Тема: «Закрепляем знания о винительном падеже»

Начальное основное общее образование

Лагуткина Елена Алексеевна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №1179 г. Москвы

Тема: «Закрепляем знания о винительном падеже»
Цель урока: закрепление темы винительного падежа на лексическом материале "Животный мир". Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста "Ёж-спаситель" Виталия Бианки.

Задачи:
- формировать умение определять винительный падеж слов;
- отличать винительный падеж от родительного (выявить несколько способов различения падежей);
- характеризовать имя существительное как часть речи и как член предложения (в именительном падеже работает подлежащим;
в других падежах - второстепенный член предложения);
- развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
- развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку, как иностранному и истории России.

Планируемые результаты: 
личностные УУД
-ориентироваться на учет чужой точки зрения;
-оказывать интеллектуальную помощь героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
регулятивные УУД
-выполнять оценку и самооценку по эталону;
-анализировать полученный результат;
познавательные УУД:
-уметь работать с таблицей;
-анализировать информацию, представленную в табличной форме;
-делать выводы и обобщать;
коммуникативные УУД:
-читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Ход урока:

1 этап. Организационный.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем читать новый интересный текст о животных. Вы узнаете, какие чудеса иногда случаются в природе. Но сначала мы немножко потренируемся, сделаем упражнения, и нам будет легче понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить и слушать.

2 этап. Фонетическая зарядка.
Дифференциация звуков з и с.

Упражнение 1.
Повторите слоговые ряды:
“за — са — за”     “са — за — за”    “са — са — за”
“са — за — са”    “за — са — са”    “за — за — са”
(Ряды представлены учащимся визуально. Учитель читает, учащиеся хором повторяют. Затем учащиеся «по цепочке» читают эти же ряды)

Упражнение 2.
Игра “Скажи наоборот” (учитель произносит первые три слога, а учащийся должен продолжить правильно свои слоги):
“су — су — су” (“зу — зу — зу”)
“са — са — са”
“со — со — со”
“си — си — си”
“се — се — се”

Упражнение 3.
Выберите “лишнее” слово:
Ко_а, ва_а, о_а, гро_а;
О_ина, кар_ина, ки_ти, ко_а.

Упражнение 4.
Произнесите слова, выделяя з и с интонацией:
гроза — сабля;
зима — сачок;
морозец — лиса;
значок — сорока;
музыка — усы;
заноза — сапоги.

3 этап. Отработка лексического и грамматического материала.
Послушайте стихотворение, ребята!
Заскрипел медвежий бас:
— Кто гостил в избе у нас?
Кто за столиком сидел
И мои запасы съел?
Кто слизал сгущёнки слой?
Может быть, разбойник злой?
Сознавайся, кто слизал
И спасибо не сказал?
Повторяйте хором за мной строчки этого стихотворения. Слушаем, как мы произносим звуки з-с!

Вопросы к тексту прослушанного стихотворения:
·         Назовите героя этого стихотворения.
·         Найдите героя стихотворения на картинках.
·         Объясните, что такое изба?
·         Чья это была изба?
·         Что слизал непрошенный гость?
·         Где сидел загадочный гость?
·         Кто мог слизать сгущёнку?

Давайте вспомним, что вы знаете о животных, которые стали героями этого стихотворения.
·         Чей домик расположен на дереве?
·         Как называется этот домик?
·         Кто из них живет на земле?
·         Как называется его домик?
·         У кого есть жало?
·         У кого сильные лапы?
·         Кто из них умеет летать?
·         Кто из них на зиму впадает в спячку, засыпает до весны?
·         Как называют детей медведя?
·         Назовите детенышей других животных, используя такой же суффикс –ат-, -ят .

