Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.

Окружающий мир

Никуличева Наталья Николаевна

Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота.  Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.

Конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»



ФИО: Никуличева Наталья Николаевна
Образовательное учреждение МАОУ «Центр образования №42» г. Вологда
Номинация: «А память славы человека горит и светит как звезда…»
Предмет: Окружающий мир
Класс 3
УМК: Школа 21 века
Тема урока: Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.
Тип урока: Изучение нового материала
Место урока в изучении темы, раздела: Первый урок в теме: «Российская империя. XVIII-XX века».
Цель: Формирование у учащихся представления об императоре Петре I, который сделал так, что Россия стала могущественной державой.
Задачи:
- Познакомить с личностью Петра I, его реформами и вкладом в развитие России, роль императора в развитии территорий современной Вологодской области.
- Способствовать воспитанию интереса к истории России и родного края.

Ход урока

Название этапа

Описание содержания этапа


В деятельности учителя

В деятельности обучающегося

Организа-ционный момент

1 мин

Приветствие детей

Приветствие учащихся

Постановка темы и цели урока

мин

Работа с толковым словарем

Обратите внимание на запись на доске.

Государство Русь (9-13 века)- Русское государство (14-17 века)-Российская империя (18-20 век)

О каком этапе развития нашей страны мы поведем речь на уроке?

Какой титул был у правителя Руси?

Какой титул был у правителя Русского государства?

Какой титул, как думаете, был у правителя Российской империи?

В каком веке страну стали называть Российской империей?

Узнаем, кто стал первым императором Российской империи.

Соотнесите титул и имя правителя.

Первым императором Российской империи был Петр I.

Что вам хотелось узнать о первом императоре?

На предыдущих уроках мы говорили о правителях Руси и Русского государства, значит сегодня будем говорить о Российской империи.

Князьт-тправитель земель Древней Руси

Царь - титул правителей Московского государства.

Император - титул монарха, а также лицо, носящее этот титул.

В 18 веке

Работа с карточкой.

Соотнеси титул и имя правителя

1. Ярослав Мудрый

2. Владимир Мономах  - царь

3. Иван Грозный - князь

4. Петр Великий - император

5.Владимир Красное Солнышко

- каким было детство, каким был человеком Петр,

- какие произошли изменения в стране во время правления,

- почему стали называть императором?

- почему было прозвище Великий?

Изучение нового материала

Детство Петра I

Ночью 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе засияла большая звезда. В ту же ночь у царя Алексея и жены его Натальи Кирилловны родился сын. Маленького царевича назвали Петром.

Петр в девять лет выглядел пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами.

Царь Алексей Михайлович скоро умер. На царство были венчаны Петр и его брат Иван. Пока они были маленькими, государством управляла их старшая сестра Софья.

Алексей             Наталья

Михайлович     Кирилловна

Царевич Петр   Двуместный трон

Царевна Софья

Рабочий день царя

Попробуем понять, каким был человеком и правителем Петр Первый.

Учебник с.33 Прочитаем текст «Петр I Великий»

Какую характеристику дает Петру Первому А.С. Пушкин?

Пётр І имел рост 2 м 4 см, был силён – руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широким шагами, что спутник едва поспевали за ним бегом. Неутомимый, волевой, он хотел всё узнать и постичь все науки. Пётр І учился всю жизнь.

Хорошо знал математику, географию, военное дело, навигацию. Знал немецкий, голландский, отчасти английский и французский языки.

С.34 рубрика «Этот удивительный мир».

Прочитайте описание одного трудового дня Петра Первого.

Что можем добавить к характеристике Петра Первого как человека?

Петр Первый:

- был образованным человеком,

- занимался морским делом,

- своими руками мог многое сделать,

- посвятил себя служению своей стране.

В.А.СЕРОВ Петр I

Петр I был талантливый человек, много трудился, следил за тем, чтобы и его подчиненные также ответственно относились к своим обязанностям.

Реформы Петра I

Работа в группах

Что будущий император сделал для страны?

Какую цель преследовал Петр I?

Одними из самых известных достижений Петра I являются: создание флота и строительство Санкт-Петербурга.

Узнаем, как это удалось правителю и какие цели он преследовал.

Работа в группах с текстами учебника.

С. 34 Создание русского флота (1 группа)

1. Почему Петр I отправился в Европу под чужим именем?

2. С какой целью будущему императору необходимо было построить флот?

С.36 Столица Российской империи Санкт-Петербург (2 группа)

1. Почему Петр I решил построить Санкт-Петербург?

2. Какие новшества при строительстве города были введены?

