Воспитание младших школьников на уроках физической культуры

Физическая культура

УСОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Заслуженный учитель РФ, член НАУФК.

КРАМЕР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением литературы и математики

Воспитание младших школьников на уроках физической культуры


В данной статье рассматриваются требования государственной политики к содержанию образования в начальной школе. Определены особенности современного урока физической культуры, проанализированы все его этапы. Обобщён опыт успешного применения средств ИКТ, авторского спортивного оборудования на учебных занятиях, разработанных с учётом установленной нагрузки, группы здоровья и иных индивидуальных характеристик обучающихся. Обосновывается положение о том, что урок физической культуры обладает потенциалом для воспитания обучающихся, присвоения ими традиционных ценностей русского народа.

Ключевые слова: младший школьник, физическая культура, спорт, гражданско-патриотическое воспитание, физическое воспитание, традиционные духовно-нравственные ценности.

Обновлённый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) призван обеспечить единство обучения и воспитания, гражданско-патриотическое и физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и создание условий для сохранения и укрепления здоровья [3]. Ключевым инструментом государственной политики в области образования также является воспитание в духе уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям русского народа [4, п. 24].

На основе проведённого теоретического анализа были выявлены особенности результативного урока физической культуры:
  1. обеспечение единства обучения и воспитания в рамках каждого урока;
  2. обогащение содержания учебного занятия ситуациями, способствующими знакомству с правилами здорового и безопасного образа жизни (для себя и окружающих), бережного отношения к физическому и психическому здоровью, а также направленных на присвоение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
  3. создание условий для реализации индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с рекомендациями врача, группой здоровья;
  4. формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
  5. использование актуальных образовательных технологий.

Таким образом, перед современным учителем физической культуры встаёт проблема проведения урока физической культуры, нацеленного на физическое развитие обучающихся, способствующего формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, гражданско-патриотическому воспитанию, физическому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию, сохранению традиционных ценностей русского народа.

Приведём в качестве примера урок физической культуры в третьем классе «На спортивных просторах Новосибирска». 
Целью урока является развитие оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учётом их возрастных, психологических особенностей и особенностей здоровья, развитие потребностей в занятиях физической культурой и спортом. 
Форма проведения – игровое состязание со спортивными и образовательными задачами, предлагающее обучающимися посетить знаковые спортивные объекты города Новосибирска в режиме интерактивной экскурсии. 
Ведущая педагогическая технология – ситуативная игра с элементами личностно-ориентированного и интерактивного обучения.

На этапе актуализации знаний для обучающихся проводится викторина «Моя страна»: предлагается вспомнить название страны, родного города, а также символы. Из предложенных гербов и флагов следует определить символы города Новосибирска. Необходимо отметить тот факт, что современные уроки физической культуры не проходят без использования средств ИКТ, и это позволяет, например, проводить разминку с привлечением спортсменов. В частности, на данном уроке ученикам представилась уникальная возможность провести разминку с обладателем золотого знака ГТО Е.Н. Хайменовой.

Этап изучения нового материала начался с интерактивного путешествия по спортивным объектам г. Новосибирска. Обучающиеся «посетили» стадион «Спартак», биатлонный комплекс, бассейн «Дельфин», дворец спорта «Сибирь», Центральный парк. Остановка на каждом объекте сопровождалась краткой историей, знакомством с объектом, фотографиями и рассказами об олимпийских чемпионах и заканчивалась проведением эстафеты. По результатам каждой эстафеты данные о количестве набранных командами баллов вносились в таблицу «Лесенка успеха».
Такое уникальное сочетание интеллектуальных и физических упражнений позволяет обучающимся:
  • закреплять знания о символах страны и родного города, то есть способствует гражданско-патриотическому воспитанию;
  • знакомиться с объектами физической культуры и спорта, а также местах для семейного отдыха или отдыха с друзьями, что позволяет создать ситуацию, мотивирующую обучающихся на занятия спортом, чередование режима труда и отдыха;
  • научиться работать в команде, что позволяет формировать чувство коллективизма, ответственность за личный и командный результат;
  • приобщиться к образу жизни, нацеленному на стремление к красивому здоровому телу, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического вреда здоровью;
  • повысить мотивацию к занятию физическими упражнениями.
На этапе рефлексии обучающиеся по фотографиям, представленным на слайдах, определяли спортивные сооружения г. Новосибирска, определяли физические качества, которые позволили справляться с заданиями, указывали на те индивидуальные особенности, с которыми следует поработать каждому ученику.
Следует отметить, что в процессе урока обучающиеся, отнесённые к специальной и подготовительной группам здоровья, не участвовали в эстафетах, они были задействованы в судействе.