Этап 4. Повторение основной грамматической модели.
Винительный падеж: объект – направление деятельности.
(Кого? Что? Куда?)
Ответьте на вопросы:
Оса прилетела (куда?) __________
Медведь пришёл (куда?)___________
Оса слизала сладкое у (кого?) __________
Медведь заметил (что?) ______________

Физкультминутка.
Сделаем перерыв, встанем из-за парт и, повторяя слова знакомого стихотворения, выполним упражнения:

 Над волнами чайки кружат,
 Полетим за ними дружно.
 Брызги пены, шум прибоя,
 А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
 Мы теперь плывём по морю
 И резвимся на просторе.
 Веселее загребай
 И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Этап 5. Работа с текстом.

Предтекстовая подготовка.
Пришло время нам поработать с рассказом Виталия Бианки «Ёж-спаситель». Сегодня вы узнаете историю про ежа-защитника. Но прежде давайте поработаем с новыми словами:
·         Спаситель – тот, кто приходит на помощь слабому, помогает, спасает.
·         Накинуть платье – быстро одеться
·         Босиком – без обуви, голыми ногами.
·         Живо – быстро, без труда.
·         Зафуфукал – котенок замяукал, щенок залаял, воробей зачирикал, а еж зафуфукал, т.е. заговорил на своем языке.
·         Зигзаг – не прямая, изогнутая линия.
·         Ядовитый – опасный для жизни.
·         Руки-ноги отнимаются – почувствовать слабость, неуверенность, испугаться.
·         Засеменить – побежать, делая маленькие шаги, быстро перебирать лапками.
·         Свернулся в клубок – ёж не убегает от опасности, а сворачивается так, что выставляет вокруг себя иголки. Когда опасность минует, он разворачивается.

А теперь я буду читать текст, а вы следите за ударениями в словах.

Еж-спаситель
1. Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье и босиком побежала в лес.
В лесу было много земляники. Маша живо набрала корзинку и побежала домой. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога до крови укололась об острые колючки.
2.Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал.
Маша заплакала, села на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги. Ёж замолчал.
3. Вдруг прямо на Машу ползет большая серая змея с черным зигзагом на спине – ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползет к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.
4. Тут вдруг ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на него. Но ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Ёж бросился за ней, схватил зубами за голову и наступил ей на спину лапкой.
А Маша вскочила и убежала домой.

Притекстовые вопросы.
А теперь мы будем читать текст по очереди и отвечать на вопросы.
1 часть.
·         Когда проснулась Маша?
·         Куда торопилась Маша?
·         Что она собирала в лесу?
·         Во что Маша собирала землянику?
·         Почему Маша поскользнулась?
·         Обо что Маша укололась?
2 часть
·         Чьи же были колючки?
·         Почему Маша заплакала?
·         Почему ёж не убежал?
3 часть
·         Кто испугал Машу?
·         Как выглядит гадюка?
·         Какой у нее язык?
4 часть
·         Зачем ёж побежал к гадюке?
·         Кто победил в этом бою?
·         Как ёж победил гадюку?
·         Почему гадюка не смогла победить ежа?
·         Почему рассказ называется «Ёж-спаситель»? Кого спас ёж?

Послетекстовые задания.
Задайте вопросы к словам, выделенным в тексте, используя модель:
·         Что рано утром надела на себя Маша?
Маша надела на себя платье.
·         Куда Маша побежала за ягодами?
Маша побежала в лес.

6 этап. Подведение итогов урока.
О каком животном говорили мы сегодня на уроке? Кем был еж в стихотворении, которое мы слушали? Кем стал ёж в рассказе Виталия Бианки? А вы встречали ежа в природе? Расскажите о этой встрече.

Домашнее задание.
Прочитайте текст, подготовьте его пересказ, нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Библиография.
1.     Никифорова Е.П., Капустина Г.А. Обучение русскому глаголу. «Дрофа» 2010
2.     Практическая методика обучения русскому языку как иностранному под ред. А.Н. Щукина. М., 2003.
3.     http://www.kiddybook.ru
4.     http://www.gramota.ru/
5.     http://kidportal.ru/
6.     В.Бианки Лесная газета. М, 2010
7.     http://log1.ru/
8.     http://www.langrus.ru

Теги: 

Детальное описание: 

Тема: «Закрепляем знания о винительном падеже»
Цель урока: закрепление темы винительного падежа на лексическом материале "Животный мир". Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста "Ёж-спаситель" Виталия Бианки.

