Художественный текст для 4 класса «История с азбукой»

Начальное основное общее образование

Царькова Ольга Александровна

Царькова Ольга Александровна

Проектная работа

Художественный текст для 4 класса

Источник – художественная литература

Время выполнения: 30 мин

Прочитай внимательно текст и выполни задания.

«История с азбукой»

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмот­реть за её сыном. Всё-таки первое сентября — пер­вый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка,— говорю,— почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске ме­лом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух ба­бушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

—    А мы с тобой,— говорю,— голодные. Не по­ра ли и нам домой?

—    Нет,— отвечает.— Я домой не пойду,

—    Что же, ночевать здесь будешь?

—    Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у ме­ня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты,— говорю,— если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

—    Можешь ты сказать,— закричал я,— что у тебя случилось?

—    Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на ска­мейке сидел маленький мальчик.

—    Ну и что же?

—    А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить,

—    Сильна ты обещать,— сказал я.— В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу за­кончишь в один год? Сильна врать!

—    Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

—    Буквы учат целый год. Это непростое дело.

—    У   нас папа с мамой уехали далеко, а Серё­жа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного

времени. А я ему сказала: вот пой­ду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки,— говорю,— это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы.— Я по­дошёл к доске и написал букву «А». Печатную.— Это буква   «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь,— говорю,— пойдём к твоему бра­ту, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату, Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, паль­цы подушечками, и тёплая. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и бол­тает ногами. Делает вид, что нас не видит.

—    Слушай,— говорю,— старина! Как бы тебе это объяснить… Ну, в общем, чтоб

человеку выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

—    Значит, не выучила? — Он вызывающе по­смотрел на сестру.— Нечего было обещать.

—    Мы писали палки весь день,— с отчаянием сказала девочка.— А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шала­шиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

—    Слушай,— говорю,— ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

—    Я весь день на память письмо маме сочи­нял,— сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия,— говорю.— Я се­годня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка,— Мы жи­вём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно,— ответил Серёжа.— Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехид­ный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

—    Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа.— Надо учиться целый год.

—    Значит, плакали ваши письма,— сказал мальчишка.— И плакала ваша Сибирь.

—    Ничего не плакала,— ответил Серёжа,— У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

—    Всё ты врёшь,— сказал мальчишка.— Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание. Ещё минута, и должен был раздаться побед­ный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и про­сунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой,— сказал я.— Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открыл­ся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хо­рошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

(По   В.Железникову)

А1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что: 1)    Не нужно никогда давать невыполнимых обещаний. 2)    Если поддержишь кого-либо в беде, сам чувствуешь радость. 3)    Родители должны всегда быть рядом со своими с детьми. 4)    Если сделаешь доброе дело, непременно прославишься.

А2. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что первоклассница сказала Юре в ответ на угрозу вызвать скорую помощь: «Ну и хорошо. Поеду в больницу», потому что: 1)    Она была ненормальная. 2)    В отличие от Юры, она совсем не боялась врачей. 3)    Она была сильна врать. 4)    Не хотела встречаться с братом, не выполнив обещания.

А3. В какой сборник можно включить этот текст? 1) Рассказы о великих людях. 2) Сказочные истории. 3) Рассказы о дружбе. 4) Мифы и легенды народов мира.

В1. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца,

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) ехидный

А) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье

2) трагедия

Б) пьеса, изображающая напряжённую борьбу персонажей и заканчивающаяся обычно гибелью героя

3) «заливать»

В) язвительный, зло насмехающийся над кем-либо

Г) обманывать, фантазировать

Д) покрывать сплошь водой или другой жидкостью

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера

Примеры - подтверждения

1)

1)

2)

2)

Задание А1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

Проверка умения интерпретации текста (определение главной мысли). Базовый уровень трудности задания.     

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 1

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание А2. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что первоклассница сказала Юре в ответ на угрозу вызвать скорую помощь: «Ну и хорошо. Поеду в больницу», потому что:

Проверка умения интерпретации текста (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Базовый уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 4

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание А3. В какой сборник можно включить этот текст?

Проверка умения определять тип книги, из которой взят текст. Умение интерпретировать информацию, не явно заданную в тексте.

Базовый уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 3

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание В1. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

Проверка умения объяснять значение встретившихся в тексте слов.

Повышенный уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 1В, 2А, 3Г

Выбраны три верных варианта ответа и никакие другие

3

Два варианта отмечены верно; нет вариантов, отмеченных ошибочно.

2

Один вариант отмечен верно; нет вариантов, отмеченных ошибочно.

1

Дан неверный ответ или нет ответа.

0

                                                                Максимальный бал

3

Задание С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Проверка умения сформулировать личное мнение и аргументировать его. Высокий уровень трудности задания.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

Баллы

Ответ:

Черты характера

Примеры - подтверждения

1) ответственность, совестливость

1)    стремление выполнить просьбу соседки

2)    не смог оставить в одиночестве плачущую девочку

2) доброта, заботливость

1)    пытался отвлечь девочку от грустных мыслей.

2)    Заступился за нее перед братом

3)    Обещал детям написать письмо их родителям

4)    Не дал мальчишке ехидничать по отношению к Серёже

Содержание верного ответа

Баллы

Дан правильный ответ и приведен соответствующий ему пример из текста.

2

Дан правильный ответ, но приведённый пример неверный или отсутствует или приведен верный пример из текста, но ответ отсутствует.

