Системный подход при формировании общебиологических понятий: современный взгляд

Биология

Иванова Ольга Ильинична,
учитель биологии
ГБОУ школа № 1591, г. Москва

Системный подход получил широкую реализацию не только в философии, социологии, биологии, но и в педагогической науке. Доктор философских наук В. П. Кузьмин справедливо замечает, что в наше время ни одна область наук не может обойтись без системных представлений, как общего, так и специального порядка.

Вопросы системного подхода к биологическому образованию в школе подробно рассматриваются учеными –методистами ни один год. Именно они отмечают, что при изучении биологии особенности процессов жизни должны постепенно раскрываться на разных уровнях их организации: клеточном и организменном, популяцонно-видовом, биогеоценотическом, биосферном (в зависимости от возрастных особенностей учащихся, их познавательных возможностей).

Считается, что последовательное развитие общебиологических понятий, постепенно обогащающих новым содержанием, будет содействовать закреплению и развитию биологических знаний в целом. Наиболее существенным недостатком сегодняшнего курса биологии является отсутствие целостности в его содержании. Биологические дисциплины: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология — изолированы, замкнуты в себе, излагаются в разном плане.

Современная методическая наука поддерживает и развивает принципы системного подхода в обучении. Ученые — методисты констатируют, что формирование и развитие узловых общебиологических понятий и установление между ними естественных связей и отношений создает благоприятные условия для сознательного и прочного усвоения учащимися биологических знаний на современном научном уровне.

Формирование общебиологических понятий обусловлено:
1. Необходимостью усиления теоретической направленности систематизации и обобщения фактического материала.
2. Переориентацией описательного содержания на его объяснительный характер.
3. Учетом психовозрастных особенностей подростков.

Конечно учителями не мало делается в этом вопросе. Общебиологическими понятиями считаются понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе: клетка как единица жизни, взаимосвязь организма и среды, обмен веществ и энергии, эволюционное развитие и другие. Ввиду сложности биологических категорий и некоторых понятий они не могут быть полностью усвоены учащимися сразу с достаточной глубиной на современном научном уровне. Вначале целесообразно формировать наглядно- образные представления, отражающие первоначальные понятия, вскрывающие лишь элементарную сущность биологических явлений. При дальнейшем обучении эти понятия постепенно углубляются и развиваются в более полные понятия, приближающиеся к современным научным знаниям.

Анализ моего преподавания и результаты мониторинга знаний обучающихся показывают, что понятия, и в особенности общебиологические, недостаточно развиваются, что создает пробелы в знаниях школьников.

Например, общебиологическое понятие «обмен веществ и энергии», связанное с жизненными функциями и условиями жизни, требует особого внимания. При изучении растений физиологические процессы изучаются раздельно по органам: дыхание, питание минеральное, питание воздушное, испарение и прочее. Задача же развития понятия заключается в том, чтобы учащиеся понимали, какие процессы происходят в целом в растении и в связи с какими условиями. При формировании понятий о дыхании и питании растений учителю необходимо проводить лабораторные работы, демонстрировать опыты, формируя наглядно — образные представления о жизненных процессах организма. При анализе результатов опыта обучающиеся должны выявлять сущность и значение этих процессов для каждой клетки и организма в целом. Таким образом определяются теоретические знания.

В курсе зоологии понятие об обмене веществ необходимо развивать при изучении основных представителей типов животных. Важно сравнивать уровни обмена веществ у представителей разных классов типа Хордовые, что способствует и развитию логического мышления, и осознанию сущности обменных процессов организмов.

Обучающиеся восьмых классов получают дальнейшее развитие понятия об обмене веществ на основе фактических знаний о рефлекторной дуге, ведущей роли коры больших полушарий. Понятие об обмене веществ связывает большинство тем курса конкретизацией различных видов обмена (белкового, жирового, углеводного, минерального), понимание согласованности всех процессов, протекающих в организме человека, углубляет понятие об обмене веществ.

В курсе общей биологии обмен веществ живых организмов изучается в прямой связи с круговоротом веществ на нашей планете, с биосферой в целом.

Таким образом, понятие «обмен веществ и энергии», как и любое общебиологическое понятие, формируется из простых специальных понятий, затем складывается в сложные и более общие, многосторонние теоретические понятия.

Можно отметить, что осуществление принципа системности при формировании общебиологических понятий создает благоприятные условия для развития научного понимания живой природы, всестороннего понимания жизни, эффективного развития мышления, научного понимания закономерных связей и отношений в живой природе.