Задачи:
- формировать умение определять винительный падеж слов;
- отличать винительный падеж от родительного (выявить несколько способов различения падежей);
- характеризовать имя существительное как часть речи и как член предложения (в именительном падеже работает подлежащим;
в других падежах - второстепенный член предложения);
- развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
- развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку, как иностранному и истории России.

Планируемые результаты: 
личностные УУД
-ориентироваться на учет чужой точки зрения;
-оказывать интеллектуальную помощь героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
регулятивные УУД
-выполнять оценку и самооценку по эталону;
-анализировать полученный результат;
познавательные УУД:
-уметь работать с таблицей;
-анализировать информацию, представленную в табличной форме;
-делать выводы и обобщать;
коммуникативные УУД:
-читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Ход урока:

1 этап. Организационный.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем читать новый интересный текст о животных. Вы узнаете, какие чудеса иногда случаются в природе. Но сначала мы немножко потренируемся, сделаем упражнения, и нам будет легче понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить и слушать.

2 этап. Фонетическая зарядка.
Дифференциация звуков з и с.

Упражнение 1.
Повторите слоговые ряды:
“за — са — за”     “са — за — за”    “са — са — за”
“са — за — са”    “за — са — са”    “за — за — са”
(Ряды представлены учащимся визуально. Учитель читает, учащиеся хором повторяют. Затем учащиеся «по цепочке» читают эти же ряды)

Упражнение 2.
Игра “Скажи наоборот” (учитель произносит первые три слога, а учащийся должен продолжить правильно свои слоги):
“су — су — су” (“зу — зу — зу”)
“са — са — са”
“со — со — со”
“си — си — си”
“се — се — се”

Упражнение 3.
Выберите “лишнее” слово:
Ко_а, ва_а, о_а, гро_а;
О_ина, кар_ина, ки_ти, ко_а.

Упражнение 4.
Произнесите слова, выделяя з и с интонацией:
гроза — сабля;
зима — сачок;
морозец — лиса;
значок — сорока;
музыка — усы;
заноза — сапоги.

3 этап. Отработка лексического и грамматического материала.
Послушайте стихотворение, ребята!
Заскрипел медвежий бас:
— Кто гостил в избе у нас?
Кто за столиком сидел
И мои запасы съел?
Кто слизал сгущёнки слой?
Может быть, разбойник злой?
Сознавайся, кто слизал
И спасибо не сказал?
Повторяйте хором за мной строчки этого стихотворения. Слушаем, как мы произносим звуки з-с!

Вопросы к тексту прослушанного стихотворения:
·         Назовите героя этого стихотворения.
·         Найдите героя стихотворения на картинках.
·         Объясните, что такое изба?
·         Чья это была изба?
·         Что слизал непрошенный гость?
·         Где сидел загадочный гость?
·         Кто мог слизать сгущёнку?

Давайте вспомним, что вы знаете о животных, которые стали героями этого стихотворения.
·         Чей домик расположен на дереве?
·         Как называется этот домик?
·         Кто из них живет на земле?
·         Как называется его домик?
·         У кого есть жало?
·         У кого сильные лапы?
·         Кто из них умеет летать?
·         Кто из них на зиму впадает в спячку, засыпает до весны?
·         Как называют детей медведя?
·         Назовите детенышей других животных, используя такой же суффикс –ат-, -ят .