Домашнее задание альтернативное: 
1) повторить изученные игры- эстафеты; 
2) придумать подвижную игру, разучить и представить на следующем уроке.

Таким образом, учителем решается и задача развития креативного мышления.
Таким образом, в рамках только одного урока учителем была проведена глубокая работа, направленная на:
  • присвоение традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа, таких как: патриотизм, гражданственность, справедливость, коллективизм, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение;
  • создание условий для гражданско-патриотического, физического, духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания, развития креативности;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении, а также условий для достижения метапредметных результатов, в частности, способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, готовности слушать собеседника и вести конструктивный диалог, определять наиболее эффективные способы достижения результата и др.;
  • повышение интереса к спорту и спортивным достижениям новосибирцев, участие в программе ГТО на спортивных площадках города;
  • освоение новых видов спортивных игр.


Творческий подход учителя позволяет использовать на уроках авторское нестандартное оборудование, среди которого: тоннель, ходунки, анимационные хоккейные перчатки, шестигранники.

Итак, использование разных форм работы на всех этапах урока физической культуры, разного содержания урока можно наполнить воспитанием, из всего можно извлечь ценностный аспект, даже домашнее задание может быть ценностно-ориентированным.
Также следует отметить, что огромным педагогическим потенциалом обладают русские народные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры. Кроме развития физических качеств у обучающихся будут формироваться базовые представления о принадлежности к духовной культуре своего народа (для иноязычных учеников – к культуре той страны, в которой они проживают), усвоение нравственных норм поведения, составляющих культурный генотип русского народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020.– 119 с.
2. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Реестр основных общеобразовательных программ. – 2023. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/2 (дата обращения: 13.04.2023).
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения - 13.04.2023).

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: 

Воспитание младших школьников на уроках физической культуры


В данной статье рассматриваются требования государственной политики к содержанию образования в начальной школе. Определены особенности современного урока физической культуры, проанализированы все его этапы. Обобщён опыт успешного применения средств ИКТ, авторского спортивного оборудования на учебных занятиях, разработанных с учётом установленной нагрузки, группы здоровья и иных индивидуальных характеристик обучающихся. Обосновывается положение о том, что урок физической культуры обладает потенциалом для воспитания обучающихся, присвоения ими традиционных ценностей русского народа.

Ключевые слова: младший школьник, физическая культура, спорт, гражданско-патриотическое воспитание, физическое воспитание, традиционные духовно-нравственные ценности.

Обновлённый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) призван обеспечить единство обучения и воспитания, гражданско-патриотическое и физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и создание условий для сохранения и укрепления здоровья [3]. Ключевым инструментом государственной политики в области образования также является воспитание в духе уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям русского народа [4, п. 24].

На основе проведённого теоретического анализа были выявлены особенности результативного урока физической культуры:
  1. обеспечение единства обучения и воспитания в рамках каждого урока;
  2. обогащение содержания учебного занятия ситуациями, способствующими знакомству с правилами здорового и безопасного образа жизни (для себя и окружающих), бережного отношения к физическому и психическому здоровью, а также направленных на присвоение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
  3. создание условий для реализации индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с рекомендациями врача, группой здоровья;
  4. формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
  5. использование актуальных образовательных технологий.

Таким образом, перед современным учителем физической культуры встаёт проблема проведения урока физической культуры, нацеленного на физическое развитие обучающихся, способствующего формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, гражданско-патриотическому воспитанию, физическому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию, сохранению традиционных ценностей русского народа.

