«Образование — Русское слово»
Выпускная работа на тему: «Знакомство со справочной литературой» для учащихся 4 классов
Начальное основное общее образование
Выполнила Базанова Ирина Владимировна
г. Москва, 2022
Выпускная работа на тему:
«Знакомство со справочной литературой»
для учащихся 4 классов
Автор занятия: Базанова Ирина Владимировна, ГБОУ Школа №2127 г. Москвы
Класс: 4 класс
Тема занятия: Знакомство детей со справочной литературой.
Содержательная цель: познакомить с различными видами справочной литературы, рассказать об их многообразии и назначении каждого, показать необходимость постоянного обращения к ним в процессе учебы.
Деятельностная цель: закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, находить нужную информацию в различных справочных изданиях, воспитывать культуру работы с книгой.
Задачи занятия:
- сформировать представление о многообразии различных энциклопедий, словарей и справочников;
- познакомить с самыми известными справочными ресурсами;
- создать условия для использования справочной литературы и поиска нужной информации.
Планируемые результаты:
- воспитать готовность к самостоятельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации и находить нужную;
- развить умение применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку;
- сформировать культуру речи, правильное произношение;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Методы обучения по дидактической цели:
- приобретение новых знаний;
- применение новых знаний;
- закрепление и проверка знаний и умений.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- беседа с наглядной демонстрацией материала (слайды презентации);
- работа со справочной литературой;
- практическая совместная деятельность;
- анализ результатов практической деятельности;
- поощрение, награждение.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, конверты с заданиями для учащихся, выставка словарей и энциклопедий.
Этапы занятия:
1 этап – Вступительное слово педагога
2 этап – Энциклопедии
3 этап – Словари и справочники
4 этап – Закрепление материала. Практическая работа учащихся.
5 этап – Подведение итогов. Награждение.
1 этап – Вступительное слово педагога.
Слайд 1
Дорогие ребята, я рада нашей встречи в стенах школьной библиотеки. Цель нашего урока познакомиться со справочной литературой.
Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает очень много вопросов. Ведь вы пришли в школу не только для того, чтобы научиться писать и считать, но и как можно больше узнать об окружающем нас мире. Каждого человека окружает огромный поток информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Возникает проблема – как найти нужную информацию? Если вы не знаете, как правильно написать слово, произнести его, не знаете, что оно означает, не можете найти ответ на заданный вопрос или тему. Или вам нужно написать доклад или сочинение.
Справочная литература - это книги, которые можно начинать читать с любого места, даже с конца, в них можно заглянуть, чтобы узнать значение того или иного слова, или узнать, как оно звучит и пишется, а можно прочитать небольшой рассказ о каком-то историческом событии, городе или знаменитом человеке.
2 этап – Энциклопедии.
Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Слайд 3
С чего начинается любое открытие? Всякая наука начинается с вопроса: «Почему?» Быть почемучкой похвально и помогает развивать и познавать мир. Чем чащезадается этот вопрос и находится на него ответ, тем образованнее человек становится. А какие книги в этом могут помочь?
А вот и я.
И без меня никак нельзя: Во мне:
Пять тысяч где,
Семь тысяч как.
Сто тысяч почему
А как зовусь я?
(Энциклопедия)
Попросить рассказать ребят, какие справочные издания есть в домашних библиотеках.
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, а, по крайней мере, в одну книгу - справочное бюро, были сделаны ещё в древнем Египте.
Именно о них египтяне говорили: «Эти книги сделают умными и обучат невежду, помогая ему узнать всё».
С тех пор прошло более 4 тысяч лет. За это время человечество создало большое число энциклопедий, а в русском языке даже появилось выражение «ходячая энциклопедия». Как вы думаете, кого так называют?
Конечно же, так говорят о человеке, много знающем. Слово «энциклопедия» родилось в Древней Греции. В переводе на русский язык оно означает «круг знаний». Это самая главная справочная книга.
Цель любой энциклопедии – собрать знания, разбросанные по свету, содержащиеся в разных книгах, исследованиях, систематизировать их, проверить сообщаемые сведения, указать источник получения информации.
Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них расположены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получиться книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой книгой, ее разбили на части-тома. К каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова - названия статей, которыми начинается и заканчивается том (примеры - БСЭ, «Что такое? Кто такой?»). Сейчас над выпуском энциклопедий трудится целая армия специалистов. Так БСЭ готовили 15. 820 авторов из 35 стран мира. Всё это разместилось в 30 томах.
1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке
2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска.
3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска.
4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.
5. В конце каждого тома есть справочный аппарат.
Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Я познаю мир». Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем - от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только одной теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу.
Материал в книге расположен очень удобно: по алфавиту от «А» до «Я» как фамилии учеников в классном журнале. Обо всем здесь рассказано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице - цветные картинки, фотографии, портреты ученых.
Этот зеленый красавец находится в Индийском ботаническом саду в городе Хаури и, честно говоря, больше похож на парк или рощу. Возможно, именно поэтому баньян еще называют «дерево-лес», ведь у него не один, а тысячи стволов. Сейчас Великому баньяну около 300 лет. Он имеет 3300 воздушных корней!
А вот на Филиппинах и на Шри-Ланке по пальмовым стволам ползают змеи из рода хризопелеа. Ползут вверх…а слезть не могут. Приходится лететь – растопырить в стороны ребра, втянуть живот, вытянуться палкой и спланировать с высоты 20 метров. Получается совсем неплохо для змеи!
Георгий Юрмин написал книгу «Про тетрадь и карту, карандаш и парту”, которая поможет вам во новому взглянуть на совсем, казалось бы, простые вещи.
Например, я сейчас вам расскажу об одном предмете, знакомом каждому ученику. Есть такая поговорка: “Что написано пером, того не вырубишь топором”. Он же вырубает и карандашный штрих, и чернильную кляксу, да как аккуратно это делает! Что же это за предмет? Да конечно же ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, ребята, что скоро ластику исполнится триста лет? А из чего сделали ластик?
Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта. Так что ластик наш - картофельный, или нефтяной, или опилочный. Чтобы он лучше стирал буквы и рисунки, к каучуку примешивают мел и стеклянную пудру. Поэтому ластик с легкостью уничтожает не только следы карандаша, он сдирает и верхний слой бумаги.
Все рассказы в книге Г. Юрмина небольшие и очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита. Сколько нового вам еще предстоит узнать!
Энциклопедии можно использовать при подготовке к урокам. Ведь они расскажут вам о том, что вы не найдёте на страницах учебника или для занятий кружка, для написания рефератов и докладов.
3 этап – Словари и справочники.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; находить, анализировать и сравнивать полученную информацию; выделять существенную информацию из читаемых текстов; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Слайд 18
А теперь мы поговорим о словарях. Казалось бы, что может быть скучнее, чем чтение словарей. На самом же деле, если найти верный ключ к этим кладовым слов, их изучение и чтение может порой оказаться увлекательнее любого детектива.
Сейчас мы узнаем, как и когда появились толковые словари.
Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные еще в средние века.
В России первыми справочными книгами были «азбуковники». Содержание их было чрезвычайно разнообразно. Там были статьи о странах, городах, звездах… Свое название они получили от того, что слова располагались в алфавитном порядке, то есть «по азбуке». Отсюда и название «Азбуковники». Они появились в 16-18вв. А вот первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 году. Назывался он «Лексикон».
Пожалуй, самый знаменитый словарь русского языка собрал и выпустил замечательный русский учёный Владимир Иванович Даль. Он собрал воедино все устное богатство русского народа – сотни тысяч слов и десятки тысяч разнообразных пословиц, поговорок, загадок. 50 лет собирал, составлял и совершенствовал он свой словарь.
Словарь содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок, загадок и присказок. Появился четырёхтомник «Толковый словарь живого великорусского языка» ещё при жизни самого составителя в 1863 – 1866 гг. И с тех пор неоднократно издавался.
Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их созданием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей.
Словари многочисленны и разнообразны они бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.
На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей: англо-русский, русско-английский, русско-испанский, немецко-русский и т. д. Чтобы перечислить все двуязычные словари, издаваемые в нашей стране и за рубежом, потребуется целая книга.
Но сегодня мы поговорим об одноязычных словарях. Причём, о тех, в которых собраны богатства нашего великого и могучего русского языка. Словарей таких существует множество.
