Иванова Ольга Ильинична,
учитель биологии
ГБОУ школа № 1591, г. Москва
Новые социально-экономические условия, обстановка ухудшения состояния здоровья школьников в связи с изменением экологической обстановки, несоответствие частично устаревшего и перегруженного содержания школьного образования новым целям развития российской школы и современным потребностям общества, предусматривающим ориентацию не только на освоение обучающимися определенных знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, обусловили необходимость разработки и внедрения нового федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность учеников; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Именно поэтому, современный урок биологии должен быть связан с основами природоохранной, здоровье сберегающей и исследовательской деятельностью. Это означает, что урок строится на закономерностях учебной деятельности, усвоении знаний, формирования умений, с учетом возрастных и индивидуальных закономерностях познания, мыслительной деятельности, мотивов и свойств личности ученика. На уроке реализовывается триединая цель — обучение, воспитание и развитие личности. Усваиваются все компоненты содержания биологического материала: знания о живой природе и методах ее познания, предметные умения и навыки, ценностное отношение к живой природе и здоровью, опыт творческой личности.
Современный урок биологии — это целостный урок, в котором все компоненты связаны между собой, образуя его структуру. На уроке по изучению процесса фотосинтеза актуализация знаний и изучение нового материала могут быть реализованы с применением демонстрации биологического опыта. Идет поэтапное закрепление материала: сначала выясняется усвоение обучающимися сущности процесса фотосинтеза, затем — понимание результата опыта, доказывающего образование кислорода. Применяется метод иллюстрации опыта и таблиц, построение модели процесса фотосинтеза.
Современный урок биологии должен быть развивающим, т. е. направленным на развитие личности. На уроке создается благоприятная обстановка для учебного труда, психологического настроя на предстоящую работу и общение обучающихся. При изучении нового материала происходит усвоение его содержания. Усвоение понимается как механизм приобретения человеком индивидуального опыта: это интеллектуальная деятельность каждого ребенка, его ощущение, восприятие, мышление, воля, память, а также процессы осмысления, запоминания, применение учебного материала. Усвоение знаний о живой природе и организме человека осуществляется на основе мыслительной деятельности ученика, которая позволяет ему устанавливать свойства и признаки биологических объектов и процессов. Знания отражаются в суждениях школьников, в умозаключениях, в решении биологических задач.
Психологическая роль контроля в закреплении, уточнении, осмыслении и систематизации знаний и способов деятельности проявляется в развитии таких свойств ученика, как мобилизация и мотивация сил и способностей, настойчивость в достижении цели, чувство долга. Успешность выполнения контроля обусловлена использованием различных форм и методов контроля, его систематичностью и гибкой системой оценки результатов, дифференцированным содержанием заданий.
Успешность урока — формирование знаний, умений, навыков. Это: осмысленное его воспроизведение, выделение главного, умение иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, выделять нравственно- этические идеи.
Чтобы развивающее обучение школьников шло эффективнее, важно применение разных типов уроков: проблемные, творческие. Виды уроков также могут быть различными: мозговая атака, урок — диалог, урок — исследование, урок — пресс — конференция. Значимую роль в процессе обучения играют интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях биологического материала с содержание других предметов. Они отличаются тем, что актуализируют основные вопросы содержания темы, устанавливают преемственные связи между дисциплинами, влияют на формирование научной картины мира и мировоззрения, раскрывают роль биологии в теории и практике.
Отдельно нужно сказать о применении в учебном процессе московской электронной школы (МЭШ). Очень важным средством обучения являются те учебные пособия, которыми оснащена МЭШ. Использование учебных компьютерных программ позволяет обучающимся выполнять задания разного типа. МЭШ содержит справочную информацию, динамический ряд, разнообразные формы и методы контроля знаний. Эта возможность использования московской электронной школы обеспечивает многократное повторение и закрепление знаний в процессе обучения и контроля, анализ и систематизация ошибок. МЭШ дает возможность обучающимся самим контролировать и оценивать свой уровень подготовки, позволяет ученику провести закрепление знаний в нужном ему объеме и темпе в наиболее комфортных и благоприятных условиях.
Успех биологического образования школьника неотделим от личности педагога. Какова же «модель» современного учителя? «Модель — это образ, аналог какого — то процесса, явления…» «всегда выполняет познавательную роль, выступая средством объяснения…». Модель учителя — это мысленный образ оригинала, совершенного профессионала. Личностные качества без профессиональных не могут характеризовать особенности педагога современной московской школы. Поэтому, на мой взгляд, важнейшими профессиональными качествами учителя являются: педагогическая эрудиция, владение педагогическими технологиями, научно — исследовательская работа, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские способности. Все эти качества проявляются лишь при условии формирования педагогической направленности, ориентации на педагогическую профессию. Педагогическая эрудиция предполагает глубокие познания учителя в педагогических науках, в биологических науках, широкую осведомленность во многих других актуальных вопросах.
Непрерывное изучение и оценивание учителем каждого ребенка, групп школьников является неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности. Педагогические технологии, которые использует учитель, позволяют достичь целей учебно-воспитательного процесса и корректировать собственную профессиональную деятельность. Научно — исследовательская работа даже на уровне ученических проектов обогащает и эрудицию, и технологию.
Задача любого учителя — помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Именно поэтому, каждый педагог должен быть чутким, внимательным и восприимчивым к интересам школьников, открытым ко всему новому. Работа каждого педагога ориентирована на самоактуализацию и самореализацию каждого ученика, на развитие личности и индивидуума. Это — основная цель и результат образовательного процесса.