощь классному руководителю в создании благоприятного психологического климата
- Проведение тренингов на развитие межличностного общения
- Диагностика и коррекция социальной адаптации
- Индивидуальная работа с детьми
- Проведение психологических тестов на выявление проблем межличностного общения
- Тренинги для снятия агрессивного стиля поведения в классе
- Социометрия в классах
- Консультационные и просветительские занятия для учителей и родителей
- «Возрастные особенности детей»,
- «Корректные методы воспитания и обучения»,
- «Детская агрессия и замкнутость»
- «Конфликты в семье – их влияние на психику ребенка»
- «Детские страхи»
- «Воспитание личности»
- «Навыки общения в семье и в школе»
- «Трудный ребенок»
- «Адаптация к школе»
- «Семейный досуг» и др.