Технологическая карта урока «Реформы Петра I»

История

Зинатуллина Миляуша Маратовна

Технологическая карта урока

Преподаватель: Зинатуллина Миляуша Маратовна

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Реформы Петра I»

Цель: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм жизни.

Задачи урока:

·        образовательная: познакомить с личностью Петра I, его реформами и его вкладом в развитие России;

·        развивающая: содействовать развитию умения выделять и находить главное в тексте, умений правильно обобщать данные и делать выводы;

·        воспитательная: воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Ресурсы:

·        компьютер, проектор, экран;

·        презентация по теме урока;

·        раздаточный материал.


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята!

История страны богата,

А мы о ней уж знаем очень маловато.

Будем на уроке стараться многое узнать,

Чтоб историю России знать на "5"!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



2.

Актуализация знаний.

- История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались они во времена Древней Руси? (Князья.)

Давайте вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

Выполним тест. (Приложение 1)

На прошлом уроке вы познакомились с таким великим человеком как Петр 1, мы знаем, что во время его правления произошло много изменений.

Выполняют тест.

Выполняют тест

Оценивают работу.


3.

Постановка учебной задачи.

При Петре I произошли большие изменения.

Отлично, как вы думайте, как будет звучать тема нашего урок?

Тема урока: «Реформы Петра 1»

- Какова же цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с реформами, которые проходили при Петре 1.

Как вы думайте, о чем мы будем говорить? С чем познакомимся на нашем уроке?

Я предлагаю вам составить план урока:

I.         Открыть новые знания о Петре 1

II.        Познакомиться с реформами Петра 1

(Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя.

Узнать о возникновении грамотности на Руси.


4.

Открытие новых знаний.

Перейдем к 1 пункту нашего плана.

У Алексея Михайловича - отца Петра - было ещё трое детей от первого брака: дочь Софья, сыновья Фёдор и Иван. Отец Петра скончался, когда Петру было лишь 3 года. На престол взошёл старший сын Алексея Михайловича от первого брака - Фёдор Алексеевич.

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с детством Петра, прочитав отрывки из рассказа Владимира Соловьёва "Первый император", используя приём маркировки текста. (Приложение 3)

"+" - новое

"-" - думал иначе

"V" – знал

- Итак, что узнали нового о детстве царевича Петра из текста?

- Что вы уже знали?

- О чём думали иначе?

Отлично, вы справились с данным заданием.

Обратимся к нашему плану, выполнили мы с вами первый пункт плана?

Перейдем ко второму пункту плана.

Первая реформа, которую мы рассмотрим будет касаться флота.

Сколько себя помнил царь Пётр I - его всегда интересовали корабли.

В 1697-1698 годах для изучения кораблестроения и других наук Пётр I под именем Петра Михайлова инкогнито поехал в Голландию учиться кораблестроению.

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть, как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. За умения, несвойственные знатным людям, Петра I прозвали царём-работником. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. На протяжении всего урока мы будем заполнять схему. (Приложение 4)

Перейдем к следующей реформе.

Прослушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник".

О каком городе он писал?

После первых побед в Северной войне государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал "Санкт-Петербургом", что означает "Святого Петра крепость". Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - Святого апостола Петра.

Шло время. Город рос, становился красивее и богаче.

- Кто был в Санкт-Петербурге?

- Чем запомнился этот город?

- Давайте посмотрим, как город выглядит сейчас.

- Кому захотелось побывать в Санкт-Петербурге? Мне очень хочется, чтобы ваше желание исполнилось.

Итак, мы рассмотрели 2 реформы и двигаемся дальше.

– Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.

Во время своих поездок по Европе Пётр I посещал балы, где блистали дамы и кавалеры в непривычных для него одеждах. Пётр приказал носить европейское платье, брить бороды и устраивать балы. Долго не могли привыкнуть к этому новшеству люди. Особенно женщины. Прежде даже летом они носили широкую, "трёхслойную" одежду: нижнюю рубашку, "красную сорочку" (сейчас платье), верхнее платье из толстой ткани. Шею и плечи закрывали воротники. Теперь эту одежду нужно было менять на новую: платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Иногда царь сам обрезал рукава и полы длинных боярских кафтанов. Пётр считал, что эта старинная одежда мешает в работе. Но особенно горевали они по бородам, которые царь велел брить. Для недовольного нового порядка был введён специальный налог: хочешь носить бороду - плати большие деньги. Тогда же вошёл в моду и парик. При всём своём неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Ребята, знаете ли вы, когда отмечался новый год в допетровский период?

В допетровские времена Новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление Нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Пётр издал указ 19 декабря, согласно которому Новый год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому - от "СОТВОРЕНИЯ МИРА", а по-европейски - от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так 7208 год стал годом 1700-м.

Царь повелел праздновать переход на новое летоисчисление 7 дней, распахнув двери перед гостями, зажигать ночную праздничную "иллюминацию" из костров прямо на улицах, украсить дома плошками с горящим маслом, поставить на дворах еловые, сосновые или можжевеловые деревья, а бедным обывателям повесить на свои ворота ветви. Так к нам в жилище пожаловала красавица ёлка:

Мы рассмотрели несколько реформ, сейчас я предлагаю вам поработать в группах и разобрать еще несколько реформ.

1 группа «Первая печатная газета.»

2 группа «Первый российский музей - Кунсткамера.»

3 группа «Пётр I привёз в Россию из европейских стран: помидоры, чай, картофель, кофе.»

Ваша задача познакомиться с данной реформой и поделиться со своими одноклассниками. (Приложение 5)

Отлично, сейчас опираясь на схему назовите реформы Петра 1.

Вернемся к плану урока, выполнили ли все пункты?

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом.

Слушают отрывок

Работают в группах


5.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

Возьмите, пожалуйста, кроссворд. (Приложение 6)

Ваша задача его решить.

Отлично.

Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями.

ножницы

календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

картофель

кофе

газета

часы

Решают кроссворд

Играют в игру, определяют реформу по предмету.


6.

Подведение итогов

Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

Какое любимое увлечение было у Петра?

Какие реформы ввел Петр1?

И в заключение я предлагаю вам составить "СИНКВЕЙН" на тему: " ПЁТР I"

Подводят итоги, отвечают на вопросы.

Составляют синквейн


7.

Рефлексия

Продолжи предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Проводят рефлексию собственной деятельности.


Приложение 1




Тест

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир.

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

а) медведь;

б) орёл;

в) лев;

г) бык.

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской.

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань.

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь".

7. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

а) при Дмитрии Донском;

б) при Иване III;

в) при Иване Калите;

г) при Ярославе Мудром.

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих;

г) он оставил в наследство шапку Маномаха.

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича.

10. После смерти какого царя в России воцарился беспорядок?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича Романова;

в) Бориса Годунова;

г) Ивана III.



Приложение 2

Цель урока: познакомиться с реформами, которые проходили при Петре 1.

План:

Открыть новые знания о Петре 1

Познакомиться с реформами Петра 1

Приложение 3

Отрывки из рассказа В.Соловьёва «Первый император».

Тем временем царевич Пётр был живой, подвижный ребёнок. Он очень любил шумные игры, с удовольствием катался на обшитых кожей деревянных лошадках на колёсиках. Что ни день приставленные к нему мамки и няньки поднимали переполох, когда царевич вдруг исчезал из виду и непонятно куда девался.

Когда царевичу исполнилось семь лет, его начали обучать грамоте. Пётр быстро освоил азбуку, мальчику легко давались знания.

Когда умер Фёдор, Петру было 10 лет, а его старший брат Иван отличался слабым здоровьем, часто болел, плохо видел, и поэтому в России были провозглашены царями одновременно Иван V и Пётр I. Для них даже был сделан царский трон с двумя сиденьями.

Но поскольку и Иван, и Пётр были ещё детьми и не могли управлять страной, за братьев-царей от их имени стала править старшая сестра – двадцатипятилетняя Софья. Софья держала обоих братьев в отдалении, не подпускала их к решению государственных вопросов.

Иван и Пётр уже выросли и больше не нуждались в том, чтобы за них правила Софья. Иван, плохо соображая, спокойно относился к желанию сестры закрепить за собой власть. Зато Пётр никак не мог с этим примериться. Чтобы покончить с братом-соперником, Софья замыслила убить Петра – лишь бы он не стоял у неё на дороге.

Узнав о коварных планах сестры, Пётр жестоко расправился со сторонниками Софьи, а её саму велел заключить в монастырь, где под строгим надзором она томилась целых двенадцать лет, пока не умерла.

Царь Иван передоверил все дела по управлению страной Петру, а после смерти не перестававшего болеть брата Пётр I стал единоличным царём российским.

Приложение 4

Приложение 5

Первая печатная газета.

Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Петра I. Она называлась "Ведомости". Каждый номер "Ведомостей" выходил через 23 дня, иногда реже (всё зависело от прихода иностранной почты).

Первая российская газета была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда она состояла из нескольких листков. В ней излагались "грамотки", пересказ иностранных газет, привезённых из разных городов Европы. Кроме того, в "Ведомостях" печатались и русские известия. Первый номер газеты правил сам Пётр I. Потом эта газета стала называться "Санкт-Петербургские ведомости". 

Первый российский музей - Кунсткамера.

При Петре I появился первый российский музей - Кунсткамера (в переводе с немецкого языка - "собрание диковинок"). Её экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царём во время заграничного путешествия. Это и коллекция минералов, раковин, заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых, а также уникальная анатомическая коллекция. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением.

                                                                                                              

Пётр I привёз в Россию из европейских стран: помидоры, чай, картофель, кофе. Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки», то есть листья оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком». Цветками картофеля украшали шляпки. Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе.

Приложение 6








3
























4





















5






































2






1
















































































































Вопросы:

1.       Как называлась первая печатная газета, которая стала выходить в России?

2.       Назови пропущенное слово: «….поначалу крестьян заставляли выращивать силой».

3.       Для изучения этого дела Петр 1 отправился в Голландию.

4.       Назови пропущенное слово: «Петр 1 приказал брить …..»

5.       Как назывался первый российский музей?


Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Технологическая карта урока

Преподаватель: Зинатуллина Миляуша Маратовна

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Реформы Петра I»

Цель: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм жизни.

Задачи урока:

·        образовательная: познакомить с личностью Петра I, его реформами и его вкладом в развитие России;

·        развивающая: содействовать развитию умения выделять и находить главное в тексте, умений правильно обобщать данные и делать выводы;

·        воспитательная: воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Ресурсы:

·        компьютер, проектор, экран;

·        презентация по теме урока;

·        раздаточный материал.


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята!

История страны богата,

А мы о ней уж знаем очень маловато.

Будем на уроке стараться многое узнать,

Чтоб историю России знать на "5"!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



2.

Актуализация знаний.

- История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались они во времена Древней Руси? (Князья.)

Давайте вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

Выполним тест. (Приложение 1)

На прошлом уроке вы познакомились с таким великим человеком как Петр 1, мы знаем, что во время его правления произошло много изменений.

Выполняют тест.

Выполняют тест

Оценивают работу.


3.

Постановка учебной задачи.

При Петре I произошли большие изменения.

Отлично, как вы думайте, как будет звучать тема нашего урок?

Тема урока: «Реформы Петра 1»

- Какова же цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с реформами, которые проходили при Петре 1.

Как вы думайте, о чем мы будем говорить? С чем познакомимся на нашем уроке?

Я предлагаю вам составить план урока:

I.         Открыть новые знания о Петре 1

II.        Познакомиться с реформами Петра 1

(Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя.

Узнать о возникновении грамотности на Руси.


4.

Открытие новых знаний.

Перейдем к 1 пункту нашего плана.

У Алексея Михайловича - отца Петра - было ещё трое детей от первого брака: дочь Софья, сыновья Фёдор и Иван. Отец Петра скончался, когда Петру было лишь 3 года. На престол взошёл старший сын Алексея Михайловича от первого брака - Фёдор Алексеевич.

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с детством Петра, прочитав отрывки из рассказа Владимира Соловьёва "Первый император", используя приём маркировки текста. (Приложение 3)

"+" - новое

"-" - думал иначе

"V" – знал

- Итак, что узнали нового о детстве царевича Петра из текста?

- Что вы уже знали?

- О чём думали иначе?

Отлично, вы справились с данным заданием.

Обратимся к нашему плану, выполнили мы с вами первый пункт плана?

Перейдем ко второму пункту плана.

Первая реформа, которую мы рассмотрим будет касаться флота.

Сколько себя помнил царь Пётр I - его всегда интересовали корабли.

В 1697-1698 годах для изучения кораблестроения и других наук Пётр I под именем Петра Михайлова инкогнито поехал в Голландию учиться кораблестроению.

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть, как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. За умения, несвойственные знатным людям, Петра I прозвали царём-работником. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. На протяжении всего урока мы будем заполнять схему. (Приложение 4)

Перейдем к следующей реформе.

Прослушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник".

О каком городе он писал?

После первых побед в Северной войне государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал "Санкт-Петербургом", что означает "Святого Петра крепость". Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - Святого апостола Петра.

Шло время. Город рос, становился красивее и богаче.

- Кто был в Санкт-Петербурге?

- Чем запомнился этот город?

- Давайте посмотрим, как город выглядит сейчас.

- Кому захотелось побывать в Санкт-Петербурге? Мне очень хочется, чтобы ваше желание исполнилось.

Итак, мы рассмотрели 2 реформы и двигаемся дальше.

– Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.

Во время своих поездок по Европе Пётр I посещал балы, где блистали дамы и кавалеры в непривычных для него одеждах. Пётр приказал носить европейское платье, брить бороды и устраивать балы. Долго не могли привыкнуть к этому новшеству люди. Особенно женщины. Прежде даже летом они носили широкую, "трёхслойную" одежду: нижнюю рубашку, "красную сорочку" (сейчас платье), верхнее платье из толстой ткани. Шею и плечи закрывали воротники. Теперь эту одежду нужно было менять на новую: платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Иногда царь сам обрезал рукава и полы длинных боярских кафтанов. Пётр считал, что эта старинная одежда мешает в работе. Но особенно горевали они по бородам, которые царь велел брить. Для недовольного нового порядка был введён специальный налог: хочешь носить бороду - плати большие деньги. Тогда же вошёл в моду и парик. При всём своём неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Ребята, знаете ли вы, когда отмечался новый год в допетровский период?

В допетровские времена Новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление Нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Пётр издал указ 19 декабря, согласно которому Новый год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому - от "СОТВОРЕНИЯ МИРА", а по-европейски - от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так 7208 год стал годом 1700-м.

Царь повелел праздновать переход на новое летоисчисление 7 дней, распахнув двери перед гостями, зажигать ночную праздничную "иллюминацию" из костров прямо на улицах, украсить дома плошками с горящим маслом, поставить на дворах еловые, сосновые или можжевеловые деревья, а бедным обывателям повесить на свои ворота ветви. Так к нам в жилище пожаловала красавица ёлка:

Мы рассмотрели несколько реформ, сейчас я предлагаю вам поработать в группах и разобрать еще несколько реформ.

1 группа «Первая печатная газета.»

2 группа «Первый российский музей - Кунсткамера.»

3 группа «Пётр I привёз в Россию из европейских стран: помидоры, чай, картофель, кофе.»

Ваша задача познакомиться с данной реформой и поделиться со своими одноклассниками. (Приложение 5)

Отлично, сейчас опираясь на схему назовите реформы Петра 1.

Вернемся к плану урока, выполнили ли все пункты?

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом.

Слушают отрывок

Работают в группах


5.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

Возьмите, пожалуйста, кроссворд. (Приложение 6)

Ваша задача его решить.

Отлично.

Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями.

ножницы

календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

картофель

кофе

газета

часы

Решают кроссворд

Играют в игру, определяют реформу по предмету.


6.

Подведение итогов

Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

Какое любимое увлечение было у Петра?

Какие реформы ввел Петр1?

И в заключение я предлагаю вам составить "СИНКВЕЙН" на тему: " ПЁТР I"

Подводят итоги, отвечают на вопросы.

Составляют синквейн


7.

Рефлексия

Продолжи предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Проводят рефлексию собственной деятельности.


Приложение 1




Тест

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир.

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

а) медведь;

б) орёл;

в) лев;

г) бык.

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской.

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань.

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь".

7. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

а) при Дмитрии Донском;

б) при Иване III;

в) при Иване Калите;

г) при Ярославе Мудром.

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих;

г) он оставил в наследство шапку Маномаха.

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича.

10. После смерти какого царя в России воцарился беспорядок?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича Романова;

в) Бориса Годунова;

г) Ивана III.



Приложение 2

Цель урока: познакомиться с реформами, которые проходили при Петре 1.

План:

Открыть новые знания о Петре 1

Познакомиться с реформами Петра 1

Приложение 3

Отрывки из рассказа В.Соловьёва «Первый император».

Тем временем царевич Пётр был живой, подвижный ребёнок. Он очень любил шумные игры, с удовольствием катался на обшитых кожей деревянных лошадках на колёсиках. Что ни день приставленные к нему мамки и няньки поднимали переполох, когда царевич вдруг исчезал из виду и непонятно куда девался.

Когда царевичу исполнилось семь лет, его начали обучать грамоте. Пётр быстро освоил азбуку, мальчику легко давались знания.

Когда умер Фёдор, Петру было 10 лет, а его старший брат Иван отличался слабым здоровьем, часто болел, плохо видел, и поэтому в России были провозглашены царями одновременно Иван V и Пётр I. Для них даже был сделан царский трон с двумя сиденьями.

Но поскольку и Иван, и Пётр были ещё детьми и не могли управлять страной, за братьев-царей от их имени стала править старшая сестра – двадцатипятилетняя Софья. Софья держала обоих братьев в отдалении, не подпускала их к решению государственных вопросов.

Иван и Пётр уже выросли и больше не нуждались в том, чтобы за них правила Софья. Иван, плохо соображая, спокойно относился к желанию сестры закрепить за собой власть. Зато Пётр никак не мог с этим примериться. Чтобы покончить с братом-соперником, Софья замыслила убить Петра – лишь бы он не стоял у неё на дороге.

Узнав о коварных планах сестры, Пётр жестоко расправился со сторонниками Софьи, а её саму велел заключить в монастырь, где под строгим надзором она томилась целых двенадцать лет, пока не умерла.

Царь Иван передоверил все дела по управлению страной Петру, а после смерти не перестававшего болеть брата Пётр I стал единоличным царём российским.

Приложение 4

Приложение 5

Первая печатная газета.

Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Петра I. Она называлась "Ведомости". Каждый номер "Ведомостей" выходил через 23 дня, иногда реже (всё зависело от прихода иностранной почты).

Первая российская газета была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда она состояла из нескольких листков. В ней излагались "грамотки", пересказ иностранных газет, привезённых из разных городов Европы. Кроме того, в "Ведомостях" печатались и русские известия. Первый номер газеты правил сам Пётр I. Потом эта газета стала называться "Санкт-Петербургские ведомости". 

Первый российский музей - Кунсткамера.

При Петре I появился первый российский музей - Кунсткамера (в переводе с немецкого языка - "собрание диковинок"). Её экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царём во время заграничного путешествия. Это и коллекция минералов, раковин, заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых, а также уникальная анатомическая коллекция. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением.

                                                                                                              

Пётр I привёз в Россию из европейских стран: помидоры, чай, картофель, кофе. Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки», то есть листья оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком». Цветками картофеля украшали шляпки. Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе.

Приложение 6








3
























4





















5






































2






1
















































































































Вопросы:

1.       Как называлась первая печатная газета, которая стала выходить в России?

2.       Назови пропущенное слово: «….поначалу крестьян заставляли выращивать силой».

3.       Для изучения этого дела Петр 1 отправился в Голландию.

4.       Назови пропущенное слово: «Петр 1 приказал брить …..»

5.       Как назывался первый российский музей?


Детальная картинка: 

Начало активности (дата):