Зачем же нужны человеку, для которого русский язык является родным, словари русского языка? Давайте разберёмся. А лучше пусть словари сами расскажут о себе.
Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, обогатить свой словарный запас.
Слово доска пришло к нам из древнего Рима. Происходит оно от слова «дискус» - кружок, блюдо. То есть что-то круглое и светлое, а не прямоугольное и темное.
Портфель - слово французского происхождения, появилось в России в начале 20 века. Первая часть этого слова-«порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради.
Парад словарей русского языка можно было бы продолжить: ведь их существует множество, и все они востребованы.
А может ли человек знать все слова родного языка?
Учёные решительно заявляют: ни один человек в мире не знает всех слов своего родного языка. Даже значение слов литературного языка вряд ли знает один человек. Так словарь «Современного русского литературного языка» охватывает 150 тысяч слов, и публикация его потребовала 17 толстых томов
Обычно справочники бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника".
Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться «Предметным указателем».
Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова. Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.
4 этап – Закрепление материала. Практическая работа учащихся.
Задачи этапа: сформировать навыки работы со словарями и энциклопедиями, быстро находить нужную информацию. Работа со словарями, правильное и грамотное их использование.Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи; учитывать разные мнения при работе в команде; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; находить, анализировать и сравнивать полученную информацию; выделять существенную информацию из читаемых текстов; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Групповая работа:
Разделить класс на 3 команды. Каждой команде выдать по конверту с заданием. Первая команда правильно и быстрее всех выполнившая задание получает - 15 баллов, вторая – 12 баллов и третья – 9 баллов.
1. Найдите ответы на вопросы:
- К какому семейству относится: 1 конверт – арбуз; 2 конверт – дыня; 3 конверт – тыква.
- Где находится их родина?
- Чем они полезны человеку?
(«Энциклопедический словарь юного земледельца»)
2. Где нужно поставить ударение в словах: 1 конверт - туфля, досуг, шофер; 2 конверт - баловать, кашлянуть, ломоть; 3 конверт - жалюзи, щавель, каталог (Орфографический, орфоэпический словари).
3. Объясните значение слов: 1 конверт - чучело, гирлянда; 2 конверт - свирель, закладка; 3 конверт - промокашка, кувшин (любой толковый словарь русского языка).
4. Объясните значение иностранных слов: 1 конверт - авантюра, каллиграфия; 2 конверт - цунами, трюмо; 3 конверт - круиз, вернисаж (Словарь иностранных слов).
5. Объясните происхождение названия: 1 конверт - реки Ориноко; 2 конверт - горной системы Анды; 3 конверт - озера Балхаш (Топонимический словарь).
6. Объясните фразеологизмы: 1 конверт - «бить челом»; 2 конверт - «положить зубы на полку»; 3 конверт - «без царя в голове» (Школьный фразеологический словарь русского языка).
7. Найти материал: 1 конверт - о Даниловском монастыре Москвы; 2 конверт - о Коломенском; 3 конверт -о Китай-городе? Краткое описание 3-4 предложения (Энциклопедия «Москва»).
Индивидуальная работа: блиц-опрос (дополнительные очки каждой команде, по 1 баллу за каждый правильный ответ):
Как переводится слово «энциклопедия»?
Какие бывают энциклопедии?
По какому принципу расположен материал в энциклопедиях?
Какое знаменитое издание вышло в 1863-1866 годах?
Как назывались первые словари?
Какие словари вы запомнили?
Какой словарь создал С.И. Ожегов?
5 этап – Подведение итогов. Награждение.
Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи; учитывать разные мнения при работе в команде; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Подсчитать количество баллов и по результатам выполненных заданий наградить победителей, остальные дети награждаются грамотами. Ответить на все вопросы учащихся и объяснить все ошибки. Посоветовать нужную литературу для дальнейшего использования по пройденным темам.
Я довольна вашими результатами работы. Всем командам большое спасибо. Жду вас в нашей библиотеке! До свидания!
Список литературы:
1. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. сост. Д.И. Трайдак. – 2-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223с., ил.2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2014. - 342 с.
3. Словари-онлайн https://povto.ru/
4. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
5. Энциклопедия для детей «Что такое. Кто такой» http://padaread.com/
6. Энциклопедия животного мира/пер с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, М.А.Митрофановой и др. - М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126с., ил.
