Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Английский язык

Шманатова Светлана Валерьевна, учитель английского языка
МБОУ «Киржеманская СОШ», Чамзинский район, Республика Мордовия

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе – задача сложная и для учителя, и для учеников, но вполне выполнимая. Накопленный годами опыт позволяет определить главные направления подготовки выпускников и разработать систему занятий, способствующих успешному прохождению учениками итоговой аттестации. Интенсивная методическая работа скажется результативно.

Среди факторов, обеспечивающих успешную сдачу ЕГЭ по английскому языку, отметим следующие:

• хороший уровень владения английским языком;

• владение разными видами аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания) и стратегиями работы с аудио- и печатными текстами;

• знакомство с форматом экзамена;

• ознакомление с критериями оценивания ответов, объяснение предъявляемых требований;

• тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль времени, работа с секундомером, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом);

• проведение нескольких пробных тестирований.

Для подготовки важно выбрать эффективные ресурсы. В основе нашей работы – УМК «Английский язык: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой. Применение данного УМК дает положительные результаты: во-первых, при работе с учебными материалами происходит совершенствование всех видов речевой деятельности, во-вторых, интегрированные задания формата ЕГЭ позволяют систематично развивать экзаменационные умения, в-третьих, рекомендации по выполнению экзаменационных заданий помогают сформировать четкий алгоритм работы и эффективно распределить время. Тексты и задания, представленные в учебнике и рабочей тетради, актуальны и затрагивают насущные вопросы современного общества, что способствует поддержанию мотивации к изучению языка.

В дополнение к основному УМК, в работе используются образовательные ресурсы Интернета, например, аналитические и методические материалы, а также задания по всем разделам КИМ из открытого банка заданий на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

При подготовке к экзамену, ученики обычно сталкиваются с определенными трудностями. Самое сложное – выполнение заданий устной части. И здесь можно говорить скорее о психологическом барьере и зажатости некоторых ребят, нежели их языковой подготовке. Практика показывает, что аналогичные задания ученики выполняют в письменной форме лучше, чем в устной. Другая трудность заключается в умении создавать развернутое письменное высказывание, что относится к высокому уровню сложности. Для преодоления этих трудностей необходимо выстроить с учащимися тщательную работу, учитывая типичные ошибки выпускников прошлых лет.

В систему занятий, состоящих из урочной и внеурочной работы, мы включаем разнообразные практики, уделяя внимание особенностям выполнения каждого задания КИМ ЕГЭ. Например, при подготовке к устной части используется станция для устного экзамена, что позволяет ученикам постепенно привыкнуть к такому формату и уменьшить страх перед записью ответов. Практикуется запись устных ответов на мобильные телефоны с последующим  проведением анализа и исправлением ошибок. И, конечно, подробно разбираются критерии оценивания устных и письменных ответов, что позволяет ученикам понимать, что от них требуется.

Исходя из собственного опыта, можно порекомендовать следующие стратегии работы:

• важно знакомить учеников с алгоритмом работы с каждым типом заданий;

• учитывая типичные ошибки, необходимо проработать с учениками сложный материал;

• при проверке домашних сочинений можно предложить ученикам самим выставить баллы по каждому критерию;

• в течение года необходимо проводить контроль навыков чтения, аудирования, письменной и диалогической речи, монологического высказывания, что позволяет проследить динамику результатов учащихся и выявить те задания, которые требуют повышенного внимания в процессе подготовки;

• в дополнение к учебным занятиям можно порекомендовать учащимся спланировать собственную самостоятельную работу, включающую чтение статей и книг на английском языке, прослушивание любимых песен или просмотр фильмов с субтитрами или без них;

• важно быть в постоянном контакте с учениками для уменьшения пробелов в знаниях.

В заключение можно отметить, что регулярное использование на уроках и внеурочной деятельности заданий в формате ЕГЭ, стратегий и алгоритмов работы с каждым типом заданий, повышает качество подготовленности, а также качество знаний по предмету, позволяет обучающимся более уверенно чувствовать себя при выполнении заданий каждого раздела.

