Прокудина Надежда Васильевна,
учитель математики,
ГБОУ школа № 1591 г. Москва
Тема: «Системно-деятельностный подход на уроках математики».
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который является одним из условий повышения потенциала обучения математики в школе. Деятельностный метод обучения подразумевает, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Осуществляя деятельностный подход, я стараюсь организовать работу на уроке так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:
Хочу поделиться своим опытом деятельностного подхода на уроках геометрии в 8 классе по теме «Площадь».
Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Перед тем как изучать тему «Площадь прямоугольника и квадрата» предлагаю учащимся проект «Дом моей мечты». Класс делится на группы по 5 человек и каждый ищет рисунок, чертеж, фотографию того дома, в котором он хотел бы жить. (Уроки геометрии спаренные).
1-2 уроки начинается с того, что каждая группа выбирает один дом для своего исследования. Группа становится фирмой по отделке домов (крыши и стен). Выбранный дом они переносят на лист формата А3, изображают его в цвете и делают презентацию своей недвижимости. Затем строят алгоритм для подсчета количества материала необходимого для дома. Обсуждаем представленные алгоритмы и вот на этом этапе и происходит:
- осознание и вычленение проблемы;
- постановка цели изучения;
- формулирование задач;
- сами осознали и вычленили проблему;
- поставили цель изучения;
- сформулировали задачи;
- решили их;
- сумели применить полученные знания на практике;
- смогли, преобразовывая их, получить новые знания.
Хочу поделиться своим опытом деятельностного подхода на уроках геометрии в 8 классе по теме «Площадь».
Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Перед тем как изучать тему «Площадь прямоугольника и квадрата» предлагаю учащимся проект «Дом моей мечты». Класс делится на группы по 5 человек и каждый ищет рисунок, чертеж, фотографию того дома, в котором он хотел бы жить. (Уроки геометрии спаренные).
1-2 уроки начинается с того, что каждая группа выбирает один дом для своего исследования. Группа становится фирмой по отделке домов (крыши и стен). Выбранный дом они переносят на лист формата А3, изображают его в цвете и делают презентацию своей недвижимости. Затем строят алгоритм для подсчета количества материала необходимого для дома. Обсуждаем представленные алгоритмы и вот на этом этапе и происходит:
- осознание и вычленение проблемы;
- постановка цели изучения;
- формулирование задач;
Отсюда и вытекает домашнее задание.
Домашнее задание: в тетради записать формулы вычисления площади всех известных геометрических фигур с объяснениями, опираясь на знания, которыми сейчас владеют.
3-4 уроки разбираем формулы, которые учащиеся нашли дома. Группа определяет из каких геометрических фигур состоит дом, рассчитывает площадь крыши и площадь стен, учитывая окна и двери. Размеры дома ребята выбирают сами или берут из различных источников. На данных уроках обучающиеся:
- решают поставленные задачи;
- применяют полученные знания на практике.
Домашнее задание: в тетради записать формулы вычисления площади всех известных геометрических фигур с объяснениями, опираясь на знания, которыми сейчас владеют.
3-4 уроки разбираем формулы, которые учащиеся нашли дома. Группа определяет из каких геометрических фигур состоит дом, рассчитывает площадь крыши и площадь стен, учитывая окна и двери. Размеры дома ребята выбирают сами или берут из различных источников. На данных уроках обучающиеся:
- решают поставленные задачи;
- применяют полученные знания на практике.
Домашнее задание: Найти информацию о материалах для отделки стен и крыш дома.
5-6 уроки разбираем как найти количество материала для данной площади. Решаем простейшие задачи. Далее группа считает количество материала необходимого для своего дома (крыши и стены). Находим стоимость этого материала в интернете и выясняем во сколько обойдется отделка. В конце проводится рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроках и организуется самооценка учениками собственной деятельности.
5-6 уроки разбираем как найти количество материала для данной площади. Решаем простейшие задачи. Далее группа считает количество материала необходимого для своего дома (крыши и стены). Находим стоимость этого материала в интернете и выясняем во сколько обойдется отделка. В конце проводится рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроках и организуется самооценка учениками собственной деятельности.
Вывод: Данная тема прошла динамично, для ребят было много интересного и поучительного, некоторые раскрылись в новом качестве (роль риелтора). Формулы для вычисления площадей запомнились легко.
Так как основной формой организации обучения является урок, то я применяю следующие принципы построения урока:
1. Принцип деятельности (деятельность ребят происходит на каждом уроке, в разном виде).
2. Принцип непрерывности (происходит связь между всеми ступенями обучения).
3. Принцип целостности (получают полную картину окружающего мира).
4. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера, нет стрессообразующих факторов).
5. Принцип вариативности (формул много, выбери те, которые подходят тебе).
6. Принцип творчества (посмотрите сами проекты).
1. Принцип деятельности (деятельность ребят происходит на каждом уроке, в разном виде).
2. Принцип непрерывности (происходит связь между всеми ступенями обучения).
3. Принцип целостности (получают полную картину окружающего мира).
4. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера, нет стрессообразующих факторов).
5. Принцип вариативности (формул много, выбери те, которые подходят тебе).
6. Принцип творчества (посмотрите сами проекты).
Таким образом, последовательная реализация деятельностного под-хода повышает эффективность образования.
Об этом свидетельствует:
• более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися,
• возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
• существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
• возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
• значительно сокращается время обучения,
• наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
• более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися,
• возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
• существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
• возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
• значительно сокращается время обучения,
• наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.