Документы: Загрузить
Теги:
Детальное описание: Выпускная работа на тему:
«Знакомство со справочной литературой»
для учащихся 4 классов
Автор занятия: Базанова Ирина Владимировна, ГБОУ Школа №2127 г. Москвы
Класс: 4 класс
Тема занятия: Знакомство детей со справочной литературой.
Содержательная цель: познакомить с различными видами справочной литературы, рассказать об их многообразии и назначении каждого, показать необходимость постоянного обращения к ним в процессе учебы.
Деятельностная цель: закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, находить нужную информацию в различных справочных изданиях, воспитывать культуру работы с книгой.
Задачи занятия:
- сформировать представление о многообразии различных энциклопедий, словарей и справочников;
- познакомить с самыми известными справочными ресурсами;
- создать условия для использования справочной литературы и поиска нужной информации.
Планируемые результаты:
- воспитать готовность к самостоятельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации и находить нужную;
- развить умение применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку;
- сформировать культуру речи, правильное произношение;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Методы обучения по дидактической цели:
- приобретение новых знаний;
- применение новых знаний;
- закрепление и проверка знаний и умений.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- беседа с наглядной демонстрацией материала (слайды презентации);
- работа со справочной литературой;
- практическая совместная деятельность;
- анализ результатов практической деятельности;
- поощрение, награждение.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, конверты с заданиями для учащихся, выставка словарей и энциклопедий.
Этапы занятия:
1 этап – Вступительное слово педагога
2 этап – Энциклопедии
3 этап – Словари и справочники
4 этап – Закрепление материала. Практическая работа учащихся.
5 этап – Подведение итогов. Награждение.
1 этап – Вступительное слово педагога.
Слайд 1
Дорогие ребята, я рада нашей встречи в стенах школьной библиотеки. Цель нашего урока познакомиться со справочной литературой.
Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает очень много вопросов. Ведь вы пришли в школу не только для того, чтобы научиться писать и считать, но и как можно больше узнать об окружающем нас мире. Каждого человека окружает огромный поток информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Возникает проблема – как найти нужную информацию? Если вы не знаете, как правильно написать слово, произнести его, не знаете, что оно означает, не можете найти ответ на заданный вопрос или тему. Или вам нужно написать доклад или сочинение.
Справочная литература - это книги, которые можно начинать читать с любого места, даже с конца, в них можно заглянуть, чтобы узнать значение того или иного слова, или узнать, как оно звучит и пишется, а можно прочитать небольшой рассказ о каком-то историческом событии, городе или знаменитом человеке.
2 этап – Энциклопедии.
Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Слайд 3
С чего начинается любое открытие? Всякая наука начинается с вопроса: «Почему?» Быть почемучкой похвально и помогает развивать и познавать мир. Чем чащезадается этот вопрос и находится на него ответ, тем образованнее человек становится. А какие книги в этом могут помочь?
А вот и я.
И без меня никак нельзя: Во мне:
Пять тысяч где,
Семь тысяч как.
Сто тысяч почему
А как зовусь я?
(Энциклопедия)
Попросить рассказать ребят, какие справочные издания есть в домашних библиотеках.
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, а, по крайней мере, в одну книгу - справочное бюро, были сделаны ещё в древнем Египте.
Именно о них египтяне говорили: «Эти книги сделают умными и обучат невежду, помогая ему узнать всё».
С тех пор прошло более 4 тысяч лет. За это время человечество создало большое число энциклопедий, а в русском языке даже появилось выражение «ходячая энциклопедия». Как вы думаете, кого так называют?
Конечно же, так говорят о человеке, много знающем. Слово «энциклопедия» родилось в Древней Греции. В переводе на русский язык оно означает «круг знаний». Это самая главная справочная книга.
Цель любой энциклопедии – собрать знания, разбросанные по свету, содержащиеся в разных книгах, исследованиях, систематизировать их, проверить сообщаемые сведения, указать источник получения информации.
Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них расположены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получиться книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой книгой, ее разбили на части-тома. К каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова - названия статей, которыми начинается и заканчивается том (примеры - БСЭ, «Что такое? Кто такой?»). Сейчас над выпуском энциклопедий трудится целая армия специалистов. Так БСЭ готовили 15. 820 авторов из 35 стран мира. Всё это разместилось в 30 томах.