Теги: 

Детальное описание: Системный подход получил широкую реализацию не только в философии, социологии, биологии, но и в педагогической науке. Доктор философских наук В. П. Кузьмин справедливо замечает, что в наше время ни одна область наук не может обойтись без системных представлений, как общего, так и специального порядка.

Вопросы системного подхода к биологическому образованию в школе подробно рассматриваются учеными –методистами ни один год. Именно они отмечают, что при изучении биологии особенности процессов жизни должны постепенно раскрываться на разных уровнях их организации: клеточном и организменном, популяцонно-видовом, биогеоценотическом, биосферном (в зависимости от возрастных особенностей учащихся, их познавательных возможностей).

Считается, что последовательное развитие общебиологических понятий, постепенно обогащающих новым содержанием, будет содействовать закреплению и развитию биологических знаний в целом. Наиболее существенным недостатком сегодняшнего курса биологии является отсутствие целостности в его содержании. Биологические дисциплины: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология — изолированы, замкнуты в себе, излагаются в разном плане.

Современная методическая наука поддерживает и развивает принципы системного подхода в обучении. Ученые — методисты констатируют, что формирование и развитие узловых общебиологических понятий и установление между ними естественных связей и отношений создает благоприятные условия для сознательного и прочного усвоения учащимися биологических знаний на современном научном уровне.

Формирование общебиологических понятий обусловлено:
1. Необходимостью усиления теоретической направленности систематизации и обобщения фактического материала.
2. Переориентацией описательного содержания на его объяснительный характер.
3. Учетом психовозрастных особенностей подростков.

Конечно учителями не мало делается в этом вопросе. Общебиологическими понятиями считаются понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе: клетка как единица жизни, взаимосвязь организма и среды, обмен веществ и энергии, эволюционное развитие и другие. Ввиду сложности биологических категорий и некоторых понятий они не могут быть полностью усвоены учащимися сразу с достаточной глубиной на современном научном уровне. Вначале целесообразно формировать наглядно- образные представления, отражающие первоначальные понятия, вскрывающие лишь элементарную сущность биологических явлений. При дальнейшем обучении эти понятия постепенно углубляются и развиваются в более полные понятия, приближающиеся к современным научным знаниям.

Анализ моего преподавания и результаты мониторинга знаний обучающихся показывают, что понятия, и в особенности общебиологические, недостаточно развиваются, что создает пробелы в знаниях школьников.

Например, общебиологическое понятие «обмен веществ и энергии», связанное с жизненными функциями и условиями жизни, требует особого внимания. При изучении растений физиологические процессы изучаются раздельно по органам: дыхание, питание минеральное, питание воздушное, испарение и прочее. Задача же развития понятия заключается в том, чтобы учащиеся понимали, какие процессы происходят в целом в растении и в связи с какими условиями. При формировании понятий о дыхании и питании растений учителю необходимо проводить лабораторные работы, демонстрировать опыты, формируя наглядно — образные представления о жизненных процессах организма. При анализе результатов опыта обучающиеся должны выявлять сущность и значение этих процессов для каждой клетки и организма в целом. Таким образом определяются теоретические знания.

В курсе зоологии понятие об обмене веществ необходимо развивать при изучении основных представителей типов животных. Важно сравнивать уровни обмена веществ у представителей разных классов типа Хордовые, что способствует и развитию логического мышления, и осознанию сущности обменных процессов организмов.

Обучающиеся восьмых классов получают дальнейшее развитие понятия об обмене веществ на основе фактических знаний о рефлекторной дуге, ведущей роли коры больших полушарий. Понятие об обмене веществ связывает большинство тем курса конкретизацией различных видов обмена (белкового, жирового, углеводного, минерального), понимание согласованности всех процессов, протекающих в организме человека, углубляет понятие об обмене веществ.

В курсе общей биологии обмен веществ живых организмов изучается в прямой связи с круговоротом веществ на нашей планете, с биосферой в целом.

Таким образом, понятие «обмен веществ и энергии», как и любое общебиологическое понятие, формируется из простых специальных понятий, затем складывается в сложные и более общие, многосторонние теоретические понятия.

Можно отметить, что осуществление принципа системности при формировании общебиологических понятий создает благоприятные условия для развития научного понимания живой природы, всестороннего понимания жизни, эффективного развития мышления, научного понимания закономерных связей и отношений в живой природе.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата):