Методическая разработка дидактической игры для раннего возраста «Занимательные фигуры»

Дошкольное образование

Рерих Анастасия Романовна, воспитатель МБДОУ № 50 г. Апатиты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 г. Апатиты




Методическая разработка
дидактической игры
для раннего возраста
« Занимательные фигуры»




Рерих Анастасия Романовна
Воспитатель








Апатиты
2020
Оглавление
Введение
Глава 1. Игра «Занимательные фигуры»
1.1. Дидактическая задача игры
1.2. Разные варианты использования игры
1.3. Общие правила
1.4. Кто может использовать игру
Заключительная часть
Список литературы


Введение
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Основными целями развития математических представлений у детей являются: - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.) Во время обучения детей раннего дошкольного возраста было замечено, что не все дети усваивают материал. Зная о том, что в этом возрасте ведущий вид деятельности это действия с предметами была разработана методическая разработка для формирования элементарных математических представлений. Методическая разработка представлена дидактической игрой. Актуальность данной темы в том, что ФЭМП у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Цель: создание условий, направленных на эффективное использование дидактических игр для формирования сенсорных эталонов.
Задачи:
1. Создать условия для сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через дидактические игры.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов ( цвет, форма, количество).
3. Формировать у детей умения самостоятельно применять сенсорные эталоны в познавательной и практической деятельности.
Содержание разработки: игра состоит из геометрических фигур, вырезанных из фетра основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый) с липучками. Карточки, на которых нарисованы по четыре геометрические фигуры без цвета, но с липучками. А так же карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры с цветом, в разной последовательности.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста.

Глава 1. Игра «Занимательные фигуры»
1.1. Дидактическая задача игры
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление. А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию.
Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом закрепляют цвет, форму. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.
Мною была изготовлена дидактическая игра «Занимательные фигуры».
Цель игры: закреплять знания цветов и геометрических фигур детей раннего возраста
Задачи:
• закреплять умение выкладывать ряд по образцу;
• закреплять знание цветов и геометрических фигур;
• формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их;
• обогащать словарный запас детей.

1.2. Разные варианты использования игры
№1. Занимательные квадраты
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы квадраты без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только квадраты. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы квадраты с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры , какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, квадраты цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 2. Занимательные треугольники
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы треугольники без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только треугольники. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы треугольники с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры , какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, треугольники цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 3. Занимательные круги
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы круги без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только круги. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы треугольники с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры, какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, круги цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 4. Геометрические фигуры
Ход: воспитатель предлагает поиграть в игру. Выкладывает на стол либо квадраты, либо треугольники, либо круги. Выбор геометрических фигур делает воспитатель или ребёнок. Далее воспитатель предлагает:
• Давай выберем только сини фигуры
После того как ребёнок нашёл все сини фигуры, можно спросить:
• Все фигуры сини?
• Посмотри вокруг нас много предметов, давай в группе поищем сини предметы.
И так можно выбирать любой цвет, игра продолжается пока интересно воспитаннику.
№ 5. Собери ряд
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед ребёнком выкладывает карточку, на которой четыре геометрические фигуры в разнобой, без цвета с липучками. Далее воспитатель предлагает:
• Какие фигуры ты видишь на карточки, назови их?
• Смотри фигуры без цвета
• Давай поможем найти каждой геометрической фигуре цвет?
Воспитатель, называет любой цвет геометрической фигуры. (например: Коля найди пожалуйста жёлтый круг, а теперь синий квадрат, теперь зелёный треугольник и желтый круг ).
1.3. Общие правила
Игру предлагает воспитатель, ребёнок вправе отказаться. Настаивать на игре не надо. Игры, в которых участвуют карточки с геометрическими фигурами, без цвета, выкладывание ряда начинается слева на право. Во время игры, если ребёнок затрудняется с выполнением, воспитатель помогает или задаёт наводящие вопросы.
Игра может проводиться во время образовательной деятельности, как индивидуальная работа или во время самостоятельной деятельности детей, предлагая поиграть вместе. В игре одновременно могут принимать участие до 8 воспитанников.
Очень важно во время игры с детьми, эмоционально поддерживать игру, чтобы интерес у ребёнка оставался как можно дольше.
Все варианты игры, заканчиваются когда, пропадает интерес у ребёнка. Не стоит долго играть. Примерно каждая игра занимает от 5 до 10 минут. Время игры может варьироваться от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
1.4. Кто может использовать игру
Игру могут использовать в своей работе педагоги с детьми раннего возраста и педагоги с детьми от 3 до 4 лет.
Также игру могут использовать родители дома.
Заключительная часть
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
На мой взгляд, проделана огромная работа по подготовке и проведению дидактической игры на практике. Игра проводилась на открытом занятии «Воспитатель года – 2020» . Для проведения игры с детьми 3- 4 лет был взят вариант № 3 «Занимательные круги». Всем детям понравилась игра.
После проведения игры можно сделать вывод о том, что:
• Игра подходит для детей всех возрастов в ДОО.
• Игра интересна детям, если подкреплена положительными эмоциями педагога.
• Занятия по ФЭМП, в которых присутствует дидактическая игра, привлекают большой интерес у детей.
• Через игру легче проходит обучение.
• Гипперактивных детей дидактической игрой можно занять во время самостоятельной деятельности.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г. № 1155.
2. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 2009.
4. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 г. Апатиты




Методическая разработка
дидактической игры
для раннего возраста
« Занимательные фигуры»




Рерих Анастасия Романовна
Воспитатель








Апатиты
2020
Оглавление
Введение
Глава 1. Игра «Занимательные фигуры»
1.1. Дидактическая задача игры
1.2. Разные варианты использования игры
1.3. Общие правила
1.4. Кто может использовать игру
Заключительная часть
Список литературы


