Тема урока «Петр I — великий реформатор»

История

Чистякова Инна Александровна

Тема урока «Петр I - великий реформатор».


Предмет: история

Класс: 7

Учитель: Чистякова Инна Александровна

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цели, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
- вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
- Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;

Задачи:
- повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
- расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
- способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Повторение изученного учебного материала.

Данный этап предполагает:

Тип урока: комбинированный
Форма проведения: работа в группах.

Цели:
Познавательные: смогут познакомиться с основными понятиями темы Петр I – великий реформатор.

Воспитательные: смогут выразить свое отношение к учебному процессу, сформировать активное участие в процессе обучения; использовать содержательные возможности материала, формировать оценочные суждения, навыков работы в группе, способность к групповому взаимодействию.

Развивающие: смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности критического мышления.

Дидактическая цель.
Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели.


Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся;
•    обучающиеся занимают места по заранее расформированным группам
•    проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
На экран выводится портрет Петра I.

Слово учителя:

•    Итак, ребята, кто изображен на экране и как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о Петре I). Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Петр I.) 
•    Но такое название темы не совсем полное, давайте уточним, ответив на вопрос, «Как называют этого человека?» (Великий реформатор). (Учитель просит записать ребят тему урока в тетрадях: «Петр I -- великий реформатор».)
•    Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться эпохой Петра I, т.к. по теме «Петр I» это наш 2-ой урок, и я предлагаю определить, какой главный вопрос мы будем решать сегодня. Для этого скажите, пожалуйста, что вы бы ещё хотели узнать или уточнить о Петре I?
(Ученики предлагаю варианты)

Формулируется главный вопрос урока: Почему Петра I называют великом реформатором?

•    Как вы думаете, а какие задачи нам будет необходимо решить для того, чтобы ответить на этот вопрос? (Предложения детей)
•    Давайте на основе ваших предложений сформулируем основные задачи

1.Дать характеристику экономической, социальной, культурной и политической сферам жизни общества при Петре I
2. Познакомиться реформами Петра I

•    Хорошо, но для начала давайте вспомним основные положения уже изученного материала.  Для этого на ваших столах лежат листочки с тестовыми вопросами и вариантами ответов, возьмите их и подпишите. Мы с вами проведем тестирование по уже изученному материалу. Вам необходимо только выбрать правильный вариант ответа и отметить обвести его в кружок. Для выполнения задания вам даётся 5 минут. 

1.Что было решающим фактором формирования личности Петра?
а) общение с иностранцами
б) традиционное российское воспитание и образование
в) отсутствие контроля со стороны семьи
2. В каком году Петр I стал единоличным правителем России?
а) в 1676
б) в 1682
в) в 1696
г) в России
3. Самым первым из предложенных событий является:
а) участие Петра I в казнях стрельцов
б) Великое посольство
в) Азовские походы
4.Кто лишний в этом ряду?
а) Брант
б) Гордон
в) Лефорт
г) Софья
5. Годы Северной войны?
а) 1699-1721
б) 1700-1720
в) 1700-1721
6.Какая страна не была союзником России в Северной войне?
а) Дания
б) Англия
в) Речь Посполитая
7.В каком году произошло поражение под Нарвой?
а) 1698
б) 1699
в) 1700
8. Иван Мазепа – это:
а) друг Петра I
б) шведский король
в) гетман Украины
9. Причиной победы России в Северной войне не было:
а) народная молва, что Петр I - антихрист
б) открытие военно – учебных заведений
в) создание регулярной армии и флота
10.Результатом Северной войны было:
а) Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю
б) рекрутский набор
в) создание регулярной армии
Учитель: Молодцы! Теперь давайте проверим ваши тесты и выставим оценки.
Верно:
10-9 отметка «5»
8-7 отметка «4»
6-5 отметка «3»
4-1 отметка «2»

Учитель:
Замечательно! Но теперь, возвращаясь к главному вопросу урока «Почему Петра I называют великим реформатором», предлагаю выделить в данном вопросе главное слово. Какое?  (реформатор) Хорошо, а кто такой реформатор? (Ответы учащихся: человек, который проводит реформы.) а что такое реформа? (ответы учащихся – преобразование, изменение)
Если человека называют «великим реформатором», то в каких сферах жизни общества он проводит реформы? (ответы учащихся: экономической, политической, социальной и культурной).
Правильно! А для того, чтобы узнать какие реформы провел Петр I я предлагаю обратиться к учебнику и составить таблицу.
Записываем название таблицы «Реформы Петра I». Ребята, давайте разделим нашу таблицу на 4 колонки.


