Первоначальное знакомство со звездным небом с помощью астрономического зонтика

Астрономия

Покачалова Ольга Николаевна, учитель начальных классов Покачалова Дарья Максимовна, 4 класс МАОУ СОШ № 29 города Липецка...

Когда солнце исчезает за горизонтом и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо. Все мы любим наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды. Каждый человек любит смотреть на звезды. Кто - то просто восхищается красотой ночного неба, а кто-то пытается разгадать загадки, которые таит в себе космос. Что такое звезды? Как они устроены? Отчего зажигаются на небе? Эти вопросы всегда волновали людей. Первоначальное мое знакомство со звездным небом, с положениями ярких звёзд, образующих характерные фигуры созвездий, состоялось в Московском планетарии. При этом использовался самый совершенный проектор звездного неба последнего поколения «Универсариум М9». Меня заинтересовало: а что еще поможет изучить звездное небо. Пришлось засесть за книги, заглянуть в Интернет. Звездное небо можно наблюдать при помощи телескопа, подзорной трубы, бинокля, похода в планетарий и посещения кружков по астрономии. Но в Липецке нет планетария, а в школьной программе нет курса астрономии. Приобретение дорогостоящего оборудования для наблюдения звездного неба не всем по карману. Доступными пособиями для изучения звездного неба являются астрономические атласы, подвижная карта звездного неба, которые есть в печатных изданиях. Но то что мы видим в них и на звездном небе сильно отличается. Как легко ориентироваться в звездном небе? Для проверки знаний созвездий и интереса к астрономии я провела анкетирование среди учеников нашей школы. Учащимся 4-ых, 8-11 классов было предложено ответить на вопросы анкеты, для того чтобы оценить их знания и интерес по данной теме, (Приложение 1). Анкеты включала в себя по 5 вопросов, в опросе приняли участие 300 учеников. Обработав анкеты, были получены результаты, которые наглядно представлены в виде диаграмм в Приложении 2. Несмотря на высокую заинтересованность, которую ученики проявляют к данной теме, выявлена недостаточность их знаний в этой области и неумение применять их на практике. Из чего вытекает актуальность моей работы: расширить знания о звездах и помочь научиться использовать полученные знания о звездном небе на практике Поэтому новизной своей работы считаю доступность астрономического зонта, как простейшего астрономического приспособления при изучения звездного неба для всех желающих. Он устойчив к погодным условиям, не требует материальных затрат от любителей понаблюдать за звездным небом и способствует развитию интереса к астрономии. Объект: астрономические приборы для изучения звездного неба Предмет: астрономический зонт Цель: изучить звездное небо северного полушария при помощи астрономического зонтика. Гипотеза: астрономический зонтик помогает находить созвездия в ночном небе и облегчает изучение звездного неба. Задачи: - изучить научно-популярную литературу по теме исследования; - научиться находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе; - познакомиться с различными астрономическими приспособлениями для изучения звездного неба; - изготовить астрономический зонт; - проверить работу астрономического зонта на практике - привить интерес к изучению звездного неба у одноклассников и жителей микрорайона - доказать на примере астрономического зонтика, что простейшие астрономические приспособления позволяют облегчить изучение звездного неба. Методы исследования: 1. анкетирование; 2. выборка и анализ; 3. наблюдение; 4. сравнение; 5. беседа с учителем физики и астрономии, с библиотекарем; 6. наблюдение с использованием астрономического зонтика; 7. обобщение полученных данных. Практические рекомендации Чтобы воспользоваться астрономическим зонтом, необходимо следовать следующим рекомендациям: 1. наблюдать за небом надо спустя 2 часа, после захода солнца; 2. наблюдение проводится в безоблачную погоду; 3. прежде всего на небе надо отыскать Полярную звезду (как это сделать описано в пункте 2.3); 4. направить ось зонта на Полярную звезду и зрительно совместить Малую медведицу на зонте с этим же созвездием на небе; 5. продолжайте находить созвездия на звездном небе в соответствии с обозначенными созвездиями на внутренней части зонта; 6. работая с зонтом, пользуйтесь карманным фонариком; 7. для проверки полученных знаний можно воспользоваться внешней частью зонта, как немой картой звездного неба. Согласно анкете, не только учащиеся 4 классов затрудняются найти звезды, но и старшеклассники, поэтому рекомендую установить наш астрономический зонт на территории школы стационарно, чтобы все желающие могли им воспользоваться и заинтересоваться изучением звездного неба. Заключение. Звёздный купол над нами - это безграничный мир, полный тайн и загадок. А изучение его - это необыкновенно интересный и потрясающий воображение процесс. Модель простейшего астрономического приспособления – астрономический зонт, позволяет облегчить изучение звездного неба и способствует формированию интереса к астрономии. Поставленные в начале работы цели и задачи были достигнуты, а гипотеза подтверждена. Интерес к астрономии у меня не угас, а лишь укрепился. И я уверена, что в скором будущем, наблюдение за звездами преподнесет человечеству еще немало сюрпризов, будет сделано много мировых открытий, ведь сегодня астрономия – одна из самых динамично развивающихся наук. В заключение своей работы мне хотелось бы отметить следующее. Мне очень понравилось вести наблюдение за небесными объектами, узнавать что-то новое о них. Я надеюсь, что и в дальнейшем у меня будет возможность не раз отправиться в увлекательное «путешествие» по звездному небу. И, возможно, в следующий раз я расскажу об одном из небесных тел более подробно. Библиографический список 1.«Энциклопедия окружающего мира. Астрономия» М.: Росмэн,2000 2.«Всё обо всём. Космос» серия «Планета детства», М.: АСТ, 2000 3.Звёздное небо. Бомон Эмили, Гийоре Мари-Рене, М.: Махаон, 2013 4.Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп» Издательство: Детская литература Год: 1972 5.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель. М.: Просвещение 2013 6.Космос: (энциклопедия: для мл. шк. возраста) М.: РОСМЭН, 2010 7.Ранцини Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной: ил. справ. с картами созвездий М.: Эксмо, 2010 8. Астрономия для всех. – СПб.: 2004 9. Введенский Э. Л., Плешаков А. А. Естествознание. Введение в естественные науки. Учебник. 5 кл. Изд. «Русскок слово» 10. Изергин Э. Т. Физика. Учебник. Изд. «русское слово». 11. Программа пропедевтического курса по астрономии «Первый шаг во Вселенную» для 5–6 классов общеобразовательных организаций. Программа пропедевтического курса по астрономии составлена к учебному пособию «Первый шаг во Вселенную» автора Е.К. Страута. Изд. «Русское слово». 12. Внеурочная деятельность. Методические рекомендации к пропедевтическому курсу по астрономии «Первый шаг во Вселенную» 5 класс Автор О.А. Селютина Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» 5–9 классы Авторы-составители Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих. Изд. «Русское слово».

Документы:  Загрузить

Теги: 

Детальное описание: Когда солнце исчезает за горизонтом и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо. Все мы любим наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды. Каждый человек любит смотреть на звезды. Кто - то просто восхищается красотой ночного неба, а кто-то пытается разгадать загадки, которые таит в себе космос. Что такое звезды? Как они устроены? Отчего зажигаются на небе? Эти вопросы всегда волновали людей. Первоначальное мое знакомство со звездным небом, с положениями ярких звёзд, образующих характерные фигуры созвездий, состоялось в Московском планетарии. При этом использовался самый совершенный проектор звездного неба последнего поколения «Универсариум М9». Меня заинтересовало: а что еще поможет изучить звездное небо. Пришлось засесть за книги, заглянуть в Интернет. Звездное небо можно наблюдать при помощи телескопа, подзорной трубы, бинокля, похода в планетарий и посещения кружков по астрономии. Но в Липецке нет планетария, а в школьной программе нет курса астрономии. Приобретение дорогостоящего оборудования для наблюдения звездного неба не всем по карману. Доступными пособиями для изучения звездного неба являются астрономические атласы, подвижная карта звездного неба, которые есть в печатных изданиях. Но то что мы видим в них и на звездном небе сильно отличается. Как легко ориентироваться в звездном небе? Для проверки знаний созвездий и интереса к астрономии я провела анкетирование среди учеников нашей школы. Учащимся 4-ых, 8-11 классов было предложено ответить на вопросы анкеты, для того чтобы оценить их знания и интерес по данной теме, (Приложение 1). Анкеты включала в себя по 5 вопросов, в опросе приняли участие 300 учеников. Обработав анкеты, были получены результаты, которые наглядно представлены в виде диаграмм в Приложении 2. Несмотря на высокую заинтересованность, которую ученики проявляют к данной теме, выявлена недостаточность их знаний в этой области и неумение применять их на практике. Из чего вытекает актуальность моей работы: расширить знания о звездах и помочь научиться использовать полученные знания о звездном небе на практике Поэтому новизной своей работы считаю доступность астрономического зонта, как простейшего астрономического приспособления при изучения звездного неба для всех желающих. Он устойчив к погодным условиям, не требует материальных затрат от любителей понаблюдать за звездным небом и способствует развитию интереса к астрономии. Объект: астрономические приборы для изучения звездного неба Предмет: астрономический зонт Цель: изучить звездное небо северного полушария при помощи астрономического зонтика. Гипотеза: астрономический зонтик помогает находить созвездия в ночном небе и облегчает изучение звездного неба. Задачи: - изучить научно-популярную литературу по теме исследования; - научиться находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе; - познакомиться с различными астрономическими приспособлениями для изучения звездного неба; - изготовить астрономический зонт; - проверить работу астрономического зонта на практике - привить интерес к изучению звездного неба у одноклассников и жителей микрорайона - доказать на примере астрономического зонтика, что простейшие астрономические приспособления позволяют облегчить изучение звездного неба. Методы исследования: 1. анкетирование; 2. выборка и анализ; 3. наблюдение; 4. сравнение; 5. беседа с учителем физики и астрономии, с библиотекарем; 6. наблюдение с использованием астрономического зонтика; 7. обобщение полученных данных. Практические рекомендации Чтобы воспользоваться астрономическим зонтом, необходимо следовать следующим рекомендациям: 1. наблюдать за небом надо спустя 2 часа, после захода солнца; 2. наблюдение проводится в безоблачную погоду; 3. прежде всего на небе надо отыскать Полярную звезду (как это сделать описано в пункте 2.3); 4. направить ось зонта на Полярную звезду и зрительно совместить Малую медведицу на зонте с этим же созвездием на небе; 5. продолжайте находить созвездия на звездном небе в соответствии с обозначенными созвездиями на внутренней части зонта; 6. работая с зонтом, пользуйтесь карманным фонариком; 7. для проверки полученных знаний можно воспользоваться внешней частью зонта, как немой картой звездного неба. Согласно анкете, не только учащиеся 4 классов затрудняются найти звезды, но и старшеклассники, поэтому рекомендую установить наш астрономический зонт на территории школы стационарно, чтобы все желающие могли им воспользоваться и заинтересоваться изучением звездного неба. Заключение. Звёздный купол над нами - это безграничный мир, полный тайн и загадок. А изучение его - это необыкновенно интересный и потрясающий воображение процесс. Модель простейшего астрономического приспособления – астрономический зонт, позволяет облегчить изучение звездного неба и способствует формированию интереса к астрономии. Поставленные в начале работы цели и задачи были достигнуты, а гипотеза подтверждена. Интерес к астрономии у меня не угас, а лишь укрепился. И я уверена, что в скором будущем, наблюдение за звездами преподнесет человечеству еще немало сюрпризов, будет сделано много мировых открытий, ведь сегодня астрономия – одна из самых динамично развивающихся наук. В заключение своей работы мне хотелось бы отметить следующее. Мне очень понравилось вести наблюдение за небесными объектами, узнавать что-то новое о них. Я надеюсь, что и в дальнейшем у меня будет возможность не раз отправиться в увлекательное «путешествие» по звездному небу. И, возможно, в следующий раз я расскажу об одном из небесных тел более подробно. Библиографический список 1.«Энциклопедия окружающего мира. Астрономия» М.: Росмэн,2000 2.«Всё обо всём. Космос» серия «Планета детства», М.: АСТ, 2000 3.Звёздное небо. Бомон Эмили, Гийоре Мари-Рене, М.: Махаон, 2013 4.Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп» Издательство: Детская литература Год: 1972 5.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель. М.: Просвещение 2013 6.Космос: (энциклопедия: для мл. шк. возраста) М.: РОСМЭН, 2010 7.Ранцини Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной: ил. справ. с картами созвездий М.: Эксмо, 2010 8. Астрономия для всех. – СПб.: 2004 9. Введенский Э. Л., Плешаков А. А. Естествознание. Введение в естественные науки. Учебник. 5 кл. Изд. «Русскок слово» 10. Изергин Э. Т. Физика. Учебник. Изд. «русское слово». 11. Программа пропедевтического курса по астрономии «Первый шаг во Вселенную» для 5–6 классов общеобразовательных организаций. Программа пропедевтического курса по астрономии составлена к учебному пособию «Первый шаг во Вселенную» автора Е.К. Страута. Изд. «Русское слово». 12. Внеурочная деятельность. Методические рекомендации к пропедевтическому курсу по астрономии «Первый шаг во Вселенную» 5 класс Автор О.А. Селютина Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» 5–9 классы Авторы-составители Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих. Изд. «Русское слово».

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):