Приведём в качестве примера урок физической культуры в третьем классе «На спортивных просторах Новосибирска». 
Целью урока является развитие оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учётом их возрастных, психологических особенностей и особенностей здоровья, развитие потребностей в занятиях физической культурой и спортом. 
Форма проведения – игровое состязание со спортивными и образовательными задачами, предлагающее обучающимися посетить знаковые спортивные объекты города Новосибирска в режиме интерактивной экскурсии. 
Ведущая педагогическая технология – ситуативная игра с элементами личностно-ориентированного и интерактивного обучения.

На этапе актуализации знаний для обучающихся проводится викторина «Моя страна»: предлагается вспомнить название страны, родного города, а также символы. Из предложенных гербов и флагов следует определить символы города Новосибирска. Необходимо отметить тот факт, что современные уроки физической культуры не проходят без использования средств ИКТ, и это позволяет, например, проводить разминку с привлечением спортсменов. В частности, на данном уроке ученикам представилась уникальная возможность провести разминку с обладателем золотого знака ГТО Е.Н. Хайменовой.

Этап изучения нового материала начался с интерактивного путешествия по спортивным объектам г. Новосибирска. Обучающиеся «посетили» стадион «Спартак», биатлонный комплекс, бассейн «Дельфин», дворец спорта «Сибирь», Центральный парк. Остановка на каждом объекте сопровождалась краткой историей, знакомством с объектом, фотографиями и рассказами об олимпийских чемпионах и заканчивалась проведением эстафеты. По результатам каждой эстафеты данные о количестве набранных командами баллов вносились в таблицу «Лесенка успеха».
Такое уникальное сочетание интеллектуальных и физических упражнений позволяет обучающимся:
  • закреплять знания о символах страны и родного города, то есть способствует гражданско-патриотическому воспитанию;
  • знакомиться с объектами физической культуры и спорта, а также местах для семейного отдыха или отдыха с друзьями, что позволяет создать ситуацию, мотивирующую обучающихся на занятия спортом, чередование режима труда и отдыха;
  • научиться работать в команде, что позволяет формировать чувство коллективизма, ответственность за личный и командный результат;
  • приобщиться к образу жизни, нацеленному на стремление к красивому здоровому телу, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического вреда здоровью;
  • повысить мотивацию к занятию физическими упражнениями.
На этапе рефлексии обучающиеся по фотографиям, представленным на слайдах, определяли спортивные сооружения г. Новосибирска, определяли физические качества, которые позволили справляться с заданиями, указывали на те индивидуальные особенности, с которыми следует поработать каждому ученику.
Следует отметить, что в процессе урока обучающиеся, отнесённые к специальной и подготовительной группам здоровья, не участвовали в эстафетах, они были задействованы в судействе.

Домашнее задание альтернативное: 
1) повторить изученные игры- эстафеты; 
2) придумать подвижную игру, разучить и представить на следующем уроке.

Таким образом, учителем решается и задача развития креативного мышления.
Таким образом, в рамках только одного урока учителем была проведена глубокая работа, направленная на:
  • присвоение традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа, таких как: патриотизм, гражданственность, справедливость, коллективизм, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение;
  • создание условий для гражданско-патриотического, физического, духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания, развития креативности;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении, а также условий для достижения метапредметных результатов, в частности, способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, готовности слушать собеседника и вести конструктивный диалог, определять наиболее эффективные способы достижения результата и др.;
  • повышение интереса к спорту и спортивным достижениям новосибирцев, участие в программе ГТО на спортивных площадках города;
  • освоение новых видов спортивных игр.


Творческий подход учителя позволяет использовать на уроках авторское нестандартное оборудование, среди которого: тоннель, ходунки, анимационные хоккейные перчатки, шестигранники.

Итак, использование разных форм работы на всех этапах урока физической культуры, разного содержания урока можно наполнить воспитанием, из всего можно извлечь ценностный аспект, даже домашнее задание может быть ценностно-ориентированным.
Также следует отметить, что огромным педагогическим потенциалом обладают русские народные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры. Кроме развития физических качеств у обучающихся будут формироваться базовые представления о принадлежности к духовной культуре своего народа (для иноязычных учеников – к культуре той страны, в которой они проживают), усвоение нравственных норм поведения, составляющих культурный генотип русского народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020.– 119 с.
2. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Реестр основных общеобразовательных программ. – 2023. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/2 (дата обращения: 13.04.2023).
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения - 13.04.2023).

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):