Ахмедова Раъно Джуралиевна
Участники: ученики 9 «А» класса.
Конспект урока по РКИ на тему:
"Пушкин - основоположник современного русского языка"
1. Развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.
2. Вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии .
1. Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
2. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;
3. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;
4. Закрепить знания, пробудить любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Материалы и ресурсы: Печатные материалы, раздаточные материалы, столы и стулья, электронная доска, картинки, ноутбук, видеокамера.
Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А.С. Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Слово учителя (4 мин.)
На экране появляется изображение портрета Александра Сергеевича Пушкина (слайд № 1).
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москве, в немецкой Слободе, в богатой дворянской семье. Маленького Александра воспитывали французские гувернëры. Он рано научился читать и писать. Уже в детстве начал писать стихи на французском языке. Отец Сергей Львович был майором в отставке. Мать Пушкина - Надежда Осиповна (слайд № 2) родила троих детей. У Александра Сергеевича были брат Лев и сестра Ольга. (слайд № 3). Саша жил в большой семье. Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества. Саша очень любил читать и писать стихи. Пушкин был очень талантливым поэтом, написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нём живёт вечно. В детстве Александр Сергеевич Пушкин очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня -Арина Родионовна. Именно она заменила ему мать, подарила своё тепло и ласку. Когда он вырос, он не забыл свою няню. Когда приезжал домой, обязательно слушал еë сказки. Много лет прошло с того времени, когда жил Великий поэт, но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы станции метро, улицы, площади. Став поэтом, Александр Сергеевич Пушкин написал чудесные стихотворения.
«Поэтической пятиминутка» (2 минуты).
Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
После каждого прочтения строки стихотворения на русском, ученики читают по одной строке на узбекском языке. (Заранее, на предыдущем уроке было переведено стихотворение полностью с участием учеников этого класса.
Учитель хвалит, просит поаплодировать всех присутствующих за такой труд участников.
Подготовка к объяснению нового. Работа над новыми словами:
Переводят новые слова на узбекский язык, составляют с ними предложения.
2) Учитель читает слова А. Ахматовой о А.С. Пушкине:
"Он победил и время, и пространство." (Анна Ахматова).
- Как вы можете объяснить иными словами слова Анны Ахматовой о Пушкине? Какие слова не понятны в этом предложении?
Ученики составляют предложения и передают смысл этого изречения своими словами.
Закрепление нового материала:
1) Ученики читают текст по два предложения, параллельно переводят на узбекский язык.
2) Ученики записывают новые слова в словарные тетради.
Учитель задаёт вопросы по тексту. Ученики отвечают на вопросы.
- Давайте прочитаем наши раздаточные материалы с названием " Интересные факты о Пушкине"!
Ученики по очереди читают интересные факты о А.С. Пушкине. Учитель:
- Какие факты вас особенно удивили?
Ученики рассказывают о фактах, которые для них новые.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много интересного о Пушкине и его жизни.
А кто нам расскажет наизусть любимые стихотворения А.С. Пушкина?
Ученики рассказывают наизусть стихотворения Пушкина.
Учитель:
- Молодцы! Спасибо всем.
1. Литература и история: Прочитайте отрывок из "Капитанской дочки", описывающий восстание Пугачева. Напишите небольшой реферат о том, как это событие отражено в произведении и как оно повлияло на его сюжет.
2. Литература и изобразительное искусство: Найдите и проанализируйте несколько картин, посвященных Пушкину и его произведениям. Создайте презентацию, в которой вы расскажете о том, как художники изображают сцены из произведений Пушкина.
3. Литература и музыка: Прослушайте фрагменты оперы "Евгений Онегин" Чайковского. Напишите эссе о том, как музыка помогает передать настроение и образы героев произведения Пушкина.
4. Литература и география:Создайте карту мест, связанных с жизнью Пушкина. Напишите краткое описание каждого места и его значения для творчества Пушкина.
Лексико-грамматический тест
Задание 1: Заполните пропуски1. Пушкин родился в ____ году.
2. Одним из самых известных произведений Пушкина является ____.
3. Пушкин написал ____ (название произведения) в ____ году.
1. Пушкин считается основоположником: a) древнерусского языка b) современного русского языка c) славянского языка
2. В каком произведении Пушкина описывается история Евгения Онегина? a) "Руслан и Людмила" b) "Капитанская дочка" c) "Евгений Онегин"
Аудирование
Задание 1: Прослушайте отрывок из произведения Пушкина и ответьте на вопросы.
1. О чем говорится в этом отрывке?2. Какое настроение передает текст?
3. Какие персонажи упоминаются в тексте?
1. В каком году Пушкин был сослан в Михайловское?
2. Какие произведения Пушкин написал в этот период?
Чтение
Задание 1: Прочитайте отрывок из "Евгения Онегина" и выполните задания.1. Перескажите содержание отрывка.
2. Найдите и объясните значение устаревших слов в тексте.
3. Какие литературные приемы использует Пушкин в этом отрывке?
1. Какие нововведения в русском языке были введены Пушкиным?
2. Почему Пушкина называют основоположником современного русского языка?
Письмо
Задание 1: Напишите эссе на тему "Пушкин как основоположник современного русского языка".1. Охарактеризуйте вклад Пушкина в развитие русского языка.
2. Приведите примеры из его произведений, подтверждающие его новаторство в языке.
Задание 2: Напишите письмо другу, в котором расскажите о своем любимом произведении Пушкина и объясните, почему оно вам нравится.
Говорение
Задание 1: Подготовьте короткую речь на тему "Влияние Пушкина на современный русский язык".
1. Расскажите о роли Пушкина в развитии русского языка.
2. Приведите примеры из его произведений, которые повлияли на язык и литературу.
1. Обсудите сюжет и персонажей.
2. Объясните, почему это произведение важно для вас и для русского языка в целом.
Примеры заданий
1. Лексико-грамматический тест:- В каком году родился Пушкин? (1799)
- Какое произведение Пушкина считается первым русским романом в стихах? ("Евгений Онегин")
2. Аудирование:
- Прослушайте отрывок из "Бориса Годунова" и ответьте на вопросы: "Какое историческое событие описывается? Какие чувства испытывают персонажи?"
3. Чтение:
- Прочитайте статью о значении "Капитанской дочки" в истории русской литературы и ответьте на вопросы: "Какое историческое событие легло в основу сюжета? Какие черты героев выделяет автор?"
4. Письмо:
- Напишите эссе на тему: "Как произведения Пушкина повлияли на развитие русского языка?"
5. Говорение:
- Подготовьте короткую речь на тему: "Как творчество Пушкина отразилось на современном русском языке и культуре?"
Домашнее задание.
- Представьте, что вы попали в эпоху А.С. Пушкина. Какой вопрос вы бы задали А.С. Пушкину? Напишите маленький рассказ минимум из шести предложений об этой встрече.Всем спасибо за участие! Надеюсь, вы получили огромное удовольствие от сегодняшнего урока. До свидания!