                                                               Реформы Петра I
Реформа    Причина    Содержание    Значение
Военная           
Центрального управления           
Феодального сословия           
Государственной службы           
Местного управления           
Городского управления           
Церковная           

Учитель: ребята, первая колонка у нас уже заполнена.
Теперь я предлагаю вам разделиться на группы. У каждой группы на столе лежит листок, на котором вам предстоит заполнить самостоятельно 3 оставшиеся колонки. Первая группа заполняет военную реформу, вторая центрального управления и т.д. После того, как вы завершите положите ручки на стол.
Ребята, давайте проверим, как вы заполнили пустые колонки.
(Дети предлагают свои варианты ответа)



Слово учителя:
Молодцы, все группы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.

Слово учителя:
Что мы сегодня узнали о Петре I? (Ответы учащихся)
Совместно с учителем дети составляют «Карту памяти», и записывают в тетрадь:


                                                 Реформы Петра I

•    Военная
•    Центрального управления
•    Феодального сословия
•    Государственной службы
•    Местного управления
•    Городского управления
•    Церковная
 
Слово учителя:
Ребята, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу. Почему Петра I называют великим реформатором? (Ответы учащихся). Мы ответили на наш главный вопрос.

Слово учителя:
1.    Составим «дерево настроения». Ребята, с каким настроением, чувствами и эмоциями вы уходите с сегодняшнего урока? Я предлагаю вам составить дерево настроения, воспользовавшись стикерами - листочками, которые лежат у вас на столах. Выберите подходящий для вашего настроения цвет листочка и прикрепите к веточкам нашего дерева.
Розовый цвет – мне сегодня всё удалось, восторженное настроение
зеленый цвет – мне было интересно, хорошее настроение
желтый цвет - я был не очень активен, спокойное настроение

1. Мини-сочинение «Как я оцениваю реформы Петра I»
2. Вспомнить и записать в тетрадь реформаторов российской истории.




Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Тема урока «Петр I - великий реформатор».


Предмет: история

Класс: 7

Учитель: Чистякова Инна Александровна

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цели, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
- вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
- Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;

Задачи:
- повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
- расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
- способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Повторение изученного учебного материала.

Данный этап предполагает:

Тип урока: комбинированный
Форма проведения: работа в группах.

Цели:
Познавательные: смогут познакомиться с основными понятиями темы Петр I – великий реформатор.

Воспитательные: смогут выразить свое отношение к учебному процессу, сформировать активное участие в процессе обучения; использовать содержательные возможности материала, формировать оценочные суждения, навыков работы в группе, способность к групповому взаимодействию.

Развивающие: смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности критического мышления.

Дидактическая цель.
Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели.


Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся;
•    обучающиеся занимают места по заранее расформированным группам
•    проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
На экран выводится портрет Петра I.

Слово учителя:

•    Итак, ребята, кто изображен на экране и как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о Петре I). Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Петр I.) 
•    Но такое название темы не совсем полное, давайте уточним, ответив на вопрос, «Как называют этого человека?» (Великий реформатор). (Учитель просит записать ребят тему урока в тетрадях: «Петр I -- великий реформатор».)
•    Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться эпохой Петра I, т.к. по теме «Петр I» это наш 2-ой урок, и я предлагаю определить, какой главный вопрос мы будем решать сегодня. Для этого скажите, пожалуйста, что вы бы ещё хотели узнать или уточнить о Петре I?
(Ученики предлагаю варианты)

Формулируется главный вопрос урока: Почему Петра I называют великом реформатором?

•    Как вы думаете, а какие задачи нам будет необходимо решить для того, чтобы ответить на этот вопрос? (Предложения детей)
•    Давайте на основе ваших предложений сформулируем основные задачи

1.Дать характеристику экономической, социальной, культурной и политической сферам жизни общества при Петре I
2. Познакомиться реформами Петра I

•    Хорошо, но для начала давайте вспомним основные положения уже изученного материала.  Для этого на ваших столах лежат листочки с тестовыми вопросами и вариантами ответов, возьмите их и подпишите. Мы с вами проведем тестирование по уже изученному материалу. Вам необходимо только выбрать правильный вариант ответа и отметить обвести его в кружок. Для выполнения задания вам даётся 5 минут. 

