Я представляю работу по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста, эту тему я выбрала не случайно, ведь быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. От здоровья зависит жизненный успех человека.
Понимая то, что охватить все направления невозможно, я выбрала более актуальную проблему – это плоскостопие у детей дошкольного возраста, так как за последние годы возросло число детей, страдающих этой проблемой. Как вы знаете, стопа является опорой, фундамент нашего тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
Под плоскостопием, в самом общем виде, подразумевают деформацию стопы, характеризующуюся понижением её сводов.
Понижение продольного свода стопы приводит к продольному плоскостопию, а поперечного – к поперечному плоскостопию. Не редко эти формы плоскостопия сочетаются.
По происхождению деформаций сводов стопы различают:
Врождённую, причина внутреутробный порок развития и приобретённое:
Травматическую, является следствием перелома
Рахитическую, наблюдается у детей перенёсших рахит
Паралитическую, развивается при параличе одной или обеих большеберцовых мышц, а также коротких мышц стопы
Статическую форму плоскостопия, которая составляет от 60 до 90% случаев, встречается наиболее часто. Причиной его считают слабость мышечного тонуса, чрезмерное утомление мышц в связи с систематическим длительным пребыванием на ногах или увеличения веса тела в течении короткого отрезка времени
Последствия
Авторы Н.И. Бойков, Б.Ф. Басов, В.В. Гориневская и В.В. Гориневский отмечают, что при уплощении стопы исчезает рессорная, амортизационная роль свода. В результате этого все органы человека остаются не защищёнными от сотрясений. Даже небольшие изменения свода стопы вызывают отрицательные явления во всём организме, ухудшая общее развитие ребёнка и снижая его работоспособность. Следовательно, своевременное выявление плоскостопия имеет большое значение, так как ранняя диагностика, а, следовательно, раннее применение средств профилактики и коррекции помогут избежать неприятных последствий в дальнейшем.
При решении этой проблемы мы поставили такие задачи:
1) Сохранение и укрепление здоровья
2) Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата
3) Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни
4) Обеспечение психологического комфорта
5) Установить единство в подходе и укреплении здоровья детей в детском саду и дома.
В данной работе необходимо было выявить насколько правильно сформирован свод стопы у детей дошкольного возраста, т.к. проблема состояла в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата проходит в то время, когда ребёнок находится на пороге школы, Поэтому уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.
Чтобы наша работа была наиболее наглядной, мы провели тест с помощью стандартного плантографа представляющий деревянную рамку, на которую натянута ткань и сверху него полиэтиленовая плёнка. Плотно смачивали штемпельной краской. На окрашенной стороне размещали лист бумаги, ребёнок становился обеими ногами на середину рамки на полиэтиленовую плёнку, при этом на бумаге оставались отпечатки стопы – плантограмма.
Следуя общественной методике для анализа свода стопы на полученном отпечатке, мы проводили две линии. Первая линия проводилась от середины пятки к середине основания большого пальца. Вторая линия шла также от середины пятки ко второму межпальцевому промежутку.
Вслед за автором методики Чижиным считали стопу нормальной, если контур отпечатка стопы в серединной части не пересекал эти линии.
Если первая линия проходила внутри отпечатка – свод стопы характеризовался как уплощенный.
Если же обе линии располагались внутри контура отпечатка, то свод стопы характеризовался как плоский.
Показываю родителям как мы это делали.
Так у нас получилось, что у 9 детей стопу характеризовали как нормальной
У 7 детей уплощённой
А у 2- плоской.
На основе полученных данных плантограмм я подобрала комплексы упражнений коррегирующей гимнастики соответствующие данному возрасту. Эти комплексы необходимо проводить без обуви, в медленном темпе. Учитывая значение ведущих видов деятельности для общего развития детей мы старались при подборе упражнений максимально использовать действия с предметами (мячи, мелкие игрушки, гимнастические палки, карандаши и др.) и игровые действия(отнести игрушки кукле, зайке, захватив предметы пальчиками ног).
Упражнения выполнялись из разных исходных положений( стоя, сидя на стуле, сидя на полу и лёжа) Предпочтение отдавалась упражнениям из положения сидя на полу и лёжа, т.к. они позволяют максимально снизить нагрузку на ноги и выполнить упражнение с максимальной оптимизацией профилактики плоскостопия.
В этой работе необходимо было установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, поэтому мы решили подключить к этой работе родителей. Мы провели для них практикум, на котором родители смогли обогатить свои знания и получить практический опыт для помощи своим детям. Так же был оформлен наглядный материал для родителей, были даны рекомендации по подбору правильной обуви и разработаны памятки для родителей по изготовлению ковриков из подручных материалов в домашних условиях.
Так же хотелось сказать об организации физкультурно - оздоровительной среды, которая предусматривает оборудование и инвентарь, способствующий укреплению мышц стопы и голени и оказывающее положительное влияние на формирование свода стопы, это:
· ребристые и наклонные доски;
· скошенные поверхности;
· гимнастическая стенка;
· веревочные лестницы;
· обручи;
· мячи;
· скакалки;
· массажные коврики;
· гимнастические палки;
· гимнастические маты;
· велосипеды.
· Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).
Вся наша работа проводилась в течении 5 месяцев и главным подтверждением успешности формирования свода стопы является повторный анализ плантограмм.
В результате нашей работы у двоих детей Ани Г. и Димы П. отмечены максимальные изменения изгиба стопы.
Так у Ани Г. изгиб левой стопы увеличился на 3, а правой на 2 мм. Обращает внимание тот факт, что большие изменения произошли у более слабой стопы.
У Димы П., разница изгиба правой стопы составила 4, а левой 3 мм.
У Даши Г. И Лизы Н. изменения изгиба правой стопы составили 1 мм. Разница же правой стопы у Даши Г. Составила 3 мм., а у Лизы 2 мм.
У Артём Л. в результате проведения сравнительного анализа разница изгиба стоп составила тоже 3 мм.
Он единственный ребёнок, у которого правая и левая стопы при измерении оказались идентичными, без ассиметрии как в констатирующем, так и в контрольном экспериментах.
Сравнительный анализ констатирующих и контрольных результатов свидетельствуют о наметившейся положительной динамики формирования свода стопы у всех детей младшего дошкольного возраста, прошедших специальное обучение.
Эти данные позволяют нам говорить о положительном влиянии специальных упражнений на детей как с сильно, так и слабо выраженным плоскостопием.
При проведении контрольного эксперимента важной оказалось наметившаяся тенденция в преодолении ассиметрии свода стопы обеих ног.
Плоскостопие - заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начать лечение, тем лучшие результаты оно принесёт!