1

Другие варианты ответа

0

                                                                Максимальный бал

2

Теги: 

Детальное описание: Царькова Ольга Александровна

Проектная работа

Художественный текст для 4 класса

Источник – художественная литература

Время выполнения: 30 мин

Прочитай внимательно текст и выполни задания.

«История с азбукой»

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмот­реть за её сыном. Всё-таки первое сентября — пер­вый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка,— говорю,— почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске ме­лом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух ба­бушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

—    А мы с тобой,— говорю,— голодные. Не по­ра ли и нам домой?

—    Нет,— отвечает.— Я домой не пойду,

—    Что же, ночевать здесь будешь?

—    Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у ме­ня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты,— говорю,— если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

—    Можешь ты сказать,— закричал я,— что у тебя случилось?

—    Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на ска­мейке сидел маленький мальчик.

—    Ну и что же?

—    А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить,

—    Сильна ты обещать,— сказал я.— В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу за­кончишь в один год? Сильна врать!

—    Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

—    Буквы учат целый год. Это непростое дело.

—    У   нас папа с мамой уехали далеко, а Серё­жа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного

времени. А я ему сказала: вот пой­ду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки,— говорю,— это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы.— Я по­дошёл к доске и написал букву «А». Печатную.— Это буква   «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь,— говорю,— пойдём к твоему бра­ту, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату, Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, паль­цы подушечками, и тёплая. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и бол­тает ногами. Делает вид, что нас не видит.

—    Слушай,— говорю,— старина! Как бы тебе это объяснить… Ну, в общем, чтоб

человеку выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

—    Значит, не выучила? — Он вызывающе по­смотрел на сестру.— Нечего было обещать.

—    Мы писали палки весь день,— с отчаянием сказала девочка.— А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шала­шиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

—    Слушай,— говорю,— ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

—    Я весь день на память письмо маме сочи­нял,— сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия,— говорю.— Я се­годня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка,— Мы жи­вём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно,— ответил Серёжа.— Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехид­ный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

—    Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа.— Надо учиться целый год.

—    Значит, плакали ваши письма,— сказал мальчишка.— И плакала ваша Сибирь.

—    Ничего не плакала,— ответил Серёжа,— У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

—    Всё ты врёшь,— сказал мальчишка.— Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание. Ещё минута, и должен был раздаться побед­ный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и про­сунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой,— сказал я.— Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открыл­ся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хо­рошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

(По   В.Железникову)

А1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что: 1)    Не нужно никогда давать невыполнимых обещаний. 2)    Если поддержишь кого-либо в беде, сам чувствуешь радость. 3)    Родители должны всегда быть рядом со своими с детьми. 4)    Если сделаешь доброе дело, непременно прославишься.

А2. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что первоклассница сказала Юре в ответ на угрозу вызвать скорую помощь: «Ну и хорошо. Поеду в больницу», потому что: 1)    Она была ненормальная. 2)    В отличие от Юры, она совсем не боялась врачей. 3)    Она была сильна врать. 4)    Не хотела встречаться с братом, не выполнив обещания.

А3. В какой сборник можно включить этот текст? 1) Рассказы о великих людях. 2) Сказочные истории. 3) Рассказы о дружбе. 4) Мифы и легенды народов мира.

В1. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца,

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) ехидный

А) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье

2) трагедия

Б) пьеса, изображающая напряжённую борьбу персонажей и заканчивающаяся обычно гибелью героя

3) «заливать»

В) язвительный, зло насмехающийся над кем-либо

Г) обманывать, фантазировать

Д) покрывать сплошь водой или другой жидкостью

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера

Примеры - подтверждения

1)

1)

2)

2)

Задание А1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

Проверка умения интерпретации текста (определение главной мысли). Базовый уровень трудности задания.     

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 1

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание А2. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что первоклассница сказала Юре в ответ на угрозу вызвать скорую помощь: «Ну и хорошо. Поеду в больницу», потому что:

Проверка умения интерпретации текста (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Базовый уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 4

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание А3. В какой сборник можно включить этот текст?

Проверка умения определять тип книги, из которой взят текст. Умение интерпретировать информацию, не явно заданную в тексте.

Базовый уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 3

Выбран верный вариант ответа и никакие другие

1

Дан неверный ответ или нет ответа

0

                                                                Максимальный бал

1

Задание В1. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

Проверка умения объяснять значение встретившихся в тексте слов.

Повышенный уровень трудности задания.

Содержание верного ответа

Баллы

Ответ: 1В, 2А, 3Г

Выбраны три верных варианта ответа и никакие другие

3

Два варианта отмечены верно; нет вариантов, отмеченных ошибочно.

2

Один вариант отмечен верно; нет вариантов, отмеченных ошибочно.

1

Дан неверный ответ или нет ответа.

0

                                                                Максимальный бал

3

Задание С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Проверка умения сформулировать личное мнение и аргументировать его. Высокий уровень трудности задания.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

Баллы

Ответ:

Черты характера

Примеры - подтверждения

1) ответственность, совестливость

1)    стремление выполнить просьбу соседки

2)    не смог оставить в одиночестве плачущую девочку

2) доброта, заботливость

1)    пытался отвлечь девочку от грустных мыслей.

2)    Заступился за нее перед братом

3)    Обещал детям написать письмо их родителям

4)    Не дал мальчишке ехидничать по отношению к Серёже

Содержание верного ответа

Баллы

Дан правильный ответ и приведен соответствующий ему пример из текста.

2

Дан правильный ответ, но приведённый пример неверный или отсутствует или приведен верный пример из текста, но ответ отсутствует.

1

Другие варианты ответа

0

                                                                Максимальный бал

2

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):