1.Что было решающим фактором формирования личности Петра?
а) общение с иностранцами
б) традиционное российское воспитание и образование
в) отсутствие контроля со стороны семьи
2. В каком году Петр I стал единоличным правителем России?
а) в 1676
б) в 1682
в) в 1696
г) в России
3. Самым первым из предложенных событий является:
а) участие Петра I в казнях стрельцов
б) Великое посольство
в) Азовские походы
4.Кто лишний в этом ряду?
а) Брант
б) Гордон
в) Лефорт
г) Софья
5. Годы Северной войны?
а) 1699-1721
б) 1700-1720
в) 1700-1721
6.Какая страна не была союзником России в Северной войне?
а) Дания
б) Англия
в) Речь Посполитая
7.В каком году произошло поражение под Нарвой?
а) 1698
б) 1699
в) 1700
8. Иван Мазепа – это:
а) друг Петра I
б) шведский король
в) гетман Украины
9. Причиной победы России в Северной войне не было:
а) народная молва, что Петр I - антихрист
б) открытие военно – учебных заведений
в) создание регулярной армии и флота
10.Результатом Северной войны было:
а) Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю
б) рекрутский набор
в) создание регулярной армии
Учитель: Молодцы! Теперь давайте проверим ваши тесты и выставим оценки.
Верно:
10-9 отметка «5»
8-7 отметка «4»
6-5 отметка «3»
4-1 отметка «2»

Учитель:
Замечательно! Но теперь, возвращаясь к главному вопросу урока «Почему Петра I называют великим реформатором», предлагаю выделить в данном вопросе главное слово. Какое?  (реформатор) Хорошо, а кто такой реформатор? (Ответы учащихся: человек, который проводит реформы.) а что такое реформа? (ответы учащихся – преобразование, изменение)
Если человека называют «великим реформатором», то в каких сферах жизни общества он проводит реформы? (ответы учащихся: экономической, политической, социальной и культурной).
Правильно! А для того, чтобы узнать какие реформы провел Петр I я предлагаю обратиться к учебнику и составить таблицу.
Записываем название таблицы «Реформы Петра I». Ребята, давайте разделим нашу таблицу на 4 колонки.


                                                               Реформы Петра I
Реформа    Причина    Содержание    Значение
Военная           
Центрального управления           
Феодального сословия           
Государственной службы           
Местного управления           
Городского управления           
Церковная           

Учитель: ребята, первая колонка у нас уже заполнена.
Теперь я предлагаю вам разделиться на группы. У каждой группы на столе лежит листок, на котором вам предстоит заполнить самостоятельно 3 оставшиеся колонки. Первая группа заполняет военную реформу, вторая центрального управления и т.д. После того, как вы завершите положите ручки на стол.
Ребята, давайте проверим, как вы заполнили пустые колонки.
(Дети предлагают свои варианты ответа)



Слово учителя:
Молодцы, все группы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.

Слово учителя:
Что мы сегодня узнали о Петре I? (Ответы учащихся)
Совместно с учителем дети составляют «Карту памяти», и записывают в тетрадь:


                                                 Реформы Петра I

•    Военная
•    Центрального управления
•    Феодального сословия
•    Государственной службы
•    Местного управления
•    Городского управления
•    Церковная
 
Слово учителя:
Ребята, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу. Почему Петра I называют великим реформатором? (Ответы учащихся). Мы ответили на наш главный вопрос.

Слово учителя:
1.    Составим «дерево настроения». Ребята, с каким настроением, чувствами и эмоциями вы уходите с сегодняшнего урока? Я предлагаю вам составить дерево настроения, воспользовавшись стикерами - листочками, которые лежат у вас на столах. Выберите подходящий для вашего настроения цвет листочка и прикрепите к веточкам нашего дерева.
Розовый цвет – мне сегодня всё удалось, восторженное настроение
зеленый цвет – мне было интересно, хорошее настроение
желтый цвет - я был не очень активен, спокойное настроение

1. Мини-сочинение «Как я оцениваю реформы Петра I»
2. Вспомнить и записать в тетрадь реформаторов российской истории.




Детальная картинка: 

Начало активности (дата):