Теги: 

Детальное описание: 

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе – задача сложная и для учителя, и для учеников, но вполне выполнимая. Накопленный годами опыт позволяет определить главные направления подготовки выпускников и разработать систему занятий, способствующих успешному прохождению учениками итоговой аттестации. Интенсивная методическая работа скажется результативно.

Среди факторов, обеспечивающих успешную сдачу ЕГЭ по английскому языку, отметим следующие:

• хороший уровень владения английским языком;

• владение разными видами аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания) и стратегиями работы с аудио- и печатными текстами;

• знакомство с форматом экзамена;

• ознакомление с критериями оценивания ответов, объяснение предъявляемых требований;

• тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль времени, работа с секундомером, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом);

• проведение нескольких пробных тестирований.

Для подготовки важно выбрать эффективные ресурсы. В основе нашей работы – УМК «Английский язык: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой. Применение данного УМК дает положительные результаты: во-первых, при работе с учебными материалами происходит совершенствование всех видов речевой деятельности, во-вторых, интегрированные задания формата ЕГЭ позволяют систематично развивать экзаменационные умения, в-третьих, рекомендации по выполнению экзаменационных заданий помогают сформировать четкий алгоритм работы и эффективно распределить время. Тексты и задания, представленные в учебнике и рабочей тетради, актуальны и затрагивают насущные вопросы современного общества, что способствует поддержанию мотивации к изучению языка.

В дополнение к основному УМК, в работе используются образовательные ресурсы Интернета, например, аналитические и методические материалы, а также задания по всем разделам КИМ из открытого банка заданий на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

При подготовке к экзамену, ученики обычно сталкиваются с определенными трудностями. Самое сложное – выполнение заданий устной части. И здесь можно говорить скорее о психологическом барьере и зажатости некоторых ребят, нежели их языковой подготовке. Практика показывает, что аналогичные задания ученики выполняют в письменной форме лучше, чем в устной. Другая трудность заключается в умении создавать развернутое письменное высказывание, что относится к высокому уровню сложности. Для преодоления этих трудностей необходимо выстроить с учащимися тщательную работу, учитывая типичные ошибки выпускников прошлых лет.

В систему занятий, состоящих из урочной и внеурочной работы, мы включаем разнообразные практики, уделяя внимание особенностям выполнения каждого задания КИМ ЕГЭ. Например, при подготовке к устной части используется станция для устного экзамена, что позволяет ученикам постепенно привыкнуть к такому формату и уменьшить страх перед записью ответов. Практикуется запись устных ответов на мобильные телефоны с последующим  проведением анализа и исправлением ошибок. И, конечно, подробно разбираются критерии оценивания устных и письменных ответов, что позволяет ученикам понимать, что от них требуется.

Исходя из собственного опыта, можно порекомендовать следующие стратегии работы:

• важно знакомить учеников с алгоритмом работы с каждым типом заданий;

• учитывая типичные ошибки, необходимо проработать с учениками сложный материал;

• при проверке домашних сочинений можно предложить ученикам самим выставить баллы по каждому критерию;

• в течение года необходимо проводить контроль навыков чтения, аудирования, письменной и диалогической речи, монологического высказывания, что позволяет проследить динамику результатов учащихся и выявить те задания, которые требуют повышенного внимания в процессе подготовки;

• в дополнение к учебным занятиям можно порекомендовать учащимся спланировать собственную самостоятельную работу, включающую чтение статей и книг на английском языке, прослушивание любимых песен или просмотр фильмов с субтитрами или без них;

• важно быть в постоянном контакте с учениками для уменьшения пробелов в знаниях.

В заключение можно отметить, что регулярное использование на уроках и внеурочной деятельности заданий в формате ЕГЭ, стратегий и алгоритмов работы с каждым типом заданий, повышает качество подготовленности, а также качество знаний по предмету, позволяет обучающимся более уверенно чувствовать себя при выполнении заданий каждого раздела.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):