1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке
2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска.
3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска.
4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.
5. В конце каждого тома есть справочный аппарат.
Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Я познаю мир». Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем - от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только одной теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу.
Материал в книге расположен очень удобно: по алфавиту от «А» до «Я» как фамилии учеников в классном журнале. Обо всем здесь рассказано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице - цветные картинки, фотографии, портреты ученых.
Этот зеленый красавец находится в Индийском ботаническом саду в городе Хаури и, честно говоря, больше похож на парк или рощу. Возможно, именно поэтому баньян еще называют «дерево-лес», ведь у него не один, а тысячи стволов. Сейчас Великому баньяну около 300 лет. Он имеет 3300 воздушных корней!
А вот на Филиппинах и на Шри-Ланке по пальмовым стволам ползают змеи из рода хризопелеа. Ползут вверх…а слезть не могут. Приходится лететь – растопырить в стороны ребра, втянуть живот, вытянуться палкой и спланировать с высоты 20 метров. Получается совсем неплохо для змеи!
Георгий Юрмин написал книгу «Про тетрадь и карту, карандаш и парту”, которая поможет вам во новому взглянуть на совсем, казалось бы, простые вещи.
Например, я сейчас вам расскажу об одном предмете, знакомом каждому ученику. Есть такая поговорка: “Что написано пером, того не вырубишь топором”. Он же вырубает и карандашный штрих, и чернильную кляксу, да как аккуратно это делает! Что же это за предмет? Да конечно же ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, ребята, что скоро ластику исполнится триста лет? А из чего сделали ластик?
Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта. Так что ластик наш - картофельный, или нефтяной, или опилочный. Чтобы он лучше стирал буквы и рисунки, к каучуку примешивают мел и стеклянную пудру. Поэтому ластик с легкостью уничтожает не только следы карандаша, он сдирает и верхний слой бумаги.
Все рассказы в книге Г. Юрмина небольшие и очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита. Сколько нового вам еще предстоит узнать!
Энциклопедии можно использовать при подготовке к урокам. Ведь они расскажут вам о том, что вы не найдёте на страницах учебника или для занятий кружка, для написания рефератов и докладов.
3 этап – Словари и справочники.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; находить, анализировать и сравнивать полученную информацию; выделять существенную информацию из читаемых текстов; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Слайд 18
А теперь мы поговорим о словарях. Казалось бы, что может быть скучнее, чем чтение словарей. На самом же деле, если найти верный ключ к этим кладовым слов, их изучение и чтение может порой оказаться увлекательнее любого детектива.
Сейчас мы узнаем, как и когда появились толковые словари.
Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные еще в средние века.
В России первыми справочными книгами были «азбуковники». Содержание их было чрезвычайно разнообразно. Там были статьи о странах, городах, звездах… Свое название они получили от того, что слова располагались в алфавитном порядке, то есть «по азбуке». Отсюда и название «Азбуковники». Они появились в 16-18вв. А вот первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 году. Назывался он «Лексикон».
Пожалуй, самый знаменитый словарь русского языка собрал и выпустил замечательный русский учёный Владимир Иванович Даль. Он собрал воедино все устное богатство русского народа – сотни тысяч слов и десятки тысяч разнообразных пословиц, поговорок, загадок. 50 лет собирал, составлял и совершенствовал он свой словарь.
Словарь содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок, загадок и присказок. Появился четырёхтомник «Толковый словарь живого великорусского языка» ещё при жизни самого составителя в 1863 – 1866 гг. И с тех пор неоднократно издавался.
Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их созданием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей.
Словари многочисленны и разнообразны они бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.
На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей: англо-русский, русско-английский, русско-испанский, немецко-русский и т. д. Чтобы перечислить все двуязычные словари, издаваемые в нашей стране и за рубежом, потребуется целая книга.
Но сегодня мы поговорим об одноязычных словарях. Причём, о тех, в которых собраны богатства нашего великого и могучего русского языка. Словарей таких существует множество.
Зачем же нужны человеку, для которого русский язык является родным, словари русского языка? Давайте разберёмся. А лучше пусть словари сами расскажут о себе.
Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, обогатить свой словарный запас.