С.33 учебник

- строил флот, укреплял государство и армию, открывал училища, основывал заводы.

Россия должна была стать могущественной державой.

Читают текст из учебника, отвечают на вопросы на карточках.

1 группа

1.     Хотел лично изучить опыт других стран в морском деле, сам овладеть навыками строительства и управления кораблями.

2.     Благодаря флоту можно одержать важные для России победы на море и присоединить новые территории.

2 группа

1.     Санкт-Петербург должен был стать городом – крепостью для защиты западных рубежей страны. В дальнейшем стал столицей России.

2.     Улицы были прямые и широкие, а площади просторные. Все здания были каменные, улицы мощенные. Посажен Летний сад, установлены первые в России фонтаны. В 1720 году первые фонари уличного освещения.

Петр I в Вологде

Петр I неоднократно посещал и города, которые сейчас относятся к территории Вологодской области.

Узнаем, с какой целью посещал государь эти города. Прочитайте текст, укажите на карте населенные пункты Вологодской области, которые посетил Петр I. Отметьте, что его там интересовало.

Работа в паре с текстом.

    Первый визит в Вологду совершил молодой государь в 1692 г, когда выбирал место для строительства кораблей своего флота. Местное Кубенское озеро монарха разочаровало по причине своей мелководности.

Трижды за время правления посещал Тотьму. В Тотьме познакомился с работой соляных варниц. Сам доставал из трубных колодцев соляной рассол, чтобы узнать, насколько трудна эта работа.

В Устюжне по приказу Петра Первого началось строительство железоделательного завода, который закрылся через 8 лет из-за нехватки сырья.

 

1.     Кубенское озеро для строительства флота

2.     Тотьма – соляные варницы

3.     Устюжна – строительство железоделательного завода.

Петр Первый открывал новые мануфактуры, заводы, чтобы Россия стала могущественной державой.

Обобщение изученного

Почему Перта I называли Великим?

Какими преобразованиями Петра Великого мы пользуемся до сих пор?

- Новое летоисчисление;

- Начало года с 1 января;

- флаг, который был на кораблях при Петре, сейчас наш государственный символ;

- Регулярная армия;

-Русский флот;

- Наличие фамилий;

- Среднее профессиональное и высшее образование;

- водные каналы (некоторые были запроектированы при Петре, но построены при других правителях)

- типография, газеты

В царствование Петра I Россия стала могущественной державой. Он принимал новые государственные законы, строил флот, воевал, открывал училища, заводы и фабрики. В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране.

Домашнее задание

Сейчас трудно себе представить те времена, когда не было ни газет , ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. В большинстве случаев новости разносили странники.

Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Перта Первого и называлась «Ведомости». Была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда из нескольких листов.

Дома предлагаю вам самим попробовать сделать такую газету.

Задание

Сделать газету, размером с газеты Петровской эпахи, со статьей об интересных преобразованиях Петра Первого. Сделать иллюстрации к статье или подобрать фото на тему.

Рефлексия

В России в установлено много памятников Петру Первому. Представьте, что вы скульпторы. какой бы памятник поставили вы Петру Первому и почему?

  Рассматривают памятники и предлагают свои варианты, отображающие достижения Петра Первого.

Список литературы

https://travelask.ru/system/embedded_map_attachments/files/000/000/843/original/Дороги.jpg

https://vsdn.ru/images/data/mus/70480_big_1332769907.jpg

https://i.pinimg.com/originals/30/2e/5b/302e5b2b808834b692cc79fd46306906.jpg

https://ru.moscovery.com/wp-content/uploads/2016/03/Царь-Петр-I-в-детств.jpg

https://aria-art.ru/0/A/Aleksej%20Mihajlovich/2-7.jpg

https://club.berkovich-zametki.com/wp-content/uploads/2020/02/image01.jpg

https://sun974.userapi.com/impg/992f4R54gW8mH2Phv0ekMGbI74tVYQzb97F9Ow/C383wON1MNk.jpg?size=1280x961&quality=96&sign=07c0aee3164b0676ace9f52e334c2d23&c_uniq_tag=AIvcfjM8r-t46Mqld1LOw-ng7GNi9hQpmMlzVVqO6ug&type=album

https://rating-poverka.com/wp-content/uploads/2020/11/petr1-scaled.jpg

Ишимова А.О. История России для детей. –М.: Монолог, 1993

Павленко Н.И. Петр Великий.-М.:Мысль,1990

Ситников В.П. Кто есть кто в истории России. –М.:АСТ: Слово: Полоиграфиздат, 2011


Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота.  Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.

Конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»



ФИО: Никуличева Наталья Николаевна
Образовательное учреждение МАОУ «Центр образования №42» г. Вологда
Номинация: «А память славы человека горит и светит как звезда…»
Предмет: Окружающий мир
Класс 3
УМК: Школа 21 века
Тема урока: Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.
Тип урока: Изучение нового материала
Место урока в изучении темы, раздела: Первый урок в теме: «Российская империя. XVIII-XX века».
Цель: Формирование у учащихся представления об императоре Петре I, который сделал так, что Россия стала могущественной державой.
Задачи:
- Познакомить с личностью Петра I, его реформами и вкладом в развитие России, роль императора в развитии территорий современной Вологодской области.
- Способствовать воспитанию интереса к истории России и родного края.

Ход урока

Название этапа

Описание содержания этапа


В деятельности учителя

В деятельности обучающегося

Организа-ционный момент

1 мин

Приветствие детей

Приветствие учащихся

Постановка темы и цели урока

мин

Работа с толковым словарем

Обратите внимание на запись на доске.

Государство Русь (9-13 века)- Русское государство (14-17 века)-Российская империя (18-20 век)

О каком этапе развития нашей страны мы поведем речь на уроке?

Какой титул был у правителя Руси?

Какой титул был у правителя Русского государства?

Какой титул, как думаете, был у правителя Российской империи?

В каком веке страну стали называть Российской империей?

Узнаем, кто стал первым императором Российской империи.

Соотнесите титул и имя правителя.

Первым императором Российской империи был Петр I.

Что вам хотелось узнать о первом императоре?

На предыдущих уроках мы говорили о правителях Руси и Русского государства, значит сегодня будем говорить о Российской империи.

Князьт-тправитель земель Древней Руси

Царь - титул правителей Московского государства.

Император - титул монарха, а также лицо, носящее этот титул.

В 18 веке

Работа с карточкой.

Соотнеси титул и имя правителя

1. Ярослав Мудрый

2. Владимир Мономах  - царь

3. Иван Грозный - князь

4. Петр Великий - император

5.Владимир Красное Солнышко

- каким было детство, каким был человеком Петр,

- какие произошли изменения в стране во время правления,

- почему стали называть императором?

- почему было прозвище Великий?

Изучение нового материала

Детство Петра I

Ночью 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе засияла большая звезда. В ту же ночь у царя Алексея и жены его Натальи Кирилловны родился сын. Маленького царевича назвали Петром.

Петр в девять лет выглядел пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами.

Царь Алексей Михайлович скоро умер. На царство были венчаны Петр и его брат Иван. Пока они были маленькими, государством управляла их старшая сестра Софья.

Алексей             Наталья

Михайлович     Кирилловна

Царевич Петр   Двуместный трон

Царевна Софья

Рабочий день царя

Попробуем понять, каким был человеком и правителем Петр Первый.

Учебник с.33 Прочитаем текст «Петр I Великий»

Какую характеристику дает Петру Первому А.С. Пушкин?

Пётр І имел рост 2 м 4 см, был силён – руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широким шагами, что спутник едва поспевали за ним бегом. Неутомимый, волевой, он хотел всё узнать и постичь все науки. Пётр І учился всю жизнь.

Хорошо знал математику, географию, военное дело, навигацию. Знал немецкий, голландский, отчасти английский и французский языки.

С.34 рубрика «Этот удивительный мир».

Прочитайте описание одного трудового дня Петра Первого.

Что можем добавить к характеристике Петра Первого как человека?

Петр Первый:

- был образованным человеком,

- занимался морским делом,

- своими руками мог многое сделать,

- посвятил себя служению своей стране.

В.А.СЕРОВ Петр I

Петр I был талантливый человек, много трудился, следил за тем, чтобы и его подчиненные также ответственно относились к своим обязанностям.

Реформы Петра I

Работа в группах

Что будущий император сделал для страны?

Какую цель преследовал Петр I?

Одними из самых известных достижений Петра I являются: создание флота и строительство Санкт-Петербурга.

Узнаем, как это удалось правителю и какие цели он преследовал.

Работа в группах с текстами учебника.

С. 34 Создание русского флота (1 группа)

1. Почему Петр I отправился в Европу под чужим именем?

2. С какой целью будущему императору необходимо было построить флот?

С.36 Столица Российской империи Санкт-Петербург (2 группа)

1. Почему Петр I решил построить Санкт-Петербург?

2. Какие новшества при строительстве города были введены?

