Никуличева Наталья Николаевна
Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.
Конкурс творческих работ «Если б я был Петром I…»
Номинация: «А память славы человека горит и светит как звезда…»
Предмет: Окружающий мир
Класс 3
УМК: Школа 21 века
Тема урока: Российская империя. XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый в Вологде.
Тип урока: Изучение нового материала
Место урока в изучении темы, раздела: Первый урок в теме: «Российская империя. XVIII-XX века».
Цель: Формирование у учащихся представления об императоре Петре I, который сделал так, что Россия стала могущественной державой.
Задачи:
- Познакомить с личностью Петра I, его реформами и вкладом в развитие России, роль императора в развитии территорий современной Вологодской области.
Ход урока
Название этапа
|
Описание содержания этапа
|
|
|
В деятельности учителя |
В деятельности обучающегося
|
Организа-ционный момент 1 мин |
Приветствие детей |
Приветствие учащихся |
Постановка темы и цели урока мин
Работа с толковым словарем
|
Обратите внимание на запись на доске. Государство Русь (9-13 века)- Русское государство (14-17 века)-Российская империя (18-20 век) О каком этапе развития нашей страны мы поведем речь на уроке? Какой титул был у правителя Руси? Какой титул был у правителя Русского государства? Какой титул, как думаете, был у правителя Российской империи? В каком веке страну стали называть Российской империей? Узнаем, кто стал первым императором Российской империи. Соотнесите титул и имя правителя.
Первым императором Российской империи был Петр I. Что вам хотелось узнать о первом императоре?
|
На предыдущих уроках мы говорили о правителях Руси и Русского государства, значит сегодня будем говорить о Российской империи. Князьт-тправитель земель Древней Руси Царь - титул правителей Московского государства. Император - титул монарха, а также лицо, носящее этот титул. В 18 веке Работа с карточкой. Соотнеси титул и имя правителя 1. Ярослав Мудрый 2. Владимир Мономах - царь 3. Иван Грозный - князь 4. Петр Великий - император 5.Владимир Красное Солнышко
- каким было детство, каким был человеком Петр, - какие произошли изменения в стране во время правления, - почему стали называть императором? - почему было прозвище Великий?
|
Изучение нового материала
Детство Петра I |
Ночью 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе засияла большая звезда. В ту же ночь у царя Алексея и жены его Натальи Кирилловны родился сын. Маленького царевича назвали Петром. Петр в девять лет выглядел пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами. Царь Алексей Михайлович скоро умер. На царство были венчаны Петр и его брат Иван. Пока они были маленькими, государством управляла их старшая сестра Софья.
|
Алексей Наталья Михайлович Кирилловна
Царевич Петр Двуместный трон
Царевна Софья
|
Рабочий день царя |
Попробуем понять, каким был человеком и правителем Петр Первый. Учебник с.33 Прочитаем текст «Петр I Великий» Какую характеристику дает Петру Первому А.С. Пушкин? Пётр І имел рост 2 м 4 см, был силён – руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широким шагами, что спутник едва поспевали за ним бегом. Неутомимый, волевой, он хотел всё узнать и постичь все науки. Пётр І учился всю жизнь. Хорошо знал математику, географию, военное дело, навигацию. Знал немецкий, голландский, отчасти английский и французский языки. С.34 рубрика «Этот удивительный мир». Прочитайте описание одного трудового дня Петра Первого. Что можем добавить к характеристике Петра Первого как человека? |
Петр Первый: - был образованным человеком, - занимался морским делом, - своими руками мог многое сделать, - посвятил себя служению своей стране. В.А.СЕРОВ Петр I
Петр I был талантливый человек, много трудился, следил за тем, чтобы и его подчиненные также ответственно относились к своим обязанностям. |
Реформы Петра I
Работа в группах |
Что будущий император сделал для страны? Какую цель преследовал Петр I? Одними из самых известных достижений Петра I являются: создание флота и строительство Санкт-Петербурга. Узнаем, как это удалось правителю и какие цели он преследовал. Работа в группах с текстами учебника. С. 34 Создание русского флота (1 группа) 1. Почему Петр I отправился в Европу под чужим именем? 2. С какой целью будущему императору необходимо было построить флот? С.36 Столица Российской империи Санкт-Петербург (2 группа) 1. Почему Петр I решил построить Санкт-Петербург? 2. Какие новшества при строительстве города были введены?
|
С.33 учебник - строил флот, укреплял государство и армию, открывал училища, основывал заводы. Россия должна была стать могущественной державой.