Слово доска пришло к нам из древнего Рима. Происходит оно от слова «дискус» - кружок, блюдо. То есть что-то круглое и светлое, а не прямоугольное и темное.
Портфель - слово французского происхождения, появилось в России в начале 20 века. Первая часть этого слова-«порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради.
Парад словарей русского языка можно было бы продолжить: ведь их существует множество, и все они востребованы.
А может ли человек знать все слова родного языка?
Учёные решительно заявляют: ни один человек в мире не знает всех слов своего родного языка. Даже значение слов литературного языка вряд ли знает один человек. Так словарь «Современного русского литературного языка» охватывает 150 тысяч слов, и публикация его потребовала 17 толстых томов
Обычно справочники бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника".
Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться «Предметным указателем».
Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова. Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.
4 этап – Закрепление материала. Практическая работа учащихся.
Задачи этапа: сформировать навыки работы со словарями и энциклопедиями, быстро находить нужную информацию. Работа со словарями, правильное и грамотное их использование.Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи; учитывать разные мнения при работе в команде; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; находить, анализировать и сравнивать полученную информацию; выделять существенную информацию из читаемых текстов; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Групповая работа:
Разделить класс на 3 команды. Каждой команде выдать по конверту с заданием. Первая команда правильно и быстрее всех выполнившая задание получает - 15 баллов, вторая – 12 баллов и третья – 9 баллов.
1. Найдите ответы на вопросы:
- К какому семейству относится: 1 конверт – арбуз; 2 конверт – дыня; 3 конверт – тыква.
- Где находится их родина?
- Чем они полезны человеку?
(«Энциклопедический словарь юного земледельца»)
2. Где нужно поставить ударение в словах: 1 конверт - туфля, досуг, шофер; 2 конверт - баловать, кашлянуть, ломоть; 3 конверт - жалюзи, щавель, каталог (Орфографический, орфоэпический словари).
3. Объясните значение слов: 1 конверт - чучело, гирлянда; 2 конверт - свирель, закладка; 3 конверт - промокашка, кувшин (любой толковый словарь русского языка).
4. Объясните значение иностранных слов: 1 конверт - авантюра, каллиграфия; 2 конверт - цунами, трюмо; 3 конверт - круиз, вернисаж (Словарь иностранных слов).
5. Объясните происхождение названия: 1 конверт - реки Ориноко; 2 конверт - горной системы Анды; 3 конверт - озера Балхаш (Топонимический словарь).
6. Объясните фразеологизмы: 1 конверт - «бить челом»; 2 конверт - «положить зубы на полку»; 3 конверт - «без царя в голове» (Школьный фразеологический словарь русского языка).
7. Найти материал: 1 конверт - о Даниловском монастыре Москвы; 2 конверт - о Коломенском; 3 конверт -о Китай-городе? Краткое описание 3-4 предложения (Энциклопедия «Москва»).
Индивидуальная работа: блиц-опрос (дополнительные очки каждой команде, по 1 баллу за каждый правильный ответ):
Как переводится слово «энциклопедия»?
Какие бывают энциклопедии?
По какому принципу расположен материал в энциклопедиях?
Какое знаменитое издание вышло в 1863-1866 годах?
Как назывались первые словари?
Какие словари вы запомнили?
Какой словарь создал С.И. Ожегов?
5 этап – Подведение итогов. Награждение.
Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи; учитывать разные мнения при работе в команде; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.Регулятивные УУД: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении заданий; выполнять учебные действия в различных формах; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Подсчитать количество баллов и по результатам выполненных заданий наградить победителей, остальные дети награждаются грамотами. Ответить на все вопросы учащихся и объяснить все ошибки. Посоветовать нужную литературу для дальнейшего использования по пройденным темам.
Я довольна вашими результатами работы. Всем командам большое спасибо. Жду вас в нашей библиотеке! До свидания!
Список литературы:
1. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. сост. Д.И. Трайдак. – 2-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223с., ил.2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2014. - 342 с.
3. Словари-онлайн https://povto.ru/
4. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
5. Энциклопедия для детей «Что такое. Кто такой» http://padaread.com/
6. Энциклопедия животного мира/пер с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, М.А.Митрофановой и др. - М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126с., ил.
Детальная картинка:
Начало активности (дата):