Введение
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Основными целями развития математических представлений у детей являются: - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.) Во время обучения детей раннего дошкольного возраста было замечено, что не все дети усваивают материал. Зная о том, что в этом возрасте ведущий вид деятельности это действия с предметами была разработана методическая разработка для формирования элементарных математических представлений. Методическая разработка представлена дидактической игрой. Актуальность данной темы в том, что ФЭМП у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Цель: создание условий, направленных на эффективное использование дидактических игр для формирования сенсорных эталонов.
Задачи:
1. Создать условия для сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через дидактические игры.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов ( цвет, форма, количество).
3. Формировать у детей умения самостоятельно применять сенсорные эталоны в познавательной и практической деятельности.
Содержание разработки: игра состоит из геометрических фигур, вырезанных из фетра основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый) с липучками. Карточки, на которых нарисованы по четыре геометрические фигуры без цвета, но с липучками. А так же карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры с цветом, в разной последовательности.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста.

Глава 1. Игра «Занимательные фигуры»
1.1. Дидактическая задача игры
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление. А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию.
Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом закрепляют цвет, форму. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.
Мною была изготовлена дидактическая игра «Занимательные фигуры».
Цель игры: закреплять знания цветов и геометрических фигур детей раннего возраста
Задачи:
• закреплять умение выкладывать ряд по образцу;
• закреплять знание цветов и геометрических фигур;
• формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их;
• обогащать словарный запас детей.

1.2. Разные варианты использования игры
№1. Занимательные квадраты
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы квадраты без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только квадраты. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы квадраты с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры , какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, квадраты цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 2. Занимательные треугольники
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы треугольники без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только треугольники. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы треугольники с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры , какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, треугольники цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 3. Занимательные круги
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед воспитанником кладёт карточку, где нарисованы круги без цвета с липучками. Из общей массы геометрических фигур выбирает только круги. Воспитатель выбирает карточку, на которой нарисованы треугольники с цветом и предлагает ребёнку, смотря на образец выложить ряд на своей карточке. Во время игры воспитатель задаёт вопросы воспитаннику:
• Какого цвета фигура, которую, ты взял?
• Какой формы фигура, которую ты взял?
• Какой цвет у первой фигура, какой цвет у второй фигуры, какой цвет у третьей фигуры, какой цвет у четвёртой?
• Посмотри, у тебя получилось собрать ряд? И т.д.
После того как у ребенка получилось собрать один ряд, можно взять другую карточку, круги цветные и предложить собрать другой ряд.
№ 4. Геометрические фигуры
Ход: воспитатель предлагает поиграть в игру. Выкладывает на стол либо квадраты, либо треугольники, либо круги. Выбор геометрических фигур делает воспитатель или ребёнок. Далее воспитатель предлагает:
• Давай выберем только сини фигуры
После того как ребёнок нашёл все сини фигуры, можно спросить:
• Все фигуры сини?
• Посмотри вокруг нас много предметов, давай в группе поищем сини предметы.
И так можно выбирать любой цвет, игра продолжается пока интересно воспитаннику.
№ 5. Собери ряд
Ход: воспитатель предлагает поиграть. Перед ребёнком выкладывает карточку, на которой четыре геометрические фигуры в разнобой, без цвета с липучками. Далее воспитатель предлагает:
• Какие фигуры ты видишь на карточки, назови их?
• Смотри фигуры без цвета
• Давай поможем найти каждой геометрической фигуре цвет?
Воспитатель, называет любой цвет геометрической фигуры. (например: Коля найди пожалуйста жёлтый круг, а теперь синий квадрат, теперь зелёный треугольник и желтый круг ).
1.3. Общие правила
Игру предлагает воспитатель, ребёнок вправе отказаться. Настаивать на игре не надо. Игры, в которых участвуют карточки с геометрическими фигурами, без цвета, выкладывание ряда начинается слева на право. Во время игры, если ребёнок затрудняется с выполнением, воспитатель помогает или задаёт наводящие вопросы.
Игра может проводиться во время образовательной деятельности, как индивидуальная работа или во время самостоятельной деятельности детей, предлагая поиграть вместе. В игре одновременно могут принимать участие до 8 воспитанников.
Очень важно во время игры с детьми, эмоционально поддерживать игру, чтобы интерес у ребёнка оставался как можно дольше.
Все варианты игры, заканчиваются когда, пропадает интерес у ребёнка. Не стоит долго играть. Примерно каждая игра занимает от 5 до 10 минут. Время игры может варьироваться от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
1.4. Кто может использовать игру
Игру могут использовать в своей работе педагоги с детьми раннего возраста и педагоги с детьми от 3 до 4 лет.
Также игру могут использовать родители дома.
Заключительная часть
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
На мой взгляд, проделана огромная работа по подготовке и проведению дидактической игры на практике. Игра проводилась на открытом занятии «Воспитатель года – 2020» . Для проведения игры с детьми 3- 4 лет был взят вариант № 3 «Занимательные круги». Всем детям понравилась игра.
После проведения игры можно сделать вывод о том, что:
• Игра подходит для детей всех возрастов в ДОО.
• Игра интересна детям, если подкреплена положительными эмоциями педагога.
• Занятия по ФЭМП, в которых присутствует дидактическая игра, привлекают большой интерес у детей.
• Через игру легче проходит обучение.
• Гипперактивных детей дидактической игрой можно занять во время самостоятельной деятельности.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г. № 1155.
2. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 2009.
4. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):