Читают текст из учебника, отвечают на вопросы на карточках. 1 группа 1. Хотел лично изучить опыт других стран в морском деле, сам овладеть навыками строительства и управления кораблями. 2. Благодаря флоту можно одержать важные для России победы на море и присоединить новые территории. 2 группа 1. Санкт-Петербург должен был стать городом – крепостью для защиты западных рубежей страны. В дальнейшем стал столицей России. 2. Улицы были прямые и широкие, а площади просторные. Все здания были каменные, улицы мощенные. Посажен Летний сад, установлены первые в России фонтаны. В 1720 году первые фонари уличного освещения. |
Петр I в Вологде |
Петр I неоднократно посещал и города, которые сейчас относятся к территории Вологодской области. Узнаем, с какой целью посещал государь эти города. Прочитайте текст, укажите на карте населенные пункты Вологодской области, которые посетил Петр I. Отметьте, что его там интересовало. Работа в паре с текстом. Первый визит в Вологду совершил молодой государь в 1692 г, когда выбирал место для строительства кораблей своего флота. Местное Кубенское озеро монарха разочаровало по причине своей мелководности. Трижды за время правления посещал Тотьму. В Тотьме познакомился с работой соляных варниц. Сам доставал из трубных колодцев соляной рассол, чтобы узнать, насколько трудна эта работа. В Устюжне по приказу Петра Первого началось строительство железоделательного завода, который закрылся через 8 лет из-за нехватки сырья.
|
1. Кубенское озеро для строительства флота 2. Тотьма – соляные варницы 3. Устюжна – строительство железоделательного завода. Петр Первый открывал новые мануфактуры, заводы, чтобы Россия стала могущественной державой.
|
Обобщение изученного |
Почему Перта I называли Великим?
Какими преобразованиями Петра Великого мы пользуемся до сих пор? - Новое летоисчисление; - Начало года с 1 января; - флаг, который был на кораблях при Петре, сейчас наш государственный символ; - Регулярная армия; -Русский флот; - Наличие фамилий; - Среднее профессиональное и высшее образование; - водные каналы (некоторые были запроектированы при Петре, но построены при других правителях) - типография, газеты |
В царствование Петра I Россия стала могущественной державой. Он принимал новые государственные законы, строил флот, воевал, открывал училища, заводы и фабрики. В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране. |
Домашнее задание |
Сейчас трудно себе представить те времена, когда не было ни газет , ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. В большинстве случаев новости разносили странники. Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Перта Первого и называлась «Ведомости». Была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда из нескольких листов. Дома предлагаю вам самим попробовать сделать такую газету. |
Задание Сделать газету, размером с газеты Петровской эпахи, со статьей об интересных преобразованиях Петра Первого. Сделать иллюстрации к статье или подобрать фото на тему. |
Рефлексия |
В России в установлено много памятников Петру Первому. Представьте, что вы скульпторы. какой бы памятник поставили вы Петру Первому и почему? |
Рассматривают памятники и предлагают свои варианты, отображающие достижения Петра Первого. |
Список литературы
https://travelask.ru/system/embedded_map_attachments/files/000/000/843/original/Дороги.jpg
https://vsdn.ru/images/data/mus/70480_big_1332769907.jpg
https://i.pinimg.com/originals/30/2e/5b/302e5b2b808834b692cc79fd46306906.jpg
https://ru.moscovery.com/wp-content/uploads/2016/03/Царь-Петр-I-в-детств.jpg
https://aria-art.ru/0/A/Aleksej%20Mihajlovich/2-7.jpg
https://club.berkovich-zametki.com/wp-content/uploads/2020/02/image01.jpg
https://rating-poverka.com/wp-content/uploads/2020/11/petr1-scaled.jpg
Ишимова А.О. История России для детей. –М.: Монолог, 1993
Павленко Н.И. Петр Великий.-М.:Мысль,1990
Ситников В.П. Кто есть кто в истории России. –М.:АСТ: Слово: Полоиграфиздат, 2011