С.33 учебник

- строил флот, укреплял государство и армию, открывал училища, основывал заводы.

Россия должна была стать могущественной державой.

Читают текст из учебника, отвечают на вопросы на карточках.

1 группа

1.     Хотел лично изучить опыт других стран в морском деле, сам овладеть навыками строительства и управления кораблями.

2.     Благодаря флоту можно одержать важные для России победы на море и присоединить новые территории.

2 группа

1.     Санкт-Петербург должен был стать городом – крепостью для защиты западных рубежей страны. В дальнейшем стал столицей России.

2.     Улицы были прямые и широкие, а площади просторные. Все здания были каменные, улицы мощенные. Посажен Летний сад, установлены первые в России фонтаны. В 1720 году первые фонари уличного освещения.

Петр I в Вологде

Петр I неоднократно посещал и города, которые сейчас относятся к территории Вологодской области.

Узнаем, с какой целью посещал государь эти города. Прочитайте текст, укажите на карте населенные пункты Вологодской области, которые посетил Петр I. Отметьте, что его там интересовало.

Работа в паре с текстом.

    Первый визит в Вологду совершил молодой государь в 1692 г, когда выбирал место для строительства кораблей своего флота. Местное Кубенское озеро монарха разочаровало по причине своей мелководности.

Трижды за время правления посещал Тотьму. В Тотьме познакомился с работой соляных варниц. Сам доставал из трубных колодцев соляной рассол, чтобы узнать, насколько трудна эта работа.

В Устюжне по приказу Петра Первого началось строительство железоделательного завода, который закрылся через 8 лет из-за нехватки сырья.

 

1.     Кубенское озеро для строительства флота

2.     Тотьма – соляные варницы

3.     Устюжна – строительство железоделательного завода.

Петр Первый открывал новые мануфактуры, заводы, чтобы Россия стала могущественной державой.

Обобщение изученного

Почему Перта I называли Великим?

Какими преобразованиями Петра Великого мы пользуемся до сих пор?

- Новое летоисчисление;

- Начало года с 1 января;

- флаг, который был на кораблях при Петре, сейчас наш государственный символ;

- Регулярная армия;

-Русский флот;

- Наличие фамилий;

- Среднее профессиональное и высшее образование;

- водные каналы (некоторые были запроектированы при Петре, но построены при других правителях)

- типография, газеты

В царствование Петра I Россия стала могущественной державой. Он принимал новые государственные законы, строил флот, воевал, открывал училища, заводы и фабрики. В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране.

Домашнее задание

Сейчас трудно себе представить те времена, когда не было ни газет , ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. В большинстве случаев новости разносили странники.

Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Перта Первого и называлась «Ведомости». Была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда из нескольких листов.

Дома предлагаю вам самим попробовать сделать такую газету.

Задание

Сделать газету, размером с газеты Петровской эпахи, со статьей об интересных преобразованиях Петра Первого. Сделать иллюстрации к статье или подобрать фото на тему.

Рефлексия

В России в установлено много памятников Петру Первому. Представьте, что вы скульпторы. какой бы памятник поставили вы Петру Первому и почему?

  Рассматривают памятники и предлагают свои варианты, отображающие достижения Петра Первого.

Список литературы

https://travelask.ru/system/embedded_map_attachments/files/000/000/843/original/Дороги.jpg

https://vsdn.ru/images/data/mus/70480_big_1332769907.jpg

https://i.pinimg.com/originals/30/2e/5b/302e5b2b808834b692cc79fd46306906.jpg

https://ru.moscovery.com/wp-content/uploads/2016/03/Царь-Петр-I-в-детств.jpg

https://aria-art.ru/0/A/Aleksej%20Mihajlovich/2-7.jpg

https://club.berkovich-zametki.com/wp-content/uploads/2020/02/image01.jpg

https://sun974.userapi.com/impg/992f4R54gW8mH2Phv0ekMGbI74tVYQzb97F9Ow/C383wON1MNk.jpg?size=1280x961&quality=96&sign=07c0aee3164b0676ace9f52e334c2d23&c_uniq_tag=AIvcfjM8r-t46Mqld1LOw-ng7GNi9hQpmMlzVVqO6ug&type=album

https://rating-poverka.com/wp-content/uploads/2020/11/petr1-scaled.jpg

Ишимова А.О. История России для детей. –М.: Монолог, 1993

Павленко Н.И. Петр Великий.-М.:Мысль,1990

Ситников В.П. Кто есть кто в истории России. –М.:АСТ: Слово: Полоиграфиздат, 2011


Детальная картинка: 

Начало активности (дата):