Этап 4. Повторение основной грамматической модели.
Винительный падеж: объект – направление деятельности.
(Кого? Что? Куда?)
Ответьте на вопросы:
Оса прилетела (куда?) __________
Медведь пришёл (куда?)___________
Оса слизала сладкое у (кого?) __________
Медведь заметил (что?) ______________

Физкультминутка.
Сделаем перерыв, встанем из-за парт и, повторяя слова знакомого стихотворения, выполним упражнения:

 Над волнами чайки кружат,
 Полетим за ними дружно.
 Брызги пены, шум прибоя,
 А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
 Мы теперь плывём по морю
 И резвимся на просторе.
 Веселее загребай
 И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Этап 5. Работа с текстом.

Предтекстовая подготовка.
Пришло время нам поработать с рассказом Виталия Бианки «Ёж-спаситель». Сегодня вы узнаете историю про ежа-защитника. Но прежде давайте поработаем с новыми словами:
·         Спаситель – тот, кто приходит на помощь слабому, помогает, спасает.
·         Накинуть платье – быстро одеться
·         Босиком – без обуви, голыми ногами.
·         Живо – быстро, без труда.
·         Зафуфукал – котенок замяукал, щенок залаял, воробей зачирикал, а еж зафуфукал, т.е. заговорил на своем языке.
·         Зигзаг – не прямая, изогнутая линия.
·         Ядовитый – опасный для жизни.
·         Руки-ноги отнимаются – почувствовать слабость, неуверенность, испугаться.
·         Засеменить – побежать, делая маленькие шаги, быстро перебирать лапками.
·         Свернулся в клубок – ёж не убегает от опасности, а сворачивается так, что выставляет вокруг себя иголки. Когда опасность минует, он разворачивается.

А теперь я буду читать текст, а вы следите за ударениями в словах.

Еж-спаситель
1. Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье и босиком побежала в лес.
В лесу было много земляники. Маша живо набрала корзинку и побежала домой. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога до крови укололась об острые колючки.
2.Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал.
Маша заплакала, села на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги. Ёж замолчал.
3. Вдруг прямо на Машу ползет большая серая змея с черным зигзагом на спине – ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползет к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.
4. Тут вдруг ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на него. Но ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Ёж бросился за ней, схватил зубами за голову и наступил ей на спину лапкой.
А Маша вскочила и убежала домой.

Притекстовые вопросы.
А теперь мы будем читать текст по очереди и отвечать на вопросы.
1 часть.
·         Когда проснулась Маша?
·         Куда торопилась Маша?
·         Что она собирала в лесу?
·         Во что Маша собирала землянику?
·         Почему Маша поскользнулась?
·         Обо что Маша укололась?
2 часть
·         Чьи же были колючки?
·         Почему Маша заплакала?
·         Почему ёж не убежал?
3 часть
·         Кто испугал Машу?
·         Как выглядит гадюка?
·         Какой у нее язык?
4 часть
·         Зачем ёж побежал к гадюке?
·         Кто победил в этом бою?
·         Как ёж победил гадюку?
·         Почему гадюка не смогла победить ежа?
·         Почему рассказ называется «Ёж-спаситель»? Кого спас ёж?

Послетекстовые задания.
Задайте вопросы к словам, выделенным в тексте, используя модель:
·         Что рано утром надела на себя Маша?
Маша надела на себя платье.
·         Куда Маша побежала за ягодами?
Маша побежала в лес.

6 этап. Подведение итогов урока.
О каком животном говорили мы сегодня на уроке? Кем был еж в стихотворении, которое мы слушали? Кем стал ёж в рассказе Виталия Бианки? А вы встречали ежа в природе? Расскажите о этой встрече.

Домашнее задание.
Прочитайте текст, подготовьте его пересказ, нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Библиография.
1.     Никифорова Е.П., Капустина Г.А. Обучение русскому глаголу. «Дрофа» 2010
2.     Практическая методика обучения русскому языку как иностранному под ред. А.Н. Щукина. М., 2003.
3.     http://www.kiddybook.ru
4.     http://www.gramota.ru/
5.     http://kidportal.ru/
6.     В.Бианки Лесная газета. М, 2010
7.     http://log1.ru/
8.     http